Уже год находится на «добровольно-принудительном» лечении пациент противотуберкулезного диспансера, без надежды на выписку, в то время как у него дома сложилась критическая ситуация. Пришлось объявить голодовку и зашить рот.
Если бы отчаяние могло принимать облик, то, наверное, выглядело бы как пациент (или все же пленник?) противотуберкулезного диспансера Тарбагатайского района ВКО.
Год назад у жителя Усть-Каменогорска Александра Матвеева полностью сгорел дом. Пришлось вместе с женой и двумя малолетними детьми (одна из них внучка, так как старшая дочь умерла) переселиться в социальное жилье. Но одна беда потянула за собой другие. У Александра Федоровича обнаружился туберкулез.
– Когда я заболел в прошлом году на мою просьбу положить меня в больницу, фтизиатр Глубоковского района заявил, что мы не можем положить тебя в больницу, – вспоминает он в своем обращении, размещенном в инстаграме. Вместо этого ему предложили госпитализацию в противотуберкулезном диспансере при условии принудительной госпитализации. Находясь в критической ситуации, Александр Матвеев подписал бумагу, как он говорит, не представляя, что это такое – принудительное лечение. Однако, приехав в больницу, он «убедился: в данном учреждении не лечат, а калечат. Отсутствие элементарных жилищно-бытовых условий, техники безопасности подключения электробытовых приборов, отсутствие нормального питания по нормам и требованиям законодательства Республики Казахстан в отношении туберкулезных больных. И много-много других примеров…»
Но тут пришло новое потрясение. У его жены обнаружили рак. Тогда Александр Федорович начал предпринимать безуспешные попытки перевестись на амбулаторное лечение.
В декабре прошлого года Александр Матвеев говорит, что был избит охранниками учреждения после очередной попытки добиться своего. Однако ему пообещали, что после завершения интенсивной фазы заболевания его переведут. Как рассказывает больной, эта фаза завершилась еще 14 января этого года.
После химиотерапии в конце апреля у его супруги стали отказывать ноги и почки, и мужчина вновь начал требовать перевода на амбулаторное лечение, к тому же все подтверждающие документы, по его словам, имеются в цифровом виде, но никак не может добиться, чтобы их отправили на рассмотрение. Ни главный врач, ни районный прокурор на все его просьбы отвечают молчанием.
Все невзгоды и невозможность вырваться из негостеприимного учреждения заставили его пойти на крайние меры, более подходящие для обитателей тюрем: объявить голодовку и зашить себе рот.
– Я вынужден десять суток отказываться от пищи и зашить себе рот в знак того произвола, что творится в отношении моей семьи, жизни моих детей и моей семьи, – заявляет пациент.
В связи с поступившим открытым обращением узника медицинского учреждения Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности просит проверить все факты, изложенные Матвеевым, а также:
– Рассмотреть возможность ему пройти дальнейшее лечение от туберкулеза по месту жительства;
– Провести проверку на предмет нарушений прав и свобод пациентов Межрайонной противотуберкулезном диспансере Тарбагатайского района Управления здравоохранения Восточно-Казахстанской области;
– Правоохранительным органам проверить факт избиения Матвеева охранниками больницы 4.12.2019 г.
Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности просит считать данную информацию официальным запросом руководству Министерства здравоохранения РК, Генеральной прокуратуре РК, Уполномоченному по правам человека и акиму Восточно-Казахстанской области.