В Астане во время круглого стола по проблемам расследования пыток в Генеральной прокуратуре правозащитники предложили свыше десяти конкретных шагов для постепенного устранения самого явления.
31 марта в Астане прошел круглый стол на тему «Актуальные проблемы расследования дел о пытках» с участием работников Генеральной прокуратуры, Верховного суда, полиции, Министерства юстиции, адвокатов, членов Коалиции НПО Казахстана против пыток. Также в других регионах страны данное заседание транслировалось в стенах региональных отделений прокуратур с привлечением местного прокурорского и общественного контингента, представителей уполномоченного по правам человека и других вовлеченных органов.
Возможно, проведение этого мероприятия стало реакцией на предстоящее обсуждение в Комитете ООН против пыток очередных докладов, представленных государством и Коалицией НПО Казахстана против пыток о положении дел в этой сфере в стране.
Надо ли говорить о том, что после январских событий 2022 Казахстан вошел в топ стран, где пытки применяются масштабно и являются системой государственной политики? Та же Коалиция НПО против пыток направила специальному докладчику ООН против пыток 59 кейсов, связанных с Кантаром, из 190 зарегистрированных ей. Хотя, на самом деле это лишь малая часть выхваченного из потока насилия и жестокости, активизированного сотрудниками полиции и спецслужб. Примечательно, что даже сотрудники прокуратуры засветили в средневековой пыточной вакханалии тех дней.
На это в качестве подтверждения работы над ошибками Генеральная прокуратура на круглом столе озвучила, что за эти пытки было осуждено на реальные сроки лишения свободы девять человек (из 35 привлеченных к ответственности). В некоторых случаях следствие все еще ведется.
В Генеральной прокуратуре также указали на недостатки в связи с соблюдением безопасности задержанных и арестованных. Прокурорской проверкой установлено 6 159 участков и помещений органов уголовного преследования, не охваченных системами видеонаблюдения, так называемых «слепых зон». 937 видеокамер оказались в нерабочем состоянии – об этом говорится в материале Генеральной прокуратуры по завершению круглого стола.
Помимо этого Генпрокуратура сообщила, что была издана инструкция об ответственности (вплоть до увольнения) руководителей за пытки и жестокое обращение, допущенные их подчиненными.
В конце мероприятия представители Коалиции против пыток представили государству ряд своих предложений и критических замечаний касательно пути, предложенного государством для уменьшения (о ликвидации говорить еще не приходится) количества пыток и других видов жестокого обращения, которым подвергают казахстанцев в отделениях полиции, департаментах КНБ и антикоррупционного комитета, и иных закрытых учреждениях страны.
Так, первое – Коалиция против пыток предлагает ввести на постоянной основе тематические парламентские слушания с последующими рекомендациями для правоохранительных органов и давать оценку их эффективности.
Второе – обеспечить выделение Комитета уголовно-исполнительной системы в отдельное ведомство, независимое от правоохранительных органов.
Третье на что обратили внимание правозащитники – предельно низкое качество расследования пыток, что вызывает беспокойство также в Комитете ООН по правам человека. Несмотря на частичное выполнение Казахстаном рекомендацией экспертов ООН (обязательное медицинское освидетельствование при задержании и водворении в изолятор временного содержания с приложением к протоколу задержания акта медицинского освидетельствования), однако во время январских протестов и беспорядков далеко не все медицинские сотрудники изоляторов регистрировали в журналах и картах задержанных физические побои, раны и др. И никто не понес наказание.
Четвертое – опасения в правозащитном сообществе вызывают нововведения в ст.146 УК РК (пытки), где согласно поручения президента РК и Генпрокуратуры говорится об исключительной подследственности, однако же на деле в части 1, 3, 4 статьи внесена альтернативная подследственность. В дальнейшем предлагается закрепить алгоритм расследования дел о пытках приказом Генеральной прокуратуры и привлекать гражданское общество в работу по совершенствования механизма расследования сообщений о пытках.
Пятым пунктом отмечается важность доступа к независимому медицинскому работнику всех задержанных, заключенных под стражу и осужденных лиц.
В шестых Коалиция предлагает усилить контроль за регистрацией всех сообщений, в том числе за счет создания при Генпрокуратуре независимого, периодически (ежегодно) отчитывающегося Парламенту механизма расследования всех сообщений о пытках с включением в него медработников, адвокатов и экспертов от гражданского общества.
Седьмым шагом для предотвращения пыток предлагается издать совместный приказ, в котором прописать и предусмотреть участие членов Коалиции против пыток в срочных посещениях по индивидуальным обращениям на пытки и проведение совместного мониторинга с прокуратурой закрытых учреждений отдельно от Общественных наблюдательных комиссий и Национального превентивного механизма против пыток.
Восьмое – незамедлительная и безоговорочная регистрация сообщений о пытках в Едином реестре досудебных расследований (ЕРДР) вместо книги учета информации (КУИ).
Девятое – совершенствование методик судебно-медицинской и судебно-психолого психиатрических экспертиз.
Десятое – усиление контроля Генеральной прокуратуры за исполнением нормативных Постановлений, Приказов и норм УПК.
Одиннадцатое – введение в практику судьями при заявлении во время судебного разбирательства со стороны лица о применении к нему пыток, сразу незамедлительно реагировать, отправляя частное определение в прокуратуру о заявленном факте. В то же время Верховному суду рекомендовано проводить на системной основе обучение и разъяснение среди судей всех уровней для выполнения международных обязательств и проявления политики нулевой терпимости.
Наконец, двенадцатым пунктом стало предложение реанимирования деятельности Рабочей группы при Уполномоченном по правам человека по рассмотрения фактов пыток, которая была создана в 2008 г.