Оскорбления, издевательства, незаконное (на взгляд героя публикации) увольнение и уголовное дело. Через это прошел начальник отряда колонии, которого обвинили в проносе запрещенных вещей. Он же утверждает о своей полной невиновности.
19 августа 2022г. в Павлодарский филиал Бюро по правам человека обратился бывший сотрудник колонии АП-162 за восстановлением честного имени и по незаконному увольнению.
По словам заявителя – Асылбека (имя изменено), он в вышеуказанном учреждение занимал должность начальника отряда.
Согласно заявлению «30 апреля 2022г. примерно в 21:30 часов я поехал домой для того, чтобы утром заступить на смену, около 22:30 часов ко мне позвонил дежурный помощника колонии и сообщил, что один из осужденных его отряда собирается совершить акт членовредительства (суицид), и на что мне срочно необходимо вернуться на работу», а также сообщили, что за мной приедут коллеги –сотрудники полиции. В 22:55 часов за ним подъехали, и Асылбек сел в служебную машину.
Прибыв в учреждение вместе с сотрудниками начальник отряда он прошел в оперативный кабинет административного корпуса, где увидел другого осужденного (не заявленного ранее). В этом же кабинете сидел начальник колонии, сотрудники службы безопасности Департамента уголовно-исполнительной системы (ДУИС) по Павлодарской области и сотрудник службы безопасности областного Департамента полиции (ДП) ) (державший в руках включённый видеорегистратор). На столе находились смарт часы и смартфон. «Начальник учреждения задал мне вопрос – мои ли это предметы, я промолчал». Далее ему продемонстрировали чеки переведенных сумм на его карту KaspiGold в размере 20 тыс. тенге в апреле 2022 г. и 12 тыс. тенге в феврале месяце 2022 г. Где на чеках значились его ИИН и персональные данные. О поступлении денежных средств, как говорит бывший сотрудник, он не знал.
Далее следует «…после чего меня вывели из кабинета в уборную административного корпуса, где ко мне применили психологическое давление и физическое воздействие – исполняющий обязанности начальника ОВР и сотрудник службы безопасности ДУИС. Они требовали признать, что я пронёс запрещенные предметы, выражались нецензурной брань, оскорбляли, унижали честь и достоинство, наносили удары по голове, другой сотрудник наносил удары своей ногой по моему коленному суставу левой ноги, хотели применить спец средства – не стали».
По словам Асылбека, потом зашел начальник оперативного одела, также начавший беседу с мата, завершив фразой: «Тебе некуда деваться, имеются чеки. Вину признавай!». Уже в другом кабинете начальник учреждения сказал: «Ты сейчас эти предметы возьмешь на себя и признаешь, я утром приеду в учреждение и проведу профилактическую беседу, ты должен за ночь продумать где достанешь 1 600 000 тенге, тогда я в срочном порядке переведу тебя в другое учреждение». На что начальник отряда ответил, что подумает где возьмет такую сумму.
Из заявления: «…00:40 часов 1 мая 2022г. мы вышли из учреждения и зашли в штаб, я зашел в свой отдел, где со мной остался мой коллега, который «охранял мои действия». После разговора с начальником учреждения коллега закрыл меня вместе с собой в кабинете зам.полита и изъял телефон. С обращенем на спросьбу позвонить родным коллега отказался, сказав, что сообщишь о происшедшем утром.
1 мая 2022г около 08:00 часов коллега открыл кабинет и сказал, что меня довезёт до Поликлиники ДП и после чего я могу самостоятельно добраться до дома.
На самом деле мы приехали в ДП по Павлодарской области. При вопросе о месте нахождения начальника учреждения, мне сообщили, что он тоже находится в ДП».
Как утверждает дальше уволенный, в 09:15 часов все поднялись в отдел службы безопасности, расположенный на шестом этаже ДП. Начальника колонии там не оказалось. Зашел старший следователь Управления собственной безопасности, сообщивший, что в отношении него будут проводиться следственные действия и нужно провести допрос в качестве свидетеля. И добавил: «Сейчас проведем допрос и в течении двух недель сами все уладим, и в адвокате не нуждаешься».
Так как начальник АП-162 пообещал, что все уладит – если тот признает вину, поэтому при допросе Асылбек согласился признать, что пронёс запрещенные предметы.
После этого оперативный сотрудник привез те самые предметы (смартчасы и смартфон) и положил на стол, при этом предметы не были опечатаны в полиэтиленовый пакет, а с Асылбека не были сняты опечатки пальцев.
По его просьбе ему дали сделать звонок сестре, только тогда удалось сообщить о месте нахождения, после чего телефон отобрали.
«…Я почувствовал недомогание головокружение и у меня поднялось давление. В 12:00 часов меня доставили домой, где при входе я потерял сознания».
Мать вызвала скорую помощь, но от госпитализации отказались.
2 мая 2022 г. Асылбек направился в Управление собственной безопасности ДП Павлодарской области для встречи со старшим следователем, но ему дали понять: на данный момент принять не могут и назначили встречу на понедельник.
В этот же день он обратился за медицинской помощью в БСМП Павлодара с жалобой на головные боли, где ему поставили диагноз «прединсультное состояние» и госпитализировали в неврологическое отделение больницы №1 (о чем свидетельствует выписка из медицинской карты).
7 мая 2022 г, по словам заведующей неврологического отделения, по душу Асылбека приходили непредставившиеся сотрудники правоохранительных органов, требовавших встречи с коллегой, на что заведующая отказала со ссылкой на плохое самочувствие пациента.
13 мая Асылбек после выписки сразу же обратился к терапевту по месту жительства, оттуда его направили в поликлинику при Департаменте полиции, следующим адресом стал невропатолог, переправивший пациента к психиатру. Последний совместно с коллегами приказал в срочном порядке явиться в областной центр психического здоровья на стационарное лечение.
Вместо этого Асылбек поехал домой.
По сложившейся ситуации при участии близких родственников Асылбека при центре психического здоровья была создана комиссия, решившая, что работник колонии в стационарном лечении не нуждается.
Следующим сюрпризом для Асылбека стало отсутствие заработной платы за прошедший месяц. В бухгалтерии ему объяснили, что произошло это по распоряжению начальника учреждения.
По всей видимости, это стало последней каплей терпения и Асылбек сам перешел в наступление.
В конец мая н обратился с заявлением в Департамент труда Павлодарской области. Сотрудники инспекции труда его внимательно выслушали, однако принимать заявление отказались, мотивировав, что обратиться к ним он может только если задержка с зарплатой достигнет одного месяца.
Пришлось обращаться к адвокату, чье заявление от имени клиента все же было принято. 10 июня заработная плата все же упала на карточку. Однако пять дней спустя его на три дня поместили в изолятор временного содержания по возбужденному в отношении его дела. Освободившись, Асылбек узнал, что был уволен по отрицательным мотивам с одновременным наложением дисциплинарного взыскания. В этот же день Асылбека поместили под домашний арест.
17 июня 2022г. было вынесено постановление Специализированного следственного суда г.Павлодара о санкционировании меры пресечения в виде домашнего ареста.
В настоящее время в отношении Асылбека проходит судебное разбирательство по статье «превышение власти или должностных полномочий».
В то же время теперь уже бывший сотрудник колонии не теряет надежды восстановления на службе. Говорит, что в его колонии шантаж, угрозы и провокации в отношении работников – едва ли не норма.