Отказное судебное решение по иску бывшего кандидата в депутаты Мажилиса создает прецедент и узаконивает правовой механизм, по которому миллионы казахстанцев при заполнении налоговых деклараций рискуют быть обвинены в предоставлении недостоверных данных на основании их паспортных данных советского образца.
26 февраля в пресс-центре Бюро по правам человека состоялась пресс-конференция, спикерами которой были экс-кандидат на прошлогодних парламентских выборах Санавар Закирова, юрист и гражданский активист юрист Альнур Ильяшев, юрист и правозащитник Ерлан Калиев, представлявший интересы Закировой при рассмотрении судами поданного ею иска. Предметом пресс-конференции стала завершившаяся недавно судебная тяжба Санавар Закировой по поводу снятия её с предвыборной гонки за две недели до голосования из-за выявленного задним числом «нарушениях» при заполнении декларации о доходах.
Однако фишка здесь не в этом (такие мотивы для отказа в регистрации оппозиционных кандидатов или снятия с выборов уже зарегистрированных – обычное дело), а в мотивах такого снятия. Выявленное нарушение состояло в том, что при подаче документов на регистрацию Санавар умолчала о наличии у неё нескольких акций ликвидированного много лет назад ОАО «Оркен», оно же бывший инвестиционно-приватизационный фонд «Акцепт».
Сейчас уже мало кто помнит о существовании таких фондов в годы массовой приватизации 1993-95 годов, но Жетысуский областной избирком в 2023 году отказал Закировой в регистрации кандидатом на основании справки из АО «Центральный депозитарий ценных бумаг», сотрудники которого извлекли из Леты сведения о наличии у Закировой восьми акций давно уже не существующего инвестфонда, общей стоимостью 88 тенге. При этом сотрудники депозитария ссылались на паспортные данные Закировой из её советского паспорта, много лет назад обмененного ею на удостоверения личности гражданина Республики Казахстан.
Санавар Закирова подала судебный иск, в котором пыталась оспорить снятие с выборов и особенно «историко-архивные» основания оного. Судебная тяжба длилась почти год, в итоге суд отказал в удовлетворении исковых требований отказал, тем самым узаконив более чем странный мотив снятия кандидата с выборов. Если же брать шире, полагают участники пресс-конференции, то получается, что этим судебным решением создан прецедент и узаконен правовой механизм, по которому сотни тысяч казахстанцев при заполнении налоговых деклараций рискуют быть обвинены в предоставлении недостоверных данных на основании паспортов давно уже несуществующего государства, – возмущаются участники пресс-конференции.
Юрист и правозащитник Ерлан Калиев охарактеризовал эту историю как одновременно типичную и уникальную. Типичность этой истории проявилась в стремлении властей не допустить к регистрации независимых кандидатов, а если кого-то из них каким-то чудом допустили, то снять их с предвыборной гонки, не доводя до голосования. Уникальность же этой истории проявилась в выборе мотива для снятия: никогда ранее и ни в каком другом предвыборном кейсе избиркомы в поисках компромата на неугодного властям кандидата не бурили столь глубоко во времени и не добуривались до пресловутых купонов ИПФ времён так называемой массовой приватизации середины 90-х годов прошлого века с привлечением такой далёкой от политики экономической структуры, как Центральный депозитарий ценных бумаг, – констатировал Ерлан Калиев.
Отдельной строкой Ерлан калиев высказал недоумение по поводу того, что Центральный депозитарий, как ключевая структура на рынке ценных бумаг Казахстана, запросто оперирует паспортными данными физических лиц, когда-то бывших гражданами государства, прекратившего своё существование 32 года назад. Казахстанское законодательство различает три категории физических лиц по признакам гражданства – это граждане Казахстана, иностранные граждане и лица без гражданства, категории же «граждане СССР» применительно к сегодняшнему дню в законодательстве нет и быть не может, – объясняет юрист и правозащитник.
Развивая эту его мысль и доводя его ситуацию до логического конца, можно предположить, что в стремлении «отстрелять» неугодного кандидата нашим чиновникам ничего не стоит объявить такого человека не только гражданином СССР, но и подданным Российской империи, Казахского ханства или Золотой орды, а может даже и некоего мифического царства, существовавшего до Всемирного потопа – и ничего что все его документы утонули вместе с тогдашними депозитариями и избиркомами.
Возвращаясь от никогда не существовавших или давно не существующих государств к нашему реально существующему государству, выделим из общей канвы рассказа Санавар Закировой и Ерлана Калиева о том, как проходил судебный процесс по их делу, историю с появлением на последнем заседании прокурора Бостандыкского района, до того в процессе не участвовавшего. На вопросы истца и его представителя о правовых основаниях столь позднего ввода прокурора представительница надзорного органа ответила, что она действует в интересах государства. Таковые действия выразились в обращении прокурора к суду с требованием отказать истице Закировой в удовлетворении её иска к АО «Центральный депозитарий ценных бумаг». С этим требованием судья вполне ожидаемо согласился, признав тем самым прямую заинтересованность государства в недопуске к выборам в парламент независимого кандидата.
Ещё один участник пресс-конференции – юрист и гражданский активист Альнур Ильяшев добавил к делу о восьми допотопных акциях такую пикантную деталь: паспортные данные советского образца, на которые ссылались сотрудники депозитария при указании на якобы имеющиеся у Закировой акции ОАО «Оркен», на самом деле принадлежали не ей, а другому человеку, являющемуся её однофамилицей и полной тёзкой. В связи с этим Ильяшев посоветовал всем индивидуальным предпринимателям срочно проверить имеющиеся в Центральном депозитарии сведения о себе и возможных своих двойниках. Ведь если в случае Санавар Закировой финт с «раздвоением личности» использовали для снятия ее с выборов, то во многих других случаях, не связанных с политикой, но зато завязанных на экономике и финансах, на любого предпринимателя, исправно платящего налоги, могут навесить недоимки его однофамильца и двойного тёзки.
При взгляде на такую картину перед взором Санавар Закировой как бывшего кандидата в депутаты Мажилиса открылось новое поле деятельности. Теперь она обращается ко всем своим потенциальным избирателям и в целом к граждански и экономически активным гражданам, кого не оставит равнодушным информация о возможном наличии у них акций времён приватизации 90-х годов, которыми ведают вполне реальные организации вроде Центрального депозитария. Возможность получения по ним спустя много лет какие-то дивиденды или же угроза возложения на тебя долгов неведомого тебе двойника может побудить многих казахстанцев заняться прояснением ситуации, а делать это легче коллективно. На этой почве может возникнуть новое общественное движения, созданием которого готова заняться Санавар Закирова.
И тогда чиновники наверняка схватятся за голову, когда поймут, что избавив себя от одной головной боли в виде наличия в Мажилисе нескольких оппозиционных кандидатов, нажили другую головную боль, гораздо чувствительнее прежней.