• Главная
  • >
  • Как измерить человека: старую платформу хотят поставить на новые рельсы

Как измерить человека: старую платформу хотят поставить на новые рельсы

27.08.2024

Казахстанское международное бюро по правам человека намерено активировать и в чем-то даже реанимировать Консультативно-совещательный орган «Диалоговая площадка по человеческому измерению» (КСО ДПЧИ).

Из истории вопроса

Уникальная в своем роде площадка берет точку отсчета в 2013 году, будучи созданной по инициативе Министерства иностранных дел, предоставившего свою территорию для регулярных встреч чиновников и представителей гражданского общества. Отличие от предыдущих схожих инициатив – рассмотрение вопросов, связанных с правами и свободами казахстанцев, происходит в рамках международных обязательств Акорды, которая, скажем прямо, с самого начала выполняет их как Бог на душу положит. В основе казахстанской площадки проглядывается ежегодное совещание ОБСЕ в области человеческого измерения, посещаемое как чиновниками, так и правозащитниками и экспертами, в силу чего дискуссии нередко принимали характер открытого оппонирования.

Как указано на сайте МИД РК, «изначальной идеей при создании площадки было предоставление возможности отечественным НПО вносить предложения в адрес Правительства Казахстана в соответствии с принципами открытости и прозрачности взаимодействия с гражданским обществом». И надо сказать, что в данном случае ветви власти Казахстана действительно предоставили гражданскому обществу и возможность поднимать чувствительные вопросы, и вносить рекомендации.

Директор Казахстанского международного бюро по правам человека Евгений Жовтис, являющийся сопредседателем Рабочей группы (об этом чуть ниже) КСО ДПЧИ, после самого первого заседания назвал площадку «странным сооружением» в силу неопределенности ее статуса. Одновременно он понимает, что ее появление назрело. В своем интервью по этому поводу известный правозащитник указал на два основных момента, обусловивших появление платформы:

– Во-первых, это определенная реакция на международную критику и попытка «почистить имидж» – неслучайно на нынешнюю Диалоговую площадку приглашен, по сути, весь критический потенциал НПО, представительства зарубежных правозащитных организаций, дипкорпус. С другой стороны, могут быть и более глубинные мотивы. Не думаю, что даже в правительстве многие довольны нынешней правовой системой и не видят социальных проблем. Протестный потенциал растет и «в низах», и в среднем классе, и среди бюрократии, а на горизонте маячит процесс смены власти. Отсюда может идти это желание построить некий мостик, как отражение обеспокоенности.

Однако есть ли выхлоп от встреч, проходящих четыре раза в год под председательством Посла по особым поручениям?

Предметы вне расписания

За весь период КСО было проведено свыше пятидесяти заседаний с участием также почти полусотни НПО по четырем основным направлениям деятельности – развитию демократии, обеспечению верховенства права, обеспечению основных свобод и прав человека, законодательной деятельности. Между ними Рабочая группа по обеспечению деятельности площадки (секретариатом выступает Казахстанское международное бюро по правам человека), с вовлечением экспертного сообщества предлагает свои взгляды на то, как можно улучшить положение в каких-либо сферах прав и свобод и пытается вовлечь в обсуждение профильные государственные органы. Однако из-за отсутствия финансирования в 2021 году Рабочая группа оказалась в замороженном состоянии.

Но и в состоянии заморозки Рабочей группы площадка продолжала функционировать и где-то становилась трибуной, когда дело не терпело отлагательств. Так, вне графика во время очередного заседания Евгений Жовтис поставил собравшихся перед фактом странного группового наезда в 2021 году на казахстанские правозащитные НПО со стороны фискальных органов, за которыми тенью маячили совсем иные органы. Наезд удалось отбить, и не исключено, что какую-то лепту внесло озвучивание ситуации в МИДе. События Кровавого января тоже внесли свои коррективы, и одной из главных тем стало применение пыток, что достаточно быстро нашло отражение в законодательстве. 

Все идет по плану?

Одним из ключевых моментов деятельности площадки и соответственно Рабочей группы стала подготовка Национального плана действий в области прав человека на 2017-2021 годы.

Ранний план на 2009-2012 годы, по оценкам казахстанских НПО, через два года был реализован только на 17 процентов, а потом случился Жанаозен и стало все предельно понятно: права человека, по крайней мере на тот период – это не про нас. Тем не менее новый план, состоящий из 22 разделов, был представлен правительству. Что с ним было дальше, не совсем понятно, однако в декабре 2023 года президент Токаев представил  свой План действий в области прав человека на 2024-25 годы. В ряде моментов документ пересекался с разделами (считай, с предложениями) правозащитников. Однако же все самые чувствительные моменты – право на управление страной, свобода слова и распространения информации, свобода религии, свобода мирных собраний (видимо, решив, что с принятием нового закона проблема сама по себе рассосалась), право на недискриминацию – из него выпали.

Хотя ничего удивительного в том нет. Нечто похожее сложилось и на площадке КСО.

В 2013 году, после первого года работы площадки, МИД рапортовал о принятии списка из 68 рекомендаций с учетом подготовки «Национального плана действий по вопросам демократии до 2020 года». Правда, принять – еще не значит, что они будут в дальнейшем разработаны, тем более воплощены в жизнь. И об этом плане, положа руку на сердце, мало кто теперь вспоминает, как и в целом про демократию в республике. Но по крайней мере эти советы, как и последующие – показатель, что у гражданского общества есть видение того как дальше жить.

Наше дело – предложить

В настоящее время получил согласование для дальнейшей работы очередной пласт из 76 рекомендаций, распределенных по профильным ведомствам и организациям. При этом правозащитно-экспертное сообщество вновь акцентировало внимание на тех положениях, где все совсем нехорошо (здесь у государства иная точка зрения): это свобода выражения мнения, свобода мирных собраний, свобода религии, право на недискриминацию. И, к слову, если большая часть этих рекомендаций найдет воплощение, то можно будет говорить если не о другом Казахстане, то хотя бы действительно об обновленном.

К тому же в начале следующего года, как уже у нас сообщалось, ожидается представления отчета Казахстаном в Совете ООН по правам человека по Универсальному Периодическому Обзору. С уверенностью можно заявить, что рекомендации, данные в рамках КСО ДПЧИ, вполне могут быть дублированы экспертами ООН с их стороны. Так что шансов на их будущую жизнь несколько больше. 

Сейчас помочь с возобновлением активации Рабочей группы единственной в стране такого уровня платформы взялось посольство Великобритании. Тем более даже если государство решит, что еще рано наделять казахстанцев политическими и гражданскими свободами в соответствии с прописанными в Международном Пакте о гражданских и политических правах, сохраняются нейтральные блоки, где точки зрения значительно или частично совпадают -– права ребенка, справедливый суд, охрана труда, борьба с пытками, устранение безгражданства.

Насчет остального… Плохо ли это или хорошо, но в отличие даже от некоторых стран бывшего Союза казахстанцы умеют ждать. Так что, возможно, чего-то и дождутся. 

Данный материал подготовлен при финансовой поддержке правительства Великобритании для международного развития. Мнения, выраженные в данном материале, не обязательно отражают официальную точку зрения правительства Великобритании.

ФОТО: Анара Ибраева


Смотрите также