Лозунги, видео и срок

07.06.2022

Выкрикивал «Шал, кет!», «Жанаозен вперед», «Пусть вороватая власть уйдет!» и снимал на видео. – в Шымкенте за «участие в массовых беспорядках» осудили гражданского активиста Молдабая Садибекова.

6 июня в Аль-Фарабийском районном суде Шымкента оглашён приговор гражданскому активисту Молдабаю Садибекову. Он признан виновным по части 2 и 3 статьи 272 и части 1 статьи 380 УК РК и ему назначено наказание в виде 3 лет лишения свободы с отбыванием в учреждении средней безопасности.

Ранее оглашение приговора Садибекову уже назначалось на 1 июня, но было отложено, по словам судьи, в связи с тем, что в СИЗО сломалась автомашина, на которой подсудимого должны были доставить в суд на оглашение приговора. За прошедшие с тех пор пять дней судя по всему автозак починили, подсудимого доставили в суд, где он выслушал свой приговор.

В наложении друг на друга приговорно-огласительных дат 1 и 6 июня можно усмотреть некую символику: сначала оглашение такого приговора назначают на первый день после Дня памяти жертв политических репрессий, затем переносят на следующий день после общенационального референдума о поправках в Конституцию. Получилось своего рода двойная рифма между кровавыми январскими днями и окончательным завершением транзита президентской власти. 

Молдыбай Садибеков был задержан 10 января, затем арестован и без пяти дней пять месяцев содержался в СИЗО. Его обвинили в участии в массовых беспорядках и применении насилия в отношении представителя власти.

В обвинительном акте говорилось, что 4 января Садибеков, услышав о начавшемся митинге, направился к главной шымкентской площади Республики и возглавил там группу, которая шла в сторону здания городского акимата. При этом Садибеков, выкрикивал лозунги «Шал, кет!», «Жанаозен, вперед!» и «Пусть вороватая власть уйдет!», при этом снимая происходящее на видео. Эти его действия были квалифицированы как «участие в массовых беспорядках». Сам Молдабай не отрицал фактическую сторону этого описания: вышел на площадь, кричал именно это, снимал всё происходящее на смартфон – но что же в этом преступного?

Второе же и гораздо более тяжкое второе обвинение в применении насилия к представителю власти Садибеков категорически отрицает. В качестве потерпевшего выступал заместитель начальника отдела полиции Каратауского района Шымкента. По его словам, Садибеков в ночь на 5 января во время массовых беспорядков ударил его в левую часть лица. Это обвинение Садибеков полностью отвергает.

– Я вышел на площадь, чтобы поддержать жанаозенцев, которые выступили против повышения цен. Я участвовал в мирном митинге, где высказывал своё мнение и снимал на видео. Потерпевшего я знаю, поздоровался с ним перед акиматом, я его не бил. Также я никого не призывал бить полицейских, никому не давал никаких инструкций, – сказал на суде Садибеков.

Однако суд, как чаще всего бывает в таких случаях, поверил не подсудимому, а полицейскому следствию и прокурору. Обвинительный приговор вынесен по обеим статьям обвинения – и по массовым беспорядкам, и по насилию над полицейским. При этом относительно небольшой срок по второму обвинению наводит на мысль о том, что судья в глубине души признал неубедительность или недостаточную убедительность этого обвинения, но вынести оправдательный приговор не решился, зная или чувствуя общую установку – всех «январских» сажать, но не по максимуму.

Вообще в городе Шымкенте по начатым после январских событий делам проходили семеро гражданских активистов. Двое из них были отпущены под залог, а пятеро, в том числе одна женщина, находятся в предварительном заключении. Изначально активистам были предъявлены обвинения в различных правонарушениях, впоследствии почти все обвинения были переквалифицированы на статью «участие в массовых беспорядках». Сторонники активистов называют все обвинения политически мотивированными.

Всего же по стране, по данным правозащитников, около 30 активистов привлекаются к ответственности после январских протестов. Суды по их делам либо ещё не начались, либо уже идут, но до стадии вынесения приговора ещё не дошли.

Тем временем в тот же самый день 6 июня президент РК Касым-Жомарт Токаев в своём выступлении по итогам референдума отдельно коснулся темы «усиления мер по защите прав и свобод человека», в связи с чем заявил, что «в Новом Казахстане не должно быть места полицейскому произволу и предвзятым судам». Вот только распространяется ли эта очень здравая на слух установка на привлекаемых к уголовной ответственности по январским делам гражданских активистов?

Фото: радио “Азаттык”