Петицию с требованием пересмотра Шаныракского дела и реабилитации осужденного по нему Арона Атабека поместила на сайте egov.press дочь поэта и диссидента Алма Нутушева.
Петиция по ссылке: https://egov.press/1401-aron.html
Арон Нутушев, известный также под литературным псевдонимом Атабек (1953–2021), активно участвовал в казахстанской политической жизни с 1989 года, когда он был одним из организаторов национал-патриотического общества «Жеруйык», на базе которого в мае 1990 года была создана партия национальной независимости «Алаш», существовавшая до 1992 года. Эту партию возглавлял Арон Атабек, также он был редактором самиздатских газет «Алаш» и «Хак».
14 июля 2006 года в микрорайоне «Шанырак» на окраине Алматы произошли столкновения его жителей с полицией, когда люди пытались защитить свои дома от сноса. Арон Атабек приехал в «Шанырак», чтобы морально поддержать его жителей. В ходе столкновений погиб один сотрудник полиции, в убийстве которого и в организации массовых беспорядок власти обвинили Арона Атабека.
Сразу после задержания и в дальнейшие недели Атабека и других задержанных жестоко избивали в полиции, добиваясь признательных показаний. И тогда, и после Арон Атабек категорически отрицал свою причастность к каким-либо противоправным действиям, что подтверждали практически все свидетели тех событий. Полицейское следствие так и не представило убедительных доказательств его виновности ни в ходе предварительного расследования, ни на суде. Тем не менее в 2007 году городской суд Алматы осудил четверых задержанных во главе с Ароном Атабеком, получивший самый большой срок лишения свободы, а именно 18 лет.
На протяжении многих лет пребывания Арона Атабека в местах заключения казахстанская общественность и правозащитники выступали в защиту осужденных, требуя пересмотра Шаныракского дела и справедливого рассмотрения. Ряд международных правозащитных организаций признали Атабека политическим заключённым и узником совести, в связи с чем неоднократно требовали от казахстанских властей его освобождения.
В 2008 году осужденный Атабек был награжден казахстанской общественной премией «Свобода», а в 2010 году он стал лауреатом международной премии Freedom to Create («Свобода творить») в номинации Imprisoned аrtist («Творец в заточении»).
За годы пребывания в тюрьмах и колониях Арон Атабек перенёс ряд тяжёлых заболеваний и практически потерял здоровье. Указания на этот факт наряду с прежними указаниями на недоказанность его вины и политический характер уголовного преследования Атабека стали постоянным контрапунктом во всех обращениях к казахстанским властям с требованиями освободить старейшего политического узника Казахстана.
1 октября 2021 года Арон Атабек вышел на свободу с формулировкой «по состоянию здоровья – в связи с наличием неизлечимого заболевания». Это произошло через 15 лет и 3 месяца после фактического ареста и соответственно за два года и девять месяцев до формального истечения тюремного срока. Неотбытую часть наказания Атабеку заменили ограничением свободы с пробационным контролем сроком на год. Однако ему не довелось прожить этот год: в первый же месяц на свободе бывший узник стал жертвой коронавируснойт пневмонии, 11 ноября он впал в кому, а 24 ноября скончался от остановки сердца.
Ровно через 40 дней после смерти Арона Атабека в Казахстане начались трагические январские события, стоившие нашей стране много крови, но в то же время побудившие обновлённое руководство объявить о создании Второй республики и строительстве Нового Казахстана. В правозащитном отношении одним из главных условий такого обновления должен стать пересмотр наиболее вопиющих политико-правовых кейсов прежнего царствования. В этом плане пересмотр Шаныракского дела и посмертная реабилитация Арона Атабека могли бы стать важным символическим актом. И вопрос об этом уже поставлен дочерью Атабека в составленной ею петиции.
«ЕСТЬ НАДЕЖДА, что мой Отец, который был невинно осужден, провел 15 лет в заключении, которого пытали – ломая ему кости, избивая и всячески издевались, БУДЕТ РЕАБИЛИТИРОВАН ПОСМЕРТНО!» – пишет она.
Теперь дело за казахстанцами, которые пожелают оставить свои подписи под нею.