Парламент в авторитарных государствах – не место для политических дискуссий, городские площади в таких странах – не место для пользования гражданами своим правом на свободу мирных собрания, а суды всех инстанций – не место для оспаривания гражданами решений акиматов о запрете митингов и пикетов. Такой вывод можно сделать из описания растянувшейся без малого на год митингово-судебной эпопеи.
«Мы вам расскажем сказку, а может и не сказку, а может быть историю хотим вам рассказать. – Начинаем!» Эта история о свободе мирных собраний в Казахстане и казахстанской судебной системе растянулась без малого на год: она началась в Алматы 16 октября 2024 года в Алматы, а завершилась в Астане 29 сентября 2025 года – протянули бы ещё две недели и был бы ровно год. Вот её основные вехи:
16.10.2024 жительница южной столицы Жамиля Бурабаева подала в акимат Алматы уведомление о намерении провести 6 ноября на площади Республики у подножия монумента Независимости одиночного пикета за права инвалидов. Чиновники из управления внутренней политики горакимата выдали заявительнице отказ в согласовании её уведомления, сославшись на статью закона «О мирных собраниях», запрещающую проведение митингов, шествий и пикетов в условиях чрезвычайного положения или чрезвычайной ситуации. Нетрудно догадаться, что никакого такого режим осенью 2024 года в Алматы и в целом по стране не вводилось, а режим по ЧС в связи с пандемией ковида и режим ЧП в дни трагических событий Канды кантара были давно уже отменены.
После получения этого отказа Жамиля Бурабаева подала в тот же акимат новое уведомление о намерении провести одиночный пикет за права инвалидов 20 ноября у подножия памятника Абаю Кунанбаеву на площади его имени перед Дворцом республики. На этот раз те же чиновники из того же управления сослались на другую статью того же закона, запрещающую проведение собраний в непосредственной близости от объектов стратегического назначения и опасных производств. Нетрудно догадаться, что никаких таких объектов в указанном месте и его окрестностях нет и отродясь не бывало. Позднее уже на суде по оспариванию этого отказа, чиновники из акимата добавят пояснение, что-де под стратегическим объектом они имели в виду проезжую часть площади Республики как отрезка улицы Сатпаева.
Имея на руках два парных ответа из акимата с явно издевательскими мотивами отказа в проведении одиночного пикета, Жамиля Бурабаева обратилась за помощью к юристу Ерлану Калиеву, эксперту нашего Бюро по правам человека и соблюдения законности, специализирующемуся на защите прав граждан на свободу мирных собраний. При поддержке эксперта активистка обратилась в Специализированный межрайонный административный суд с жалобой на незаконные действия акимата Алматы
30.12.2024, то есть за день до Нового года административный суд рассмотрел жалобу Бурабаевой и отказал в её удовлетворении, тем самым фактически признав явно абсурдные мотивы отказов акимата правильными и законными. На это судебное решение Бурабаева при поддержке Калиева поджала апелляционную жалобу в Алматинский городской суд.
2.04.2025, то есть через три месяца после заседания адмсуда, апелляционную жалобу рассмотрел Алматинский городской суд и отказал в её удовлетворении. Апелляционный суд точно так же, как и суд первой инстанции, проигнорировал аргументы истца и её представителя о том, что акимат Алматы в своих отказах грубо извратил положения закона «О мирных собраниях», запрещающие проведение таковых в условиях режима ЧС или вблизи опасных производств. Указанных объектов в указанном месте нет, реима ЧС в указанное время не было, так неужели не ясно, что ссылки чиновников на соответствующие статьи закона не основаны на этом самом законе? Увы, судьям двух алматинских судов первой и второй инстанций это оказалось неясно.
На решение апелляционного суда была подана кассационная жалоба в высшую судебную инстанцию страны, а именно в Верховный суд РК, чья кассационная коллегия по административным делам была в этом году выделена в отдельную судебную структуру, а именно Кассационный суд РК. Ждать рассмотрения своей жалобы истице и её представителю пришлось уже на три месяца, как это было между заседаниями СМАСа и горсуда, а вдвое больше, то сеть шесть месяцев.
29.09.2025 в Астане состоялось рассмотрение кассационной жалобы Жамили Бурабаевой на решения нижестоящих судов по прошлогодним отказам акимата Алматы в согласовании одиночных пикетов. На заседании Кассационного суда юрист и эксперт по свободе собраний Ерлан Калиев повторил свои доводы о неправомерности использования чиновниками из управления внутренней политики акимата южной столицы ссылок на статьи закона «О мирных собраниях», в которых говорится совсем другое, нежели в ответах акиматовских запрещателей.
– В ходе рассмотрения нашей жалобы суд высшей инстанции так и не услышал наших доводов о том, что право на свободу мирных собраний, включая пикетирование, относится к фундаментальным правам человека и является одним из важнейших элементов эффективно функционирующих демократических систем, наряду со свободой выражения мнения, свободой объединения и правом на участие в управлении своей государством. Это право гарантируется статьями 20 и 32 Конституции РК и особо охраняется надлежащим образом ратифицированными нашей страной нормами Международного пакта о гражданских и политических правах и иными международными конвенциями, чьи нормы в соответствии с Конституцией РК имеют приоритет применения над иными законами нашей страны, – говорит Ерлан Калиев.
Эксперт попытался обратить внимание судей Кассационной коллегии на то, что перечень опасных производственных объектов и критерии их идентификации устанавливается нормами закона «О гражданской защите» где в указанном перечне напрочь отсутствует проезжая часть автомобильной дороги, которую чиновники пытались подтянуть под определение опасного производственного объекта. Однако кассационная инстанция точно так же, как ранее апелляционная, а ещё раньше суд первой инстанции, услышать этих доводов не захотела. Её решение оказалось точно таким же, как два предыдущих: в удовлетворении кассационной жалобы отказать, решение суда первой инстанции и апелляционного суда оставить в силе.
– В своём постановлении Кассационный суд сослался также на давнее решение маслихата Алматы о порядке проведения митингов, шествий и пикетов, тем самым поставив юридическую силу решения городского маслихата гораздо выше норм Основного закона нашей страны – Конституции Республики Казахстан и надлежащим образом ратифицированных международных договоров, – констатирует Ерлан Калиев.
Нам же остаётся добавить, что уже три года, то есть с осени 2023 года в Алматы не проводилось ни одного митинга ни на одной из трёх площадок, закреплённых в том самом решении маслихата, а именно на площади Чокана Валиханова и на открытых площадках в парке имени Махатмы Ганди и за кинотеатром «Сарыарка». Все попытки гражданских активистов согласовать проведение митинга натыкаются на отказы акимата, а все попытки активистов и правозащитников оспорить эти отказы в судах заканчиваются отказными решениями этих самых судов. К большому сожалению площади и скверы казахстанских городов, включая даже те из них, что официально отведены для проведения митингов, на самом деле вовсе не являются местами для пользования гражданами своим правом на свободу мирных собраний. Точно так же и казахстанские суды не являются тем местом, где граждане могли бы реально оспорить неправомочные решения органов власти и добиться справедливости в плане соблюдения своих конституционных прав.