• Главная
  • >
  • Министерство труда: добить неугодных

Министерство труда: добить неугодных

22.04.2025

Минтруда РК озаботилось созданием казахстанским профсоюзам дополнительных препятствий, ссылаясь на несуществующий опыт стран Запада.

В апреле 2025 года Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан опубликовало Консультативный документ регуляторной политики к проекту закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования трудового законодательства». Одним из ключевых направлений предлагаемых изменений стало дополнительное регулирование деятельности профессиональных союзов.

В частности, в описании проблемной ситуации указывается на так называемое «недостаточное регулирование статуса, членства и прозрачности деятельности профсоюзов». В качестве причин называются: отсутствие подтверждения статуса профсоюза после его регистрации, неясность в определении членов, а также отсутствие обязанности по предоставлению отчетности. Министерство считает, что это может способствовать фиктивной деятельности профсоюзов, снижать доверие работников к ним и препятствовать обеспечению прозрачности.

Для решения указанных проблем предлагается ввести ежегодное подтверждение структуры профсоюзов, уточнение состава их членов и обязанность по регулярной отчетности перед членами. Эти нормы планируется внедрять поэтапно, начиная с 2026 года — в течение пяти лет после вступления закона в силу.

Однако такие инициативы прямо противоречат международным обязательствам Казахстана, в частности, положениям Конвенции Международной организации труда (МОТ) №87 о свободе ассоциаций и защите права на организацию, ратифицированной Республикой Казахстан.

Согласно этому международному документу, работники и работодатели имеют право свободно создавать организации по своему выбору без предварительного разрешения и осуществлять свою деятельность без вмешательства со стороны государственных органов. Введение ежегодного подтверждения регистрации профсоюзов, детализации их структуры и состава под контролем уполномоченных органов, а также обязательной отчетности — всё это представляет собой форму вмешательства в деятельность независимых организаций и нарушает их автономию.

Более того, действующее законодательство уже содержит чрезмерные ограничения: республиканские, территориальные и отраслевые профсоюзы обязаны подтверждать наличие филиалов, что уже подвергалось критике со стороны Комитета МОТ по свободе объединений.

Утверждение о том, что отсутствие ежегодного подтверждения статуса профсоюзов ведет к их фиктивной деятельности, не подкреплено доказательствами. В условиях, когда профсоюзы уже сталкиваются со сложными и бюрократизированными процедурами регистрации и функционирования, новые инициативы лишь усугубят положение, усилив зависимость организаций от воли государственных структур.

Таким образом, предлагаемые изменения не соответствуют ни духу, ни букве международных норм и, вопреки заявленным целям, не способствуют укреплению доверия к профсоюзам.

Международный опыт: Великобритания, Франция и Германия

Министерство труда в качестве аргумента приводит международную практику, в том числе опыт Великобритании, Франции и Германии. Однако в этих странах регулирование профсоюзов строится на совершенно иных принципах.

  • Великобритания: регистрация профсоюзов осуществляется через сертификационный орган, однако ежегодного подтверждения их статуса не требуется. Профсоюзы имеют широкую автономию, включая право определять свою структуру и порядок членства.
  • Франция: применяется уведомительная система регистрации профсоюзов. После подачи уведомления последующего государственного подтверждения не требуется. Профсоюзы самостоятельно организуют свою деятельность и несут ответственность перед своими членами, а не перед государством.
  • Германия: вообще не предусматривает обязательной государственной регистрации профсоюзов. Их правосубъектность подтверждается фактом деятельности и признанием со стороны членов и работодателей.

Во всех указанных странах государство не вмешивается во внутренние процессы профсоюзов, за исключением случаев серьёзных нарушений, таких как потеря независимости в интересах работодателя. В этих случаях организация может лишиться статуса профсоюза, но только по решению суда, а не административного органа.

Таким образом, практика Великобритании, Франции и Германии, вопреки утверждениям Министерства, основывается на уважении к принципу автономии профсоюзов, что соответствует Конвенции МОТ №87 и международным стандартам в области прав человека.