• Главная
  • >
  • Ликвидировать пытки не только нужно, но и можно

Ликвидировать пытки не только нужно, но и можно

01.04.2023

В Астане во время круглого стола по проблемам расследования пыток в Генеральной прокуратуре правозащитники предложили свыше десяти конкретных шагов для постепенного устранения самого явления.  

31 марта в Астане прошел круглый стол на тему «Актуальные проблемы расследования дел о пытках» с участием работников Генеральной прокуратуры, Верховного суда,  полиции, Министерства юстиции, адвокатов, членов Коалиции НПО Казахстана против пыток. Также в других регионах страны данное заседание транслировалось в стенах региональных отделений прокуратур с привлечением местного прокурорского и общественного контингента, представителей уполномоченного по правам человека и других вовлеченных органов.

Возможно, проведение этого мероприятия стало реакцией на предстоящее обсуждение в Комитете ООН против пыток очередных докладов, представленных государством и Коалицией НПО Казахстана против пыток о положении дел в этой сфере в стране.

Надо ли говорить о том, что после январских событий 2022 Казахстан вошел в топ стран, где пытки применяются масштабно и являются системой государственной политики? Та же Коалиция НПО против пыток направила специальному докладчику ООН против пыток 59 кейсов, связанных с Кантаром, из 190 зарегистрированных ей. Хотя, на самом деле это лишь малая часть выхваченного из потока насилия и жестокости, активизированного сотрудниками полиции и спецслужб. Примечательно, что даже сотрудники прокуратуры засветили в средневековой пыточной вакханалии тех дней.

На это в качестве подтверждения работы над ошибками Генеральная прокуратура на круглом столе озвучила, что за эти пытки было осуждено на реальные сроки лишения свободы девять человек (из 35 привлеченных к ответственности). В некоторых случаях следствие все еще ведется.

В Генеральной прокуратуре также указали на недостатки в связи с соблюдением безопасности задержанных и арестованных. Прокурорской проверкой установлено 6 159 участков и помещений органов уголовного преследования, не охваченных системами видеонаблюдения, так называемых «слепых зон». 937 видеокамер оказались в нерабочем состоянии – об этом говорится в материале Генеральной прокуратуры по завершению круглого стола.

Помимо этого Генпрокуратура сообщила, что была издана инструкция об ответственности (вплоть до увольнения) руководителей за пытки и жестокое обращение, допущенные их подчиненными.

В конце мероприятия представители Коалиции против пыток представили государству ряд своих предложений и критических замечаний касательно пути, предложенного государством для уменьшения (о ликвидации говорить еще не приходится) количества пыток и других видов жестокого обращения, которым подвергают казахстанцев в отделениях полиции, департаментах КНБ и антикоррупционного комитета, и иных закрытых учреждениях страны. 

Так, первое – Коалиция против пыток предлагает ввести на постоянной основе тематические парламентские слушания с последующими рекомендациями для правоохранительных органов и давать оценку их эффективности.

Второе – обеспечить выделение Комитета уголовно-исполнительной системы в отдельное ведомство, независимое от правоохранительных органов.

Третье на что обратили внимание правозащитники – предельно низкое качество расследования пыток, что вызывает беспокойство также в Комитете ООН по правам человека. Несмотря на частичное выполнение Казахстаном рекомендацией экспертов ООН (обязательное медицинское освидетельствование при задержании и водворении в изолятор временного содержания с приложением к протоколу задержания акта медицинского освидетельствования), однако во время январских протестов и беспорядков далеко не все медицинские сотрудники изоляторов регистрировали в журналах и картах задержанных физические побои, раны и др. И никто не понес наказание.

Четвертое – опасения в правозащитном сообществе вызывают нововведения в ст.146 УК РК (пытки), где согласно поручения президента РК и Генпрокуратуры говорится об исключительной подследственности, однако же на деле в части 1, 3, 4 статьи внесена альтернативная подследственность. В дальнейшем предлагается закрепить алгоритм расследования дел о пытках приказом Генеральной прокуратуры и привлекать гражданское общество в работу по совершенствования механизма расследования сообщений о пытках.

Пятым пунктом отмечается важность доступа к независимому медицинскому работнику всех задержанных, заключенных под стражу и осужденных лиц.

В шестых Коалиция предлагает усилить контроль за регистрацией всех сообщений, в том числе за счет создания при Генпрокуратуре независимого, периодически (ежегодно) отчитывающегося Парламенту механизма расследования всех сообщений о пытках с включением в него медработников, адвокатов и экспертов от гражданского общества.

Седьмым шагом для предотвращения пыток предлагается издать совместный приказ, в котором прописать и предусмотреть участие членов Коалиции против пыток в срочных посещениях по индивидуальным обращениям на пытки и проведение совместного мониторинга с прокуратурой закрытых учреждений отдельно от Общественных наблюдательных комиссий и Национального превентивного механизма против пыток.

Восьмое – незамедлительная и безоговорочная регистрация сообщений о пытках в Едином реестре досудебных расследований (ЕРДР) вместо книги учета информации (КУИ).

Девятое – совершенствование методик судебно-медицинской и судебно-психолого психиатрических экспертиз.

Десятое – усиление контроля Генеральной прокуратуры за исполнением нормативных Постановлений, Приказов и норм УПК.

Одиннадцатое – введение в практику судьями при заявлении во время судебного разбирательства со стороны лица о применении к нему пыток, сразу незамедлительно реагировать, отправляя частное определение в прокуратуру о заявленном факте. В то же время Верховному суду рекомендовано проводить на системной основе обучение и разъяснение среди судей всех уровней для выполнения международных обязательств и проявления политики нулевой терпимости.

Наконец, двенадцатым пунктом стало предложение реанимирования деятельности Рабочей группы при Уполномоченном по правам человека по рассмотрения фактов пыток, которая была создана в 2008 г.

Коалиция НПО Казахстана против пыток действует с 2007 года и на 2023 год насчитывает 48 участников, включая НПО, независимых экспертов, врачей, психологов, адвокатов, независимых экспертов.
 
Инициатором создания Коалиции и координатором с момента ее образования является Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности (КМБПЧ). Деятельность Коалиции поддерживается КМБПЧ, Европейским Союзом и др. Коалиция является членом Всемирной организации против пыток – OMCT.
 
Сотрудники организаций-членов Коалиции являются активными участниками НПМ и членами Координационного Совета и ЭС при Уполномоченном по правам человека.

Сотрудники организаций-членов Коалиции участвуют в Общественных советах при Министерстве внутренних дел и Генеральной прокуратуре, в Консультативно-совещательном органе «Диалоговая площадка по человеческому измерению» при МИД РК, в Рабочей группе по рассмотрению фактов применения пыток и других жестоких видов обращения и наказания при Уполномоченном по правам человека Республики Казахстан.

Члены эксперты Коалиции готовят и направляют в Комитеты ООН против пыток и Комитетом ООН по правам человека.