По заказу властей

02.10.2018

Кайырлы Омар – человек в Астане известный своей кипучей деятельностью. Как в качестве председателя КСК «Азат шанырағы», объединяющего в себе 14 жилых комплексов, построенных по бюджетной программе на правом берегу Ишима, так в роли председателя общественного движения «Жер тағдыры». Активная гражданская его позиция, открытость и бескомпромиссность, особенно в земельных вопросах, доставляют много хлопот столичным полицейским и сотрудникам некоторых иных органов. Количество его задержаний, адмштрафов за последние годы не счесть. Он под постоянным колпаком и неусыпной бдительностью блюстителей общественного правопорядка и безопасности, а также принципа «кабы чего не вышло».

По всей видимости, не найдя достаточно убедительных поводов для привлечения Кайырлы Омара к уголовной ответственности на ниве его гражданской деятельности по земельным проблемам жителей северо-казахстанского региона, полиция Астаны, кажется, несказанно обрадовалась, получив на руки заявление некоей Козыбаковой, арендатора квартиры в одном из домов КСК «Азат шанырағы», на имя начальника столичного ДВД генерал-майора полиции М. Кожаева.

Жалуется эта гражданочка на то, что не знает, на какие цели расходуются ежемесячные выплаты в КСК от жителей, имеются ли доходы от использования общедомовой собственности и на что они тратятся, что в октябре-ноябре 2017 года с жителей домов собирали по 4 тыс. тенге, а ремонт подъезда по качеству, как считает она, желает лучшего, что в подвале ее дома живут люди, «которые, возможно, платят аренду в доход председателя КСК», хотя она согласия на то не давала, что Кайырлы Омар не отчитывается о доходах и расходах. «Поэтому я, как житель дома, не знаю, на какие цели расходуются наши ежемесячные выплаты, имеются ли доходы от использования общедомовой собственности и на что они тратятся», – пишет она и просит проверить, на какие цели расходуются денежные средства, поскольку подозревает, что они могут быть потрачены на личные нужды Кайырлы Омара. Сумма ее предполагаемого ущерба от его деятельности 4 тыс. тенге.

Полицейские «возбудились», да так, что гражданочка обратилась с заявлением в ДВД в 20 часов 05 минут 8 февраля 2018 года, а следователь отдела по раскрытию особо опасных преступлений против личности следственного управления (далее – СУ) ДВД капитан Е. Нурканов тут же написал рапорт генералу об обнаружении в ее заявлении достаточных признаков уголовного правонарушения по факту нецелевого использования Омаром денежных средств для привлечения его к уголовной ответственности по ст. 195 ч.1 УК РК и что данный факт подлежит регистрации в ЕРДР.

Следователь оформляет постановление о производстве обыска в помещении КСК и направляет его следственному судье Сары-Аркинского районного суда №2 А. Исаевой. На следующий день поутру (напомним: с заявлением граждоноча обратилсь в 20.05. минут), судья уже санкционирует обыск. Но при вынесеннии ею постановления не было ни самого Кайыры Омара, ни его адвоката, ни прокурора, ни протоколов допросов якобы потерпевшей Козыбаковой и подозреваемого Омара, что является существенным нарушением УПК.

Хотя судья и следственные полицейские с прокурорами не могли не знать, что Козыбакова не является собственницей ни одного помещения в домах, относящихся к КСК. Она просто-напросто снимает квартиру. Арендаторы квартир, как известно, могут меняться, их права ограничены условиями договора, заключенного с арендодателем. Правом проверки деятельности КСК обладает только собственник жилья. «Житель дома», как себя называет Козыбакова, не означает «собственник квартиры». Следовательно, прав на ревизию финхоздеятельности КСК у Козыбаковой никаких. По большому счету, орган полиции, заполучив ее заявление, должен был заняться не возбуждением уголовного дела в отношении Кайырлы Омара, а направлением официальных запросов в соответствующие госструктуры акимата, в частности, в жилищную инспекцию, в крайнем случае – в департамент по борьбе с коррупцией. Но следаки из столичного ДВД зарегистрировали заявление Козыбаковой в ЕРДР молниеносно, несмотря на то, что в нем нет сведений ни о нарушениях Омаром законодательства, ни об ущербе, существенном вреде либо незаконном доходе, подтвержденных актами проверок, ревизий, аудита и т.д. То есть нет признаков состава преступления. Заметим, следователь Нурканов работает в отделе по раскрытию особо опасных преступлений, в заявлении же Козыбаковой речь идет о сумме ущерба 4 тыс. тенге.

Тем не менее уже в 10 часов 9 февраля без постановления судьи на санкционирование сотрудники полиции Нурканов, А. Сапаров и Д. Курманов начали обыск в КСК. А согласно данным автоматического электронного распределения материалы дела, зарегистрированные ЕРДР, о производстве обыска в помещений офиса КСК «Азат шаныраы» были направлены для рассмотрения судье Исаевой в 12 часов 58 минут. Фактически же судья Исаева санкционировала обыск (согласно данным базы «Төрелік») в 16 часов 15 минут. То есть в течение более пяти часов обыск с изъятием всей бухгалтерской документации, компьютеров и пр. производился незаконно.

