За две недели до Дня казахстанской прессы профильное министерство объявило о создании рабочей группы по подготовке нового медийного законопроекта. С одной стороны, старый закон, принятый 23 года назад и много раз перекроенный, действительно нуждается в замене. С другой же стороны есть опасения: не оказался бы новый закон репрессивным хуже старого.
В понедельник 20 июня началась новая неделя – последняя июньская, а во вторник 21-го начнётся последняя июньская декада. Вспоминаю об этом потому, что на исходе текущего месяца нас ожидает наш профессиональный праздник – День казахстанской прессы, каковому празднику в этом году исполнится «четвертак». Ровно четверть века назад, в июне 1997 года президентским указом было решено праздновать 28 июня в память о принятии Верховным советом Казахской ССР первого казахстанского закона «О печати и других средствах массовой информации» от 28.06.1991.
Через восемь лет после принятия того закона и через два года после учреждения нашего профессионального праздника вступил в действие был принятый теперь уже Мажилисом и Сенатом новый закон «О средствах массовой информации» от 23.07.1999. Этот закон действует до сих пор, но конечно же далеко не в первозданном виде: в 2004-м, 2005-м и 2006 годах в закон внесли множество поправок утеснительного характера. В связи с этим те поправки даже прозвали «пожарными», а на прошедшем в День казахстанской прессы 2006 года журналистском митинге в защиту прессы было торжественно предано огню чучело Цензуры.
В последующие годы в законотворческой сфере ничего сравнимого по резонансу вроде бы не происходило, в во всяком случае в 2019-21 годах, даром что это были годы президентского транзита и ковидной пандемии. Однако в текущем 2022 году сразу после январских событий (возможно даже под их непосредственным влиянием) был назначен новый министр информации и общественного развития Аскар Умаров. А коль скоро в провозглашённом весной этого года «новом Казахстане» главное идеологическое ведомство возглавил новый и весьма амбициозный министр, то неудивительно и возобновление разговоров о новом медийном законе. И вот уже на экваторе первого летнего месяца руководство МИОРа объявляет о создании рабочей группы по подготовке нового закона о СМИ и проводит 15 июня презентацию отдельных положений будущего законопроекта.
Открывая презентацию, министр информации и общественного развития Аскар Умаров отметил, что при разработке будут учитываться мнения журналистских организаций и в целом профессионального сообщества. В свою очередь глава старейшей из таких организаций, а именно Международного фонда защиты свободы слова «Адил соз» Тамара Калеева отметила в своём комментарии к данному событию, что в ходе презентации осталось непонятным точное название будущего закона.
Я же в этой связи позволю себе предположить, что новый закон о СМИ либо сохранит название прежнего закона, либо его расширят до формата «О средствах массовой информации и социальных сетях», если судить по тому вниманию, что уделено в уже озвученных предложениях блогерам наравне с журналистами. А вот какой вариант представляется мне наименее вероятным – закон «О гарантиях свободы слова и прессы в Республике Казахстан». Наверное, для этого наш Казахстан пока ещё недостаточно новый.
По ходу дальнейшего пересказа МИОРовских тезисов нового медийного закона наши коллеги из «Адил соза» делят озвученные ведомством предложения на условные «пряники» и «кнут». К первым отнесены сокращение срока исковой давности по делам о защите чести и достоинства (сейчас такие иски могут быть поданы истцами и приняты к рассмотрению судами хоть через год, хоть через два года после исходной публикации). Ещё одна новация в виде аккредитации журналистов т блогеров предполагает наделение аккредитованного правом на льготный ипотечный кредит и бесплатный доступ на культурные мероприятия, а для некоторых категорий аккредитованных блогеров предлагается государственное финансирование.
Впрочем, у последней из предлагаемых новаций есть признаки не только пряника, но и не то чтобы кнута, но чего-то вроде троянского коня. При полном отсутствии в законодательстве нормы о финансировании блогеров в казахстанских соцсетях уже много лет ходят упорные слухи о негласном финансировании властями или привластными бизнес-структурами отдельных блогероов или даже целых групп, ласково именуемых за это тролльчатниками или ботофермами. Нужно ли говорить, что подозрение в таковом финансировании отнюдь не прибавляет заподозренному популярности в казахстанском сегменте Интернета. И едва ли это изменится в случае легитимации такого явления в новом законе о СМИ и соцсетях.
Ещё одно предложение, а именно об отнесении информационных агентств к категории сетевых СМИ, так сходу и не отнесёшь к категории «кнутовых» или «пряниковых» – возможно, эта новелла носит чисто технический характер. А вот что вызвало у наших коллег из «Адил соза» тревогу, каковую я готов с ними разделить – это обещание начать перерегистрацию всех существующих в стране масс-медиа по новому закону, создание в недрах МИОРа некоего Комитета по этике и возможность отзыва у журналиста имеющейся у него аккредитации по решению этого комитета.
Прессозащитники высказывают серьёзные опасения на предмет того, какие предполагаются последствия для журналиста-лишенца – только ли лишение бесплатного посещения культурных мероприятий или же нечто вроде запрета на профессию. То же самое и в ещё большей степени относится к журналистам и блогерам, которые не захотят получать аккредитацию в МИОРе или сочтут, что она им не нужна – не окажутся ли они в положении своих российских коллег, массово признаваемых сейчас иностранными агентами.
Что же обязательной перерегистрации по новому закону всех имеющихся в стране информационных ресурсов, то здесь главная развилка представляется нам в том, какая это будет перерегистрация – статистическая или нормативная. В первом случае у нас возражений нет – напротив, было бы очень интересно узнать точное количество реально работающих информресурсов, вычлененное из четырёхзначной (или даже пятизначной) цифры, которой наши власти оперируют на внешнем рынке, когда хотят похвалиться высоким уровнем свободы слова и прессы в стране.
В случае же, если перерегистрация задумана и будет проводиться как некий экзамен на лояльность, то после неё мы рискуем недосчитаться большого числа как раз-таки вполне реально вещающих СМИ или блогов, чем-либо не устраивающих начальство. Допустить такой зачистки нельзя ни в коем случае. Если окажется, что такие опасения имеют хоть какие-то основания, то журналистским и правозащитным организациям впору проводить новый митинг по образцу Дня казахстанской прессы-2006 с сожжением соломенного чучела с надписью «Новый закон о СМИ».