27 октября депутаты Мажилиса одобрили в первом чтении законопроект «Об уполномоченном по правам человека в РК». Как сообщается в пояснительной записке к новому законопроекту, он разработан с целью совершенствования законодательства в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина.
От временного положения – к полноценному закону плюс вставками в другие законы и кодексы
Должность уполномоченного по правам человека (омбудсмена) учреждена в Казахстане без одного года двадцать лет назад – в сентябре 2002 года. В разные годы её занимали Булат Байкадамов и Аскар Шакиров, а сейчас её занимает Эльвира Азимова. Первоначально омбудсмен назначался и освобождался от должности указом президента республики, а с 2017 года его избрание сроком на пять лет и освобождение от должности стали прерогативой Сената. Этот порядок закреплён и в новом законопроекте.
Все эти годы омбудсмен и его офис в Астане работали на основании временного положения, вопрос же о необходимости принятия отдельного закона неоднократно поднимали, но только теперь дошло до его реализации. Более того, новым законопроектом предусмотрено внесение поправок в Уголовно-процессуальный, Гражданский процессуальный, Административный процедурно-процессуальный и Бюджетный кодексы, а также в законы «О местном государственном управлении и самоуправлении в РК» и о «О правовом положении иностранцев в РК».
Омбудсмен – особа неприкосновенная, по крайней мере в некоторых сферах
Новый законопроект предусматривает для уполномоченного по правам человека одновременно и льготы, и ограничения. Одним из таких ограничений
является запрет омбудсмену в течение всего срока его полномочий заниматься политической деятельностью, находиться на государственной службе и иметь какую-либо иную оплачиваемую работу, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Что же до льгот и привилегий для омбудсмена, то новый закон запрещает чьё-либо стороннее вмешательство в его деятельность и возложение на него каких-либо функций, не предусмотренных данным законом, а также воспрепятствование осуществлению им своих полномочий. В течение всего срока пребывания в должности уполномоченный по правам человека не может быть подвергнут приводу в полицию и административному взысканию. Всё это призвано обеспечить омбудсмену правовой иммунитет, что должно способствовать качественному и эффективному исполнению им своих полномочий по защите прав человека.
Права и обязанности омбудсмена существенно расширяются
Новым законом предусмотрено значительное расширение полномочий омбудсмена в плане реагирования на обращения к нему граждан с целью восстановления их нарушенных прав, если таковые нарушения будут усмотрены омбудсменом. Так, по результатам рассмотрения жалобы в зависимости от принятого по ней решения уполномоченный по правам человека может:
● направлять в органы госуправления и самоуправления, должностным лицам и госслужащим, чьими оешениями, действиями или бездействием нарушены права заявителя, рекомендации относительно мер, которые им надлежит принять для восстановления нарушенных прав;
● обращаться в госорганы или к должностным лицам с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении нарушителей прав и свобод человека;
● обращаться в суд с исковым заявлением в защиту прав и свобод отдельного человека, группы людей или неограниченного круга лиц, нарушенных решениями, действиями или бездействием госорганов, должностных лиц и госслужащих, а также участвовать в судебном процессе по данному иску в установленных законом формах. При этом исковое заявление омбудсмена освобождается от государственной пошлины в соответствии с налоговым законодательством РК.
Отдельной строкой в законопроекте оговаривается, что уполномоченный по правам человека может не только принимать к рассмотрению жалобы граждан, но и сам направлять жалобы на нарушения чьих-либо прав в случае, если ему станет известно о таких фактах из СМИ или социальных сетей. В связи с этим омбудсмену вменяются функции изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод человека и гражданина.
По итогам такой деятельности омбудсмена предусмотрено направление им замечаний и предложений общего характера по обеспечению прав человека и совершенствованию административных процедур. Он может обращаться к субъектам законодательной инициативы с предложениями о внесении поправок в законодательство РК, а в случаях, имеющих большое общественное значение, направлять обращение непосредственно президенту страны, правительству и обеим палатам парламента, а также в Конституционный совет.
От столицы к регионам: поле деятельности расширяется в 17 раз
Как уже говорилось выше, до сих пор у казахстанского омбудсмена был лишь один офис в Астане с очень небольшим (всего 12 человек) штатом сотрудников. Теперь же должны будут открыться 17 региональных представительств уполномоченного по правам человека во всех 14-ти областных центрах плюс в городах Нур-Султане, Алматы и Шымкенте. В каждом областном представительстве будут работать по три сотрудника, а в городах республиканского значения – по четыре. На содержание этого аппарата предполагается выделить дополнительные бюджетные средства в размере 2,3 миллиарда тенге.
Из пункта А в пункт Б, из категории Б в категорию А
Узнав из прессы о принятии Мажилисом нового законопроекта и ознакомившись с его содержанием, мы обратились к ведущему казахстанскому правозащитнику и международному эксперту по правам человека Евгению Жовтису с вопросом: как воспринимается новый статус государственного правозащитника из негосударственного сектора правозащитного поля, а также со стороны международного правозащитного сообщества.
Как мы узнали из ответов Евгения Жовтиса, международные и казахстанские правозащитные организации в течение многих лет советовали казахстанскому правительству и призывали его расширить права и обязанности омбудсмена в том самом направлении, как это теперь сделано в новом законопроекте. Так что его разработка на протяжении текущего года и принятие Мажилисом (пусть даже пока всего лишь в первом чтении) представляет собой значительный шаг Нур-Султана навстречу отечественному и международному правозащитному сообществу.
При этом принятие этого закона весьма выгодно и высшему руководству страны в плане международного престижа. Дело в том, что если такой закон будет принят, а главное – начнёт реально выполняться, то казахстанский омбудсмен сможет претендовать на перевод его из категории Б в категорию А по международной классификации, утверждённой Парижскими принципами. На первый взгляд это едва ли так уж важно, однако в существующей системе взаимной оценки и самооценки государств это имеет большое значение.
Евгений Жовтис особо отметил факт тесного взаимодействия возглавляемого им Бюро по правам человека с офисом уполномоченного по правам человека, несмотря на статусные различия между нашими организациями. Появление же у омбудсмена региональных представительств в тех регионах, где у нас есть филиалы, усилит таковое взаимодействие. Это по идее должно позитивно отразиться на результатах работы с жалобами и обращениями граждан на нарушения их личных социальных прав. А вот побудит ли новый статус государственного омбудсмена активнее реагировать на разовые и тем более массовые и системные нарушения политических прав граждан – большой вопрос. Однако не будем спешить со скептическим ответом на него – будем считать, что время покажет.