Прошла зима, весна настала – вторая пандемийная весна. На экваторе прошедшего марта мы отметили первую годовщину введения в Казахстане режима ЧП по коронавирусу. Этот режим действовал не так уж долго – всего два месяца, после чего был отмен, как было тогда объявлено, с сохранением противоэпидемических ограничений. И вот в таком формате наша страна дожила до годовщины начала ЧП и продолжает жить поныне.
А как накладывается пандемийная ситуация на правозащитную? И как в этих условиях работают казахстанские правозащитники в целом и конкретно сотрудники нашего Бюро по правам человека? Информация об этом весь прошедший год регулярно публиковалась на интернет-сайте КМБПЧ и продолжает там публиковаться. Однако на экваторе текущего месяца мы решили дополнить общий информационный поток отдельным правозащитным обзором по итогам первой половины апреля, а ещё через две недели – аналогичным обзором за вторую половину оного.
Итак, начинаем наш обзор некоторых событий с участием Бюро по правам человека. На всякий случай оговоримся, что какие-то мероприятия могли остаться за рамками этого обзора.
Первый апрельский понедельник – день торжества правосудия
Главным событием этого полумесяца, а если взять шире, то и всей уже прошедшей части текущего года нам представляется завершение большой административно-судебной эпопеи. Она началась ещё осенью прошлого года с одновременных проверок налоговой инспекцией отчётности нескольких десятков неправительственных и некоммерческих организаций. Итогом долгих проверок стало принятие в начале февраля постановлений двух районных управлений госдоходов о приостановлении неа три месяца деятельности ряда правозащитных организаций, включая и наше Бюро.
В дальнейшем наши юристы обжаловали эти акты в Департаменте госдоходов по городу Алматы, который в конце концов отменил постановления своих районных подразделений. Однако в этом решении основаниями для их отмены была указана «незначительность нарушений», тогда как мы доказывали, что нарушений не было вообще, с чем и обратились в Специализированный межрайонный административный суд города Алматы. В ходе судебного разбирательства позицию истцов-НПОшников поддержал даже прокурорский надзор, после чего в первый апрельский понедельник 5.04 два судьи СМАСа огласили свои решения по искам трёх казахстанских НПО.
Суд обязал налоговые органы Алматы прекратить возбужденные ими в прошлом году административные дела против КМБПЧ, Международной правовой инициативы и общественного объединения «Эхо» за отсутствием в двух случаях состава правонарушения, а в одном случае даже и события правонарушения, что в наших судах бывает крайне редко. Мало того, суд вынес частные определения в адрес налоговых органов в связи с допущенными ими серьёзными нарушениями процессуальных норм.
Налоговые проверки не должны быть политической дубинкой
Столь необычное в казахстанской судебной практике завершение этой эпопеи подвигло правозащитные организации и другие НПО начать совместную работу по составлению информационно-аналитической записки с общим разбором сложившейся практики проведения налоговых проверок общественных организаций и использования их в целях политического давления. Сейчас группа экспертов при координации со стороны нашего Бюро работает над такой запиской.
Наряду с обзором и критическим анализом ситуации предполагается также выработать конкретные предложения по внесению изменений и дополнений в Налоговый кодекс и в Кодекс об административных правонарушениях, каковые новеллы сделали бы невозможным использование налоговых проверок НПО для политического давления на них или хотя бы снизили возможность такого использования.
Нельзя сажать за свободу собраний ни превентивно, ни постфактум
Как уже говорилось выше, казахстанские правозащитники начали работу над информационно-аналитической запиской по налоговым проверкам. А вот работа над аналогичной запиской по превентивным задержаниям участников мирных собраний уже завершена, и 14 апреля состоялась пресс-коференция по ситуации с мирными собраниями в РК, с включением в повестку этого документа.
В ней говорится о превентивных задержаниях полицейскими многих людей, направлявшихся на митинг («винтят» на подходе к месту его проведения или даже на выходе из дома) или только собиравшихся сделать это (блокируют в квартире, пока митинг не закончится или увозят из дому на допрос, где держат, пока митинг не кончится). Но это хотя бы в день проведения митинга, а то ведь бывали и задержания организаторов и потенциальных участников акции за несколько дней до её проведения. Причём в этом случае предметом обвинения в полиции и в адмсуде становится факт подачи задержанным лицом заявки на проведение митинга или размещение им в Интернете постов и комментариев на тему предстоящего события.
Такую репрессивную практику казахстанские правозащитники считают глубоко порочной – антидемократичной, антигуманной и противоречащей всем принципам национального и международного права, а равно и международным обязательствам Республики Казахстан. Превентивные задержания, аресты и штрафы за вообще не совершённые, а только предполагаемые нарушения митингового законодательства абсолютно незаконны. Точно так же, как и многочасовое блокирование участников мирных протестов (пресловутый кетлинг) и любые иные репрессивные действия силовиков против граждан, реализующих своё конституционное право на свободу мирных собраний, если только они не прибегают и не призывают к насилию – таков был главный вывод из этой информационно-аналитической записки.
Против пыток и других форм жестокого обращения с людьми
В течение первой половины апреля Коалиция казахстанских НПО против пыток, ведущим членом которой является наше Бюро, продолжала реализацию проектов «Свобода от пыток в Казахстане», «Содействие внедрению международных стандартов и передового опыта в борьбе с пытками», «Реабилитация жертв пыток: юридическая, медицинская и психологическая поддержка». Внешними партнёрами казахстанских правозащитников по этим проектам являются Европейский союз, Управление верховного комиссара ООН по правам человека и Хельсинкский фонд по правам человека.
С начала 2021 года по 15 апреля в Коалицию поступило 42 сообщения о фактах пыток и других форм жестокого и унизительного обращения и наказания. По этим жалобам юристы-мониторы Коалиции на постоянной основе готовили письма в уполномоченные государственные органы с требованием принять меры по этим жалобам. А для срочных посещений авторов обращений в местах лишения свободы и ведения дел по их жалобам были привлечено 12 адвокатов. Из них с начала апреля Коалиция привлекла трёх адвокатов для разовых визитов в интересах заключённых А.Абишева, К.Абишева и И.Волынец.
В настоящее время Коалиция ведёт стратегические тяжбы по поводу жестокого обращения с несовершеннолетними со стороны сотрудников полиции и о возмещении морального вреда жертвам пыток, признанных таковыми на национальном уровне по приговору суда.
В течение первой половины апреля были организованы четыре рабочих встречи, по итогам которых подготовлены две информационные справки.
Помощь беженцам, мигрантам и лицам без гражданства
Ещё одним важным направлением работы нашего Бюро является защита прав беженцев, мигрантов и лиц без гражданства, по разным причинам оказавшихся в Казахстане. В этом направлении мы тесно сотрудничаем с Управлением верховного комиссара по делам беженцев (УВКБ ООН) и с другими международными организациями, работающими в этой сфере.
В начале апреля прошла рабочая встреча директора КМБПЧ Евгения Жовтиса и его заместителя Дениса Дживаги с региональным представителем УВКБ Хансом Шодером. Участники встречи обсудили положение находящихся в Казахстане мигрантов, беженцев и лиц без гражданства в условиях пандемии и связанных с нею ограничений. По итогам обсуждения были намечены конкретные предложения по защите прав людей из этого контингента и по взаимодействию с казахстанскими госорганами – аппаратом уполномоченного по правам человека при президенте РК, министерствами внутренних дел, юстиции, здравоохранения и образования.
Ещё одним направлением взаимодействия казахстанских правозащитников с международными организациями в это сфере является участие экспертов от КМБПЧ Дениса Дживаги и Юрия Гусакова в рабочей группе ЮНИСЕФ по улучшению положения детей беженцев, мигрантов и лиц без гражданства. В этом направлении разработаны рекомендации по обеспечению доступа детей из этого контингента к образованию и медицине. Наши эксперты разработали методическое пособие для чиновников Минздрава и Минюста по выявлению и регистрации фактов рождения детей в семьях беженцев и мигрантов.
И вот уже в последний день обозреваемого здесь периода, а именно15 апреля по инициативе нашего Бюро состоялась онлайн-конференция экспертов из нескольких казахстанских НПО, участвовавших в разработке методических рекомендаций по обеспечению трудовых прав мигрантов. Одновременно с этим общественные эксперты завершают сейчас работу по составлению аналитических записок о ситуации с приёмом беженцев, отказа в таковом приёме и выдворения из страны, а также с защитой лиц, ставших жертвами торговли людьми.
Как только работа над этими записками будет завершена, они будут представлены общественности и затем направлены в администрацию президента РК, в правительство и в Генеральную прокуратуру. Вполне возможно, это произойдёт уже во второй половине апреля.