Казахстанские правозащитники намерены к концу года представить свой новый Национальный план действий в области прав человека.
В конце прошлой недели эксперты Рабочей группы Консультативно-совещательного органа «Диалоговая площадка по человеческому измерению» обсудили подготовку Национального плана по правам человека на 2025-2030 годы.
Диалоговая площадка при МИД РК образовалась в 2013 году. На ее территории происходит обсуждение вопросов, связанных с правами и свободами казахстанцев в рамках международных обязательств государства. В заседаниях принимают участие заинтересованные ветви власти, представители гражданского общества и международных организаций. В рамках КСО ДПЧИ есть возможность предоставления органам власти рекомендаций по улучшению ситуации с правами человека. С другой стороны, органы власти сами вправе решать, какие из рекомендаций можно взять в разработку.
Спустя почти год после того, как президент К.Токаев представил на обозрение свой План действий в области прав человека и верховенства закона, эксперты из неправительственного сектора также решили вспомнить, что и у них был свой ранний Национальный план действий на 2017-2021 гг, проигнорированный государством. Тем не менее, как высказались во время обсуждения, какую-то свою роль он все же сыграл.
К тому же есть и отличия между президентским видением и общественным. В первом, как можно заметить, за исключением свободы объединений, отсутствуют иные блоки, относимые к гражданским и политическим правам, с которыми на протяжении всей истории независимого Казахстана за вычетом нескольких первых лет – ситуация критическая. Также правозащитники в этот раз намерены представить на обзор основные, наиболее проблемные моменты, чтобы «крупными мазками» обратить на них внимание внутри и за пределами страны. Опять же на этот раз было решено отказаться от формата «дорожной карты» с указанием сроков исполнения, поскольку на уровне государство-общество это все-равно не работает.
Как предложил в начале встречи сопредседатель Рабочей группы известный правозащитник Евгений Жовтис, настоящий план будет состоять из рекомендаций, разделенных по трем направлениям: национальным, институциональным и правоприменительным. Но перед этим необходим пересмотр, что изменилось за прошедшие годы в контексте международных стандартов и национального законодательства.
Помимо того, Казахстан за все годы Казахстан ратифицировал свыше 230 международных договоров (в том числе в рамках СНГ, ШОС), которые обязан в той или иной степени выполнять или хотя бы придерживаться. И, очевидно, что не все они коррелируются с главными договорами в рамках ООН.
– Нацплан будет взглядом гражданского общества на общую ситуацию, которая понятно, не очень радужна и не очень оптимистична, – дал краткую характеристику Жовтис новому документу, который «не инструкция и даже не путеводитель».
Исполнительный директор Центра исследования правовой политики (LPRC) Татьяна Зинович предложила сократить новый план как минимум вдвое (предыдущий был расписан на 450 страницах – ред.), придерживаясь уже выработанной структуры. Также она видит необходимость включения раздела, посвященного Институту Уполномоченного по правам человека, который выпал из предыдущего Нацплана и не вошел в нацплан от Токаева.
– Было бы неплохо лишний раз напомнить ему о его роли в рассмотрении жалоб, как он должен работать по правам человека, потому что мы столкнулись с тем, что когда сейчас мы с ним работаем, так главный вопрос от них поступает: так над какими правами человека нам нужно работать, приоретизируйте нам, – обосновала она свое предложение. – Я так понимаю они внутри хотят провести какую-то трансформацию, поэтому важно успеть.
В этом ее поддержала глава Детского фонда Казахстана Эльвира Ватлина, рекомендовав включить также блок Уполномоченного по правам ребенка. Хоть развитие этого института вошло в План действий президента, но там «действительно аховая ситуация».
– Уполномоченный по правам ребенка – это не национальный правозащитный институт, это государственная инициатива, но к нацинститутам не относится. Но что делает наш Уполномоченный? Он отказывается принимать жалобы по детям, потому что есть специализированный Уполномоченный, при том что у последнего нет ни институциональной базы, не специального закона, ни ресурсности, – подтвердила мнение коллеги Татьяна Зинович.
В свою очередь президент Фонда развития парламентаризма в Казахстане говорит о необходимости в проекте поставить акцент на социально-экономических и культурных правах. По ее словам, в Министерстве труда, с которым ее организация взаимодействует, «даже не знают, что есть такой Пакт».
Предваряя опасения участников встречи, что и эта инициатива уйдет «в молоко», Евгений Жовтис напомнил, что на предыдущий Нацплан ссылались и при отчете Казахстана в ООН по Универсальному периодическому обзору, и в Комитете ООН по правам человека, «хотя государство на него никак не реагировало и ничего не делало».
– Национальный план он очень неплохую роль сыграл. Я видел во многих государственных органах, там, где кто-то чем-то пытался заниматься, и они как-то с ним сверялись, понимая, что потом прилетит из международных органов. В любом случае, если он на столе, то позволяет к нему обращаться и государство как-то теребить, и это удобней для международных органов, – заключает модератор встречи.
С учетом того, что основной объем работы вошел в предыдущий Национальный план, новый проект предполагается подготовить к декабрю этого года.
Данный материал подготовлен при финансовой поддержке правительства Великобритании для международного развития. Мнения, выраженные в данном материале, не обязательно отражают официальную точку зрения правительства Великобритании.