Но в случае с заявлением Козыбаковой есть еще один очень важный момент. Собственником квартиры, арендуемой ею, является некая И. Жданова. На момент подачи заявления за 7 предыдущих месяцев Козыбакова задолжала КСК за оплату общедомовых нужд 13 тыс. тенге. Но погасила задолженность как только началось следствие по ее заявлению – спустя три дня. Как поется в известной песне в исполнении Льва Лещенко, «где ж ты раньше был?». Козыбакова не является собственником или иным владельцем общего имущества объекта кондоминиума, следовательно, по ст. 36 закона РК «О жилищных отношениях» не имеет права голоса и не может каким-либо образом участвовать в управлении объектом кондоминиума.

Другой важный момент. В ответ на жалобу Кайырлы Омара о незаконности регистрации заявления Козыбаковой в ЕРДР судья Исаева на голубом глазу указала в своем решении: отказ в регистрации заявления было бы расценено как укрывательство правонарушения. Но такая формулировка влечет за собой нарушение следственным судьей статей 23 и 106 УПК, в том числе несоблюдение принципа состязательности и равноправия сторон обвинения и защиты, объективности и беспристрастности. С требованием дать юридическую оценку неправомерным действиям судьи Исаевой и поставить вопрос о ее персональной ответственности за умышленно допущенные процессуальные нарушения к председателю Верховного суда РК Жакипу Асанову обратился адвокат Кайырлы Омара.

Кроме вышеперечисленных нарушений, адвокат обратил внимание г-на Асанова на то, что 14 июля 2018 года при санкционировании ареста Кайырлы Омара сроком на два месяца с правом применения меры пресечения в виде залога, судья Исаева многократно завысила сумму залоговых денежных средств. Кроме того, в нарушение установленных законов сроков она намеренно затягивает предоставление ответов на поданные адвокатами Омара ходатайства. «Складывается впечатление, что судья Исаева пытается любой ценой помочь следственным органам незаконно привлечь (расправиться) гражданина Омара к уголовной ответственности по надуманным основаниям», – указывается в жалобе.

Вопрос же об уголовной ответственности следователя Нурканова на предмет правомерности его действий также стоит в повестке дня.

Дело в том, что согласно УК РК, ущерб, якобы причиненный Козыбаковой, является малозначительным, он не превышает установленного законом 2-кратного размера МРП и не представляет общественной опасности.

Тем более, в ее заявлении нет требования о привлечении к уголовной ответственности председателя КСК. Поставленные ею вопросы подлежат разрешению в порядке гражданского судопроизводства. А если иметь в виду то, что фактически имеется конфликт интересов между арендатором жилья и КСК, заявление Козыбаковой должно было разрешаться с учётом норм Жилищного кодекса, а не УК РК. И возбуждая уголовное производство в отношении Кайырлы Омара, следователь не мог не знать этого. Но «звезды», видимо, расположились так, что после ареста Омара в июле 2018 года Нурканов пошел на повышение по карьерной лестнице – был назначен руководителем департамента транспортной полиции.

Возможно, за этот материал не взялась бы, если бы не знала предысторию сдачи объектов в кондоминиуме КСК «Азат шанырағы».

Осенью 2012 года по обращению в редакцию нашей газеты Кайырлы Омара вместе с ним и другими техработниками КСК облазила все подвалы, квартиры и подъезды домов, которые КСК взял на себя. Картина не для слабонервных. Крысы, которые проникали в квартиры по трубам, не говоря о подвалах, подоконники, под которыми газетная шелуха и пакеты со строительным и прочим мусором, обсыпающиеся лестничные площадки, нет соответствующих стандартам площадок для мусорных контейнеров, грязь во дворах по колено, чтобы дойти до ближайшей автобусной остановки, люди поверх своей обуви, не подберу даже точного определения, надевали (?) на них целлофановые пакеты. Это есть истинное лицо государства по уничижительной «заботе» о якобы жилищном благополучии работников бюджетной сферы по бюджетной программе. А зимой было вообще невообразимое – дешевые однослойные стеклопакеты в квартирах лопались на 40-градусном морозе. Дабы не показаться субъективной, хотела бы пригласить органы, возбудившие в отношении Кайырлы Омар, в объекты кондоминиума, чтобы они и пресловутая гражданка Козыбакова, решившая, что председатель КСК объегорил ее аж на 4 тыс. тенге, пройтись по подъездам и дворам ЖК КСК. Сходила я туда спустя почти 6 лет: чистота во дворах идеальная, ребятишки резвятся на благоустроенных детских площадках, старики мирно общаются на скамеечках, подрастают саженцы, увядающие осенью цветочки на клумбах…

Так куда и во что уходят деньги КСК?

В 11 домах из 14, обслуживаемых КСК «Азат шанырағы», установлены общедомовые тепловые счетчики. Что это такое, говорили на общем собрании собственников квартир, которое состоялось после задержания Кайырлы и заключения его в СИЗО на 15 суток и на котором они создали комитет по защите своего председателя. По их словам, если раньше за тепло в 1-комнатной квартире в 40 кв. м. платили от 7 до 12 тыс. тенге, то теперь – от 2,5 до 4 тыс. Причем сумма целевого сбора с одного собственника квартиры составила 10 тыс. тенге, однако далеко не все ее внесли. Чтобы установить тепловые счетчики, председатель на свой страх и риск был вынужден взять кредиты. На сегодня почти расплатился с банками.

Собственники квартир не оставили в беде председателя своего КСК. С коллективным заявлением они обратились к прокурору и начальнику ДВД г. Астаны с требованием прекратить необоснованное его уголовное преследование и дать оценку действиям сотрудников полиции, проводивших обыск. Проведя свою ревизию финансово-хозяйственной деятельности КСК, активисты домов установили, что «общий сбор с 53 квартир по 4000 должен был составить 212 000 тысяч тенге. На ремонт же жители дома № 25/1 собрали реально 132 000. Из них на материалы израсходовано 83 630 тенге, за работу мастеров 51 370 тенге, остались должны им 79 000 тенге», говорится в их заявлении. Более того, во всей этой вакханалии с уголовным преследованием жильцы домов КСК увидели политическую подоплеку – неприкрытое стремление органов правопорядка наказать Кайырлы Омара за его активную гражданскую позицию, в частности, по защите конституционных прав граждан по земельным вопросам.

Так украл Омар деньги КСК или нет? На этот вопрос попытался ответить столичный специализированный межрайонный следственный суд. Омар подозревается в совершении преступления по ст. 189 ч.4 п.2 УК РК.

Из заключения судебно-экономической экспертизы следует, что за период с 2012 года по 08.02.2018 года в кассе КСК оприходовано 58 091 552 тенге, из них израсходовано 43 789 509 тенге. Разница между поступившими и израсходованными средствами составила 14 302 043 тенге. Именно такую сумму Кайырлы Омар якобы похитил. Однако, чтобы понять всю нелепость обвинения, придется углубиться в некоторые подробности того, почему к такому выводу пришли эксперты.

В тексте их заключения указано, какие документы были представлены им на исследование. Странным образом среди них не оказалось сведений о заработной плате работников (расчётно-платежные ведомости) и кассовые книги «Азат шанырағы» за 2012, 2014, 2016 годы и начала 2018 года.

Кроме того, в заключении указывается, что сумма наличных денег, полученная с расчётного счёта в кассу, не пробивалась через контрольно-кассовую машинку (далее – ККМ). Но какие именно суммы – не говорится. Между тем, «Азат шанырағы» является некоммерческой организацией. А по ст.645 Налогового кодекса РК, сумма средств, полученных с расчётного счета, не должна пробиваться через ККМ – чтобы не допустить двойного учёта денег.

Экспертами также не учтены средства, потраченные на приобретение инструментов и т.д., по балансу на 01.01.2015 года их числится на общую сумму 1 061 200 тенге; не учтены расходы по заработной плате, указанные в расчётных ведомостях (подтвержденные нотариальными заявлениями и допросами работников), а именно: за 2013 год – 4 830 000 тенге, за 2014 год – 9 669 075 тенге; не учитывались нормы расходов на приобретение материалов, кранов и прочего, отраженные в методике расчета сметы расходов на содержание общего имущества объекта кондоминиума; не учтены расходы на приобретение материалов, запчастей, хозяйственных и канцелярских товаров, комплектующих и т.д. за весь период деятельности КСК – с 2012 по 2018 годы. По свидетельству собственников квартир и арендаторов нежилых помещений, работоспособность инженерных сетей поддерживается на должном уровне. Также эксперты не посчитали расходы на восстановление комплектации приборов теплового учёта.

Так что, если суммировать все эти «неучтенки» экспертов, то получается, что расходы КСК фактически составили сумму, гораздо большую, чем следователи инкриминируют председателю «Азат шанырағы».

Причем показания самого Кайырлы Омара подтверждаются налоговыми отчётами. Так что у господ экспертов странным образом дебет с кредитом никак не сходятся. Но вряд ли можно заподозрить их в злом умысле. Скорее, умысел был у тех, кто должен был на исследование представить им документы в полном объеме. Нетрудно догадаться – у кого.

Сегодня председатель «Азат шанырағы» и его защитники настаивают на проведении повторной судебно-экономической экспертизы в рамках досудебного расследования и обратились с этим в соответствующий судебный орган с вопросами, которые должна исследовать следующая экспертиза.

На прошлой неделе в Сары-Аркинском районном суде по гражданским делам должны были начаться слушания по иску Кайырлы Омара к Козыбаковой о защите чести и достоинства. Ответчица не пришла. Заседание суда перенесли на 5 октября.

ИСТОЧНИК:
Газета «Общественная позиция» («Дат»)


Добавить комментарий

Смотрите также