День скорби и гнева

16.12.2020

В Алматы 16 декабря традиционно пытались почтить память жертв Желтоксана 1986 года и Жанаозена и Шетпе 2011 года, когда Казахстан уже стал «демократическим, светским, правовым и социальным государством». Усиленные силы полиции  также обыденно пытались испортить собравшимся траурно-политическое мероприятие.

До пяти сотен человек собралось сегодня в Алматы на площади Республики, чтобы почтить память погибшим в ходе демонстраций в 1986 году и забастовки нефтяников в 2011 году и высказать свое отношение к действующей власти.

Но перед этим около двух сотен молодых нур-отановцев, в одинаковой униформе, организовано строем прошлись по проспектам Алматы и возложили цветы к монументу Независимости.

фото с сайта Nurotan.kz

В партии власти предпочитают не вспоминать Жанаозен. Да и события Желтоксана до сих пор остаются под грифом «секретно», так что у людей вполне естественно сохранилось много вопросов к лидеру «Нур-Отан», ранее работавшему президентом страны. Выполнив, скорее всего, добровольно-принудительный партийный долг, юные партийцы разбежались по своим делам.

На смену им на площади собрались участники и сочувствующие инициативе по созданию оппозиционной Демократической партии и активисты молодежного оппозиционного движения Oyan, Qazaqstan!

Фото Андрея Свиридова

В прошлый год наибольшую активность в праздновании проявляли сторонники оппозиционных движений Демократический выбор Казахстана и «Коше партиясы». После масштабных преследований в этом году  они присутствовали, не акцентируя своей принадлежности к запрещенной организации.

Традиционно в этот день на площади  присутствовали полицейские и «собровцы». В этот раз их было примерно 150 человек. 

«Ояноцы», прошли от одного конца площади до другого, выкрикивая призывы, пока не были остановлены и оцеплены полицейскими. Заместитель акима Алматы Бабакумаров предупредил обе протестные группы об ответственности в случае, если те захотят организовать шествия, которые не санкционированы властями. Причем в отношении шествия нур-отановцев, состоявшегося ранее, такого предупреждения со стороны члена партии «Нур-отан» г-на Бабакумарова почему-то не прозвучало.

В этом году полиция действовала  без агрессии и насилия: люди в черном в несколько рядов взяли в кольцо молодых оппозиционеров из «Oyan, Qazaqstan». То же самое было сделано в отношении митинга Демократической партии. Это не позволило  двум акциям объединиться.

Как сообщает радио «Азаттык», когда полиция после нескольких часов оцепления позволила активистам Демократической партии и «Oyan, Qazaqstan» уйти, последние решили пройти шествием до пл. Астаны, выкрикивая свои требования проведения честных выборов. Полиция сопровождала шествия, не препятствуя ему и не задерживая демонстрантов. Хотя имели место попытки отобрать громкоговоритель и плакаты.

Оказавшись перед оцеплением полиции на подходе к следующему проспекту часть участников шествия рассеялась и свернула во дворы. Это позволило им просочиться по одиночке  и части из них собраться перед памятником погибшим в 1986 году. Основной костяк двинулся по проспекту Абая. Дойдя до памятника мыслителю и постояв там несколько минут, участники шествия начали расходиться по домам. Чуть раньше также разошлись по домам несколько десятков активистов Демпартии, которые до того пытались присоединиться к «ояновскому» шествию, но были остановлены и окружены другим подразделением СОБРа.

Видео Данаи Калиевой

О превентивных задержаниях и арестах в этот день в Алматы не сообщалось.

Фото Андрея Свиридова

После 2011 года, когда 16 декабря полиция открыла огонь по протестующим в Жанаозене и Шетпе, День независимости очень многими казахстанцами стал восприниматься в ином качестве – как день поминовения  погибших  в результате расстрела мирных нефтяников, требовавших лучших условий труда и жизни. Что касается оппозиции, то они рассматривают  этот день еще и как повод для протестов против властей.  

Власти страны очень настороженно относятся к этой двойственности в оценке 16 декабря, всякий раз ожидая массовые протесты со стороны тех, кто использует этот праздник чтобы заявить о своем несогласии с политикой действующих властей. Соответственно власти предпринимают меры по недопущению протестных акций и их пресечению  под предлогом несанкционированности.


Смотрите также