• Главная
  • >
  • Очень странная история: экстремистская статья против историка и блогера

Очень странная история: экстремистская статья против историка и блогера

01.08.2025

Против историка и блогера Айбека Абдурахменова возбудили уголовное дело по обвинению в разжигании межнациональной розни, признаки которого были усмотрены даже не в его постах на темы казахстанской истории, а в комментариях пользователей к ним.   

30 июля в Алматы состоялась пресс-конференция, посвящённая ситуации вокруг казахстанского историка и блогера Айбека Абдурахманова, автора ютуб-канала «Глазами истории», против которого возбуждено уголовное дело по статье 174 УК РК (разжигание межнациональной розни), дело ведёт департамент полиции Астаны. Главной темой передач на ютуб-канале Айбека Абдурахманова были трагические страницы истории Казахстана в ХХ веке, а прежде всего голодомор и политические репрессии.

В защиту преследуемого властями историка и блогера выступили его адвокаты Еркин Кахаров и Сериккали Мусин, общественные деятели Алмас Тилепов и Рахаш Токмамбет, а также правозащитник Галым Агелеуов.

Первое, что отметил адвокат Сериккали Мусин, представляя журналистам дело своего подзащитного, была плотная закрытость дела. По словам адвоката, ведущий это дело следователь столичного ДВД всячески препятствует ознакомлению адвокатов с содержанием данного уголовного дела. Из того немного, что всё-таки стало известно адвокатам, у них сложилось впечатление, что разжигание межнациональной розни полицейские обнаружили не в постах самого Абдурахманова, а в комментариях к его постам, оставленных неустановленными лицами. После возбуждения уголовного дела Айбек заблокировал те комменты, в которых полиция усмотрела разжигание розни, однако следователей это не удовлетворило, они продолжают накручивать обвинение на автора ютуб-канала.

– Формат этого ютуб-канала изначально не предусматривал модерации комментов автором передач. В противном случае Айбек должен был после каждого своего поста с рассказом о том или ином историческом событии отвечать на каждый читательский/зрительский комментарий – согласен он с ним или не согласен. Мало того, в своих комментах на пользовтательские комменты он должен был подхватывать и развивать высказывания неизвестных ему комментаторов, направленные на разжигание межнациональной розни: только в таком случае его самого можно было бы обвинить в этом преступлении. Однако ничего такого не было, так что Айбека можно лишь упрекнуть в том, что он не чистил форум своего канал от сомнительных комментов, однако под диспозицию статьи 174 такое бездействие не подпадает, – говорит Сериккакли Мусин.

Адвокат Еркин Кахаров указал на непонятную медлительность следствия в плане предусмотренного законом ознакомления стороны защиты с материалами дела, которое было возбуждено в феврале этого года.

– Всё это время подозреваемый ходит под подпиской о невыезде и под угрозой ареста, а мы, его адвокаты, до сих пор не можем добиться, чтобы нам предоставили возможность ознакомиться с актами экспертиз, тем самым лишая нас возможности обжаловать их. А свою очередь мы обратились к независимым экспертам с просьбой изучить посты нашего подзащитного на предмет наличия или отсутствия в них признаков разжигания розни, – говорит Кахаров.

Правозащитника Галыма Агелеуова дело историка и популяризатора исторических знаний Айбека Абдурахменова зацепило ещё и потому, что он сам по образованию историк, преподавал в свой время на истфаке КазНУ, уже в новое время делал на Ютубе передачи об истории Казахстана, неоднократно бывал организатором мемориальных мероприятий у памятника жертвам голода и политических репрессий в Алматы.

– Деятельность Айбека Абдурахманова как историка и блогера на стыке этих сфер предполагает сочетания академического и эмоционального подходов. Для него жертвы пережитых казахским народом исторических трагедий – не абстрактные фигуры, а живые люди, отчего в его рассказах о них могли быть некоторые эмоциональные перехлёсты, которые ни в коем случае не следует как агрессию по отношению к другим народам. В своих передачах Айбек популяризует достижения академической науки, до сих пор не попавшие в школьные учебники или в исторические кинофильмы – уже за это нужно сказать ему спасибо, а не вешать на него обвинения в том, чего он не делал и не говорил, а написали какие-нибудь интернетовские тролли, возможно даже специально, чтобы скомпрометировать автора ютуб-канала, – говорит Галым Агелеуов.

Ко всему сказанному участниками пресс-конференции по делу историка Абдурахманова можно добавить следующую аналогию: в 1952 году Министерство госбезопасности Казахской ССР возбудило и довело до суда уголовное дело историка Ермухана Бекмазханова по обвинению в антисоветской пропаганде, направленной на подрыв или ослабление советского государственного строя и усмотренной в научных трудах и лекциях учёного. Историк был приговорён к 25 годам каторжных работ, но менее чем через год был освобождён, а ещё через пару лет реабилитирован. Это стало возможными после смерти Иосифа Сталина и оглашение его преемником Никитой Хрущёвым известного доклада на ХХ съезде КПСС. Какие исторические события должны произойти в современном Казахстане, чтобы полицейские из отделов по борьбе с экстремизмом перестали копировать сталинских чекистов и брежневских кагебешников?