В Казахстане полиция преследует журналистов, пытаясь помешать им информировать общество об освобождении незаконно осужденного правозащитника.
Полиция Казахстана подвергла преследованию, задержанию и допросу журналиста Лукпана Ахмедьярова, а также неоднократно преследовала его коллег, для воспрепятствования их правам на осуществление журналистской деятельности, говорится в заявлении Норвежского Хельсинкского комитета. Норвежский Хельсинкский комитет призвал власти Казахстана прекратить все преследования журналистов и немедленно устранить любое вмешательство в свободу прессы.
Лукпан Ахмедьяров, главный редактор независимой газеты «Уральская неделя», и два сотрудника издания вместе с водителем, выехав из Уральска на арендованной машине, направились в сторону соседнего города Атырау. Там журналисты планировали сделать фотографии и рассказать об освобождении правозащитника Макса Бокаева, который 4 февраля вышел на свободу, отбыв политически мотивированный тюремный срок, вынесенный в 2016 году.
Ахмедьяров сообщил Норвежскому Хельсинкскому комитету, что вскоре после того, как журналисты выехали из Уральска, полиция на несколько часов остановила движение на дороге, создав массивную пробку. Около 11:40 полицейские подошли к автомобилю и предъявили ордер, в котором говорилось, что Ахмедьяров будет задержан и доставлен на допрос в связи с возбужденным уголовным делом. Задержав его, полицейские разблокировали движение на дороге, а остальные сотрудники издания и водитель продолжили движение в направлении Атырау. Примерно через час полицейские вновь остановили их, заявив, что арендованная ими машина якобы попала в то же утро в мелкое дорожно-транспортное происшествие, после чего увезли на допрос водителя. Оставшиеся журналисты попытались продолжить движение на такси, но вскоре полиция остановила и такси. На этот раз «стражи порядка» утверждали, что такси не приспособлено для перевозки пассажиров, и требовала длительных объяснений от водителя и двух журналистов, что помешало им добраться до Атырау в назначенное время.
– Это неоднократное и целенаправленное преследование расценивается как очевидная попытка вмешательства в законную и необходимую работу независимых журналистов и представляет собой серьезный удар по свободе прессы в Казахстане, – сказал Гейр Хёнланланд, генеральный секретарь Норвежского Хельсинкского комитета. – Я призываю президента Токаева продемонстрировать приверженность заявленным намерениям по проведению реформ и гарантировать безопасную и свободную среду для всех журналистов. Преследование Лукпана Ахмедиярова должно быть прекращено немедленно.
После того, как вчера полицейские доставили Ахмедьярова обратно в Уральск, его несколько раз вызывали на допрос, хотя при этом следователи не задали ему ни одного вопроса. Похоже, что полиция была сильно заинтересована исключительно в том, чтобы воспрепятствовать поездке Лукпана Ахмедьярова в Атырау. Журналист подтвердил Норвежскому Хельсинкскому комитету, что после того, как его привезли на допрос во второй половине дня, полицейские держали его несколько часов, не задавая вопросов. Продержав таким образом, полицейские попросили его подписать заявление о том, что он отказался отвечать на вопросы без адвоката. Когда Ахмедьяров подписал документ, полицейские отпустили его, вручив повестку с требованием прийти к 21:00 для дальнейшего допроса.
Покинув здание полиции, Ахмедьяров заявил, что он проведет одиночный пикет. В 18:30 он вернулся к отделению с плакатом с надписью «Полиция или гестапо?», выражая протест полицейскому произволу. В 21.00 его провели на допрос и продержали около 40 минут, не задавая вопросов под тем предлогом, что следователь задерживается. Перед тем, как отпустить Ахмедьярова, полицейские потребовали прийти на следующий день. Однако утром следователь сообщил, что допроса опять не будет по причине его занятости.
Нынешняя кампания преследования Ахмедьярова началась 1 февраля. Полиция Уральска впервые вызвала его на допрос в связи с проводимым расследованием. После этого дознаватель сообщил ему, что тот имеет по делу статус «свидетеля с правом на защиту» (неоднозначный термин, означающий, что лицо официально не признано подозреваемым или обвиняемым, тогда как подобный статус связывает его с инкриминируемым преступлением). В данном случае речь идет о преступлении по статье 423 Уголовного кодекса РК «Разглашение данных досудебного производства или закрытого судебного разбирательства».
Основанием для уголовного дела явилась статья Ахмедьярова, опубликованная 27 ноября прошлого года, в которой он разоблачил нарушения и незаконные действия, связанные с распределением земельных участков в Западном Казахстане. В статье Ахмедьяров также упоминает сотрудника прокуратуры. Журналист утверждает, что никто не предупреждал его о «недопустимости разглашения» какой-либо информации, присутствующей в статье, и что прокуратура просто отказалась дать какие-либо комментарии в ходе подготовки этого материала.
«Продолжающееся досудебное расследование, в которое вовлечен Ахмедьяров, похоже, было сфабриковано, чтобы сознательно помешать его работе или в качестве мести за его журналистскую деятельность, или как и то, и другое. Власти должны прекратить это дело, поскольку Ахмедьяров не совершал ничего противозаконного, напротив, его работа и работа его коллег несет огромную ценность для казахстанского общества», – высказал Гейр Хёнланланд.
ИСТОЧНИК:
Сайт Норвежского Хельсинкского комитета