3 июня карагандинец Геннадий Надырбеков захотел свести счеты с жизнью. Захотел себя сжечь. Почему? Да просто устал просить у судей разъяснить: по каким таким причинам его приговорили к выплате трехмиллионного штрафа, да ещё и собирались условный срок поменять на фактическое содержание под стражей в местах, не столь отдаленных… Не успел. Не успел поджечь себя, уже облитого бензином. Жена помешала, люди. А вот люди в погонах посчитали несостоявшийся акт самосожжения у нового здания областного суда мелким хулиганством, и уже на завтра, проведя почти полный день в разных госзастенках, Геннадия подвергли адмаресту. Десять суток, раз жив остался.
Если чуть подробнее, то все не так сложно. Однако очччень противоречиво. Геннадия осудили в декабре прошлого 2019 года. С приговором не согласен. Обжаловал в областном суде в апелляционной коллегии. Указал, что никто не разъяснил ему приговор и не выданная, хотя и затребованная видеозапись открытого судебного процесса об этом свидетельствует. Приговор вступил в силу в феврале текущего года.
В своей жалобе от 2 марта, адресованной облсуду, Г. Надырбеков прямо говорит: Эта видеозапись не секретна, процесс открытый, имею конституционное право… Тщетно. Но в ответе Геннадию председатель облсуда 16 марта прошлого года согласился, что разъяснить всё-таки должны были и впредь (!!!) такого допускать не будут.
Очередной виток обжалования – подача соответствующего пакета в Верховный суд. Чрезвычайное Положение. Карантин. В электронном виде… «Подвисла», сказали бы айтишники. Хотя в законе о ЧП написано, что судебная система должна работать без изъяна. Однако не справилась система. А сбои в системе и рвение отдельных служак в погонах поменять условный срок Геннадию на фактический привели к срыву: мысль о сведении счетов с жизнью … Печально.
От себя добавлю: тонкости и нюансы этого дела вызывают массу вопросов, к рассмотрению которых непременно вернусь после рассмотрения жалобы Геннадия в Верховном суде РК. Сейчас права не имею. Однако главный вопрос здесь к судебной системе: как так получилось, что вместо чувства справедливости у человека возникает стойкий мотив покончить с собой? Реформа за реформой прокатывается сквозь судебную систему, а система лишь улыбается и остается независимой, как и раньше, от этих самых реформ?
И последнее. Статья 14 МГПП (международного Пакта о гражданских и политических правах) предусматривает обращение казахстанцев в Комитет по правам человека ООН с жалобой на несправедливое судебное разбирательство. Именно об этом и мы и сообщили супруге Геннадия, которая 8 числа этого месяца побывала в нашем филиале и познакомила нас с некоторыми тщетными обращениями Геннадия к Фемиде. Подготовка и квалификация у него соответствующие имеются. Необходимую помощь в составлении петиции к старшей сестре казахстанской Фемиды окажем.
PS. Заявление самого Надырбекова на судей за доведение до самоубийства в полиции принимать не стали.