Об этом 38-летний Собир Насыров сообщил сегодня правозащитнику Павлу Кочеткову, посетившему его в СИЗО.
Казахстанские пограничники задержали Насырова 24 июля как объявленного Узбекистаном в международный розыск. Суд Уральска вчера, 24 августа, продлил ему содержание под стражей на еще один месяц. На родине Собира разыскивают с 2005 года, по подозрению в участии в антиправительственных выступлениях в Андижане 13 мая 2005 года. В следственном изоляторе к Насырову не допускали родственников и адвоката. Пять дней назад он объявил голодовку.
Согласно официальному письму генеральной прокуратуры Узбексистана Собир Насыров обвиняется по 16 статьям Уголовного кодекса Узбекской республики. Его обвиняют в покушении на Конституционный строй Узбекистана; в торговле оружием; в финансировании террористических организаций; в организации преступных группировок и так далее.
Сегодня, 25 августа, к арестованному в Уральске узбекскому беженцу допустили правозащитника П. Кочеткова и журналиста Лукпана Ахмедьярова.
Встреча с Собиром Насыровым длилась около 20 минут. 38-летний гражданин Узбекистана – отец четырех детей, по его словам, у себя на родине зарабатывал поденной работой плотника.
Рассказывая о себе, арестованный расплакался, и потребовалось время, чтобы он смог овладеть собой.
– Вся моя вина, в том, что я жил в Андижане, – сказал он. – Я работал на небольшой мебельной фабрике. Собирали стулья. Нам платили 70 процентов от зарплаты каждый день, а остаток отдавали в конце месяца. Это были очень маленькие деньги. В моем доме нас было много – родители и пять братьев. Я никак не мог покупать оружия и финансировать каких-то террористов.
Я вас очень прошу, – обратился Насыров к Кочеткову, – не выдавайте меня Узбекистану. Если они меня заберут (спецслужбы Узбекистана – Л.А.), то мои дети больше никогда меня живым не увидят. Вы не знаете, что они там будут со мной делать… Мне очень страшно. Я готов здесь сидеть, пусть меня здесь судят. Но в Узбекистан я не поеду – лучше я умру здесь, чем там.
– Когда он к нам поступил, и мы посмотрели, в чем он обвиняется, у нас волосы дыбом встали. По инструкции таких преступников заковывают в наручники и сопровождают с загнутыми за спину руками, в вооруженном конвое. Сейчас мы понимаем, что он не представляет опасности, поэтому и наручники с него сняли. По-человечески его жалко, – сообщил нам сотрудник следственного изолятора.
Прощаясь с журналистом и правозащитником, Собир Насыров заявил, что обратился в миграционные службы Казахстана с просьбой предоставить ему политическое убежище.
После встречи арестованный объявил о решении прекратить голодовку.
ИСТОЧНИК:
Газета «Уральская неделя»
Дата публикации: 25 августа 2011 г.