Казахстанцы, придерживающиеся тенгрианских взглядов, говорят, что стали подвергаться организованным нападкам, переходящим в преследования в уголовном и административном порядке.
На пресс-конференции в Алматы сторонники тенгрианства заявили, что против них открылся фронт с привлечением правоохранительных и судебных органов. И за последнее время в отношении трех женщин возбуждены уголовные дела, в отношении еще одной – административное производство.
Жительниц Шымкента Айшу Жантасову и Гаухар Қарабекову обвинили в разжигании религиозной розни. Жантасову уже осудили на два года ограничения свободы. Также недавно стало известно, что еще одна жительница этого города, школьная учитель Жанар Досмухамедова также была осуждена на два года ограничения свободы. Насколько обоснованно судить не беремся.
У врача из Астаны Пакизат Таласбаевой не все так плохо – ее привлекли к ответственности всего лишь в виде штрафа по административной статье 453 «Изготовление, хранение, ввоз, перевозка, распространение на территории Республики Казахстан продукции масс-медиа, а равно иной продукции, направленной на разжигание религиозной розни».
Пакизат Таласбаева, придерживающаяся тенгрианства и участница Курултая баксы, прошедшего в марте этого года, рассказывает, что «наезды» на нее начались как раз после этого мероприятия.
Она добавила, что в некоторых мечетях обучают тому, как пользоваться КоАП для создания проблем тем, кого относят к последователям нетрадиционных конфессий, куда пытаются причислить и неотенгрианцев.
Этот пост годичной давности о некоторых казахских традициях, как подозревает женщина, дал старт слежке за ее активностью в сети, закончившаяся подачей жалобы от имени Ерлана Токпаева. Причем экспертизу текстов провел, как говорит Таласбаева, человек из числа организаторов подобного рода лекций.
«На территории Республики Казахстан некоторые группы, называющие себя тенгрианцами и атеистами являются исламофобскими движениями» – говорится в преамбуле экспертизы. Сам же эксперт считает пост «открытой пропагандой несуществующей религии – неотенгрианства» и на этом основании требует привлечь женщину по статье 453 КоАП.
Суд начавшийся 8 ноября завершился вынесением штрафа 15 января – 20 МРП. Однако, есть опасение, что административная статья может перерасти в уголовную.
Гаухар Карабекова, проходящая по схожему обвинению с Жантасовой, в своей объяснительной для полиции писала, что участвовала в чатах в социальных сетях по обсуждению казахских обычаев и традиций, и больше ей добавить нечего. Однако после заявлений следует религиоведческая экспертиза, вызывающая дополнительные вопросы и к привлеченным экспертам, и к качеству исследования.
На пресс-конференции высказали предположение, что преследования на законодательном уровне появляются в качестве возмездия за критику отдельных религиозных деятелей, пытающихся привнести в общество чуждые традиции, и, соответственно, подобных перегибов в религии, способствующих радикализации адептов.
В то же время гражданский активист Асель Таухан поделилась обратной ситуацией, когда пользователь соцсети в своих комментариях оскорбила сакральную ценность казахов – «жетi шелпек», однако в данном случае принимать какое-либо процессуальное решение полиция не посчитала нужным.
– Одна из жизненных основ казахского общества – это традиции, и мы бережно храним их, – говорит она, в то же время выступая против насаждения чрезмерной религиозности. А вот поведение правоохранительных органов воспринимается ей как сведение счетов по заказу заинтересованных лиц.
Ее единомышленница Нургуль Мукушева развила тему. Она возмущается тем, что люди, относящие себя к верующим и тем более оказывающих влияние на верующих, могут допускать оскорбительные фразы в сетях или увязывать ношение мини-юбки с сексуальным насилием.
– Это фикр! Перед ним сидит миллион жамагата…, – возмущается она высказыванием известного религиозного деятеля уже не раз допускавшего, мягко говоря, неоднозначные высказывания.
А что творится в религиозных телеграмм-каналах, где доходит до того, что призывают казахов отказаться от домбры, считая ее харамом? И до этого тоже никому нет дела.
Справедливости ради надо сказать, что нередко придерживающиеся нетрадиционного для Казахстана течений Ислама, или входящие в «Хизб ут-Тахрир» или «Таблиги джамаат» (запрещенные в РК организации), оказываются за решеткой тоже на основании экспертных заключений и не всегда обоснованно. Одновременно немало людей в искусстве, власти и даже, как мы видим, среди духовных наставников, которые придерживаются схожих взглядов и даже их выражают без какой-либо опаски для себя. Все зависит от степени влияния и покровительства наверху.
Случается, что представители одного «нетрадиционного» направления в Исламе в борьбе с «конкурентами» из другого «нетрадиционного» направления не считают зазорным привлекать и силовиков. Как это произошло по громкому некогда делу казахстанских суфиев (последних отправили на длительные сроки за решетку, в том числе по обвинению «за нарушение прав ваххабитов»).
Сейчас, очевидно, что тенгрианство – традиционная для кочевников-тюрков доисламская религия или система ценностей (кому как ближе), но основательно подзабытая – переживает в Казахстане свой ренессанс, что может вызывать беспокойство в определенных религиозных кругах.
В августе этого года в Алматы прошла пресс-конференция инициативной группы интеллигенции, подавшей заявку в Министерство юстиции для регистрации тенгрианства в качестве одной из официальных религий Казахстана. Аналогичное требование было ранее изложено в петиции. При этом точное количество тех, кто относит себя к тенгрианцам в Казахстане и за его пределами неизвестно: высказываются цифры от 200 тысяч до миллиона человек. На данный момент петиция набрала чуть больше тысячи подписей, но с учетом того, как произвольно работает сайт по сбору подписей под петициями – это вряд ли о чем-то говорит.
А вот то, что идейное противостояние есть, наверное, не секрет. Достаточно зайти на «духовно-просветительский портал» Islam.kz и прочитать материал наподобие «Тенгрианство – продукт борьбы с Исламом в Степи».
ФОТО: Tengrifund.ru