• Главная
  • >
  • Бокаеву – МАКСимальный надзор

Бокаеву – МАКСимальный надзор

23.01.2024

На бывшего политзаключенного Макса Бокая (Бокаева) обрушились судебные производства, инициированные службой пробации. Все дело в том, что в феврале заканчивается его пробационный контроль и запрет на занятия общественной деятельностью.

В последний рабочий день прошедшей недели в суде № 2 города Атырау началось, а в первый день новой недели продолжилось рассмотрение заявления городского управления полиции о продлении административного надзора над гражданским активистом Максом Бокаем.

В апреле 2016 года он был одним из организаторов первого в Казахстане митинга против земельной реформы, предполагающей возможность продажи сельскохозяйственных земель иностранным гражданам. За это его арестовали и обвинили в разжигании национальной розни в отношении граждан Китая, а в ноябре того же года осудили на пять лет лишения свободы по «экстремистской» статье. Помимо лагерного срока это означало включение Макса Бокая в список лиц, занимающихся финансированием экстремизма и терроризма, вследствие чего после выхода на свободу он был лишен возможности открыть счёт в банке или иметь банковскую карту, чтобы оплачивать сделанные им покупки или