14 февраля, в первый день после перенесенного заболевания и карантина, журналист и блогер Женис Куспан пришел по повестке о вызове на допрос в качестве свидетеля к следователю, старшему лейтенанту полиции столичного района Байконур Рысмаханбетову Асылбеку.
Как журналист и предполагал, поводом стал его пост в Facebook, где журналист предупреждает о фейковой информации. Хотя следователь так и не назвал статью Уголовного кодекса, по которой проводится расследование, очевидно, это статья 274 – «Распространение заведомо ложной информации».
1 февраля журналист и блогер Женис Куспан получил повестку от следователя СО УП района «Байқоңыр» города Нур-Султан ст. лейтенанта Рысмаханбетова Асылбека о необходимости явиться в этот же день в 15-00 часов на допрос в качестве свидетеля по уголовному делу.
Накануне, 30 января Куспан увидел в одной из ватсап-групп видео, на котором полицейские идут и якобы поют гимн и кричат «Шал кет!». Женис Куспан тут же в группе написал: «Прикол тиктокеров и звук наложен!». Это видео он разместил на своей странице в Facebook, написав там, что это фейк, которому верить не надо.
«Я часто так делаю, когда вижу сомнительный контент, чтобы люди знали, что распространяют. К тому же я прошел курсы ФАКТЧЕКИНГа и часто выкладываю такие видео на свою страницу в Фейсбук с комментариями, чтобы люди также обратили внимание! И в этот раз я написал:«TikTok прикольщиктерінің ойлап таппайтындары жоқ )))», типа: «Каких только приколов не придумают ТикТокеры», – рассказал Куспан.
Однако вскоре он получил комментарий-предупреждение от сотрудника пресс-службы ДП г. Нур-Султан Эльмиры Шауленовой об ответственности: «за распространение заведомо ложной информации согласно законодательству предусмотрена уголовная ответственность».
Пока явиться в полицию журналист не смог, так как находится на домашнем карантине в связи с положительным тестом на коронавирус, о чем он предупредил следователя.
Ж. Куспану определили статус свидетеля с правом на защиту. Журналист отказался отвечать на вопросы без адвоката. Он также отказался от подписания расписки о неразглашении, объяснив, что это его конституционно закрепленное право – рассказывать о том, что с ним происходит, он не разглашал государственные секреты, чужую семейную, личную и другие тайны и не собирается этого делать и впредь.
Когда Женис по телефону консультировался со специалистом «Адил соз, следователь А. Рысмаханбетов попросил на секунду дать ему трубку для разъяснения и отключил телефон. Следом У Ж.Куспана хотели отобрать телефон, однако он потребовал, чтобы это было сделано с понятыми и документально оформлено. Что и было сделано.
Следующий допрос назначен на 15 февраля.
ИСТОЧНИК:
Международный фонд защиты свободы слова «Адил соз»
www.adilsoz.kz/news/show/id/3527
Фото: страница Жениса Куспана в Facebook