Административное наказание бывших зрителей судебного процесса за возгласы после оглашения приговора «Позор суду!» может стать отдельным позором казахстанской Фемиды.
4 апреля в пресс-центре Бюро по правам человека состоялась пресс-конференция троих гражданских активистов из Астаны, которые рассказали о новом явлении в казахстанской карательной практики – одновременном административном наказании сразу двух десятков человек за публичное выражение ими своего негативного отношения к оглашённому в суде приговору по политическому делу.
Гражданские активисты Нурлан Алтынбаев, Алия Жакупов и Жанат Нуркишев напомнили о том, что ровно два месяца назад, 3 февраля этого года, в Специализированном межрайонном суде по уголовным делам города Астаны был оглашён приговор независимому журналисту и блогеру Махамбету Абжану. Его обвинили в распространении недостоверной информации и вымогательстве и приговорили к 9 годам лишения свободы. Его сторонники и правозащитники считают это дело сфабрикованным и политически мотивированным.
В ходе оглашения приговора произошло следующее: когда судья Айжан Кульбаева произнесла главные слова «признать виновным», а затем и «назначить наказание в виде 9 лет лишения свободы на срок 9 лет», в зале раздались крики «Позор!» Такое происходит на всех политически мотивированных судебных процессах, если только сочувствующим подсудимому людям вообще удаётся попасть в зал суда. Однако в от всех прежних политсудов эта сцена получила в дальнейшем небывалое (по крайней мере мы такого не припомним) продолжение.
Участники сегодняшней пресс-конференции рассказали, что почти через месяц после того события, а именно 27 февраля судебный пристав Жанибек Султангалиев направил в управление полиции Сарыаркинского района Астаны список присутствовавших на оглашении приговора Махамбету Аюжану лиц числом 21 человек для составления на них протоколов об административных правонарушениях по статьям 653 и 667 Кодекса об административных правонарушениях РК («неуважение к суду» и «неповиновение законному распоряжению или требованию судебного пристава»).
После этого фигурантов «проскрипционного списка» начали вызывать в Сарыаркинский районный отдел полиции для составления на них протоколов об административном правонарушении. А спустя ещё месяц, а равно и спустя два месяца после исходного события, в Специализированном межрайонном административном суде города Астаны назначено рассмотрение двадцати с гаком административных дел за возгласы «Позор!»
На сегодняшней пресс-конференции гражданские активисты Нурлан Алтынбаев и Алия Жакупова напомнили историю уголовного преследования Махамбета Абжана. Они говорили о множестве фальсификаций со стороны проводивших досудебное расследование сотрудников Агентства по противодействию коррупции РК и о проявлении обвинительного уклона со стороны суда. Именно этим Алия Жакупова объяснила накал эмоций, что обуревали присутствовавших на процессе в качестве зрителей, видевших и слышавших всё это на протяжении многих заседаний. Именно эти эмоции и выплеснулись после оглашения жестокого и несправедливого, по их мнению, приговора Махмамбету Абжану. Своё выступление Алия завершила возгласами «Свободу Махмбету Абжану!» и «Позор судебной системе Казахстана!»
Её горячо поддержал гражданский активист Жанат НУРКИШЕВ, сделавший главный акцент на то, что резко негативная реакция присутствовавших на суде людей была спровоцирована самим ходом процесса и особенно оглашением жестокого и несправедливого приговора. Он также указал на то, что составление административных протоколов на бывших зрителей процесса началось аккурат в день приезду в Астану государственного секретаря США Энтони Блинкена, к визиту которого было бы логично ожидать пересмотра вышестоящим судом приговора Абжану и другим политическим осуждённым, а не новых преследований активистов, однако у наша власть, похоже, руководствуется какой-то другой логикой.
Жанат Нуркишев отметил, что непосредственно в ходе оглашения приговора судья Кулибаева не давала никаких поручений приставу Султангалиеву составить протокол на кого-либо из присутствовавших в зале и кричавших «Позор суду!». Откуда же взялись эти протоколы черещ три недели после того судебного заседания? – спрашивает активист. Он также сообщил, что 27 марта активисты из «списка 21» направили обращения в департамент судебного администрирования города Астаны, в городскую и Генеральную прокуратуру и в другие инстанции обращения с протестом против незаконных попыток наказать их за выражение своего мнения о приговоре Махамбету Абжану во время его оглашения.
Нам же остаётся добавить ко всему сказанному вот что. Если по этим делам будут вынесены обвинительные постановления, а на людей, выражавших своё отношение к оглашению несправедливого на их взгляд приговора, будут наложены денежные штрафы, а тем более административные аресты, это будет, такое случится впервые в казахстанской судебной практике, насколько мы с нею знакомы. И это будет новым шагом по завинчиванию гаек в этой сфере. Такое ограничение и без того весьма ограниченной хоть в старом, хоть в новом Казахстане свободы выражения своего мнения по общественно значимым вопросам заставляет вспомнить русскую народную присказку «Бьют и плакать не дают». Используя же более современную политологическую терминологию, напрашивается ещё и такое оценочное суждение: «Тоталитарненько!»