В Алматы в рамках кинофестиваля «Жаңа Шекара» (о жизни и культуре региона Восточного Туркестана) проходит выставка работ, посвященных положению этнических меньшинств СУАР Китая.
Напомним, что демонстрация фильмов кинофестиваля «Жаңа Шекара» в сентябре этого года была вынуждена переместиться в онлайн-формат после того, как площадку, где проводилась подготовка к мероприятию, посетили сотрудники консульства КНР в Алматы. Организаторы выставки предполагают, что могло быть оказано определенное давление на владельцев культурного пространства.
На выставке выставки «Көргәзмә» (пер. с уйгурского «Не показывай») девять художников в разных жанрах современного искусства представили свое видение происходящего в этой закрытой от посторонних глаз проблемной части нашего соседа.
Геноцид – часть культурного кода уйгуров», – заметила алматинская художница Интизор Отаниёзова во время небольшого artist-talk.
В своей мини-инсталляцией «Без будущего» она заявляет, что время в Синьцзян-Уйгурском автономном регионе остановилось, по крайней мере для этнических меньшинств, что и символизируют часы без цифр в национальном обрамлении.
Таир Табиев изобразил графические портреты двенадцати из десятков тысяч помещенных в «трудовые лагеря» уйгуров и других мусульманских народностей СУАР. Фотографии взяты из взломанной базы данных политических, религиозных (и по факту этнических) узников Синьцзяна.
Зеленый тон следующей работы соотносится к зеленому свечению, с помощью которого в Китае приборы слежения выявляют «этнически неблагонадежных».
Остальные работы, как и видеоинсталляции, можно посмотреть на выставке, которая продлится до 5 ноября в культурном пространстве 101 Dump Gallery.
У большей половины представленных художников в СУАР до сих пор остаются родственники, с некоторыми связь оборвана, о других нет никакой информации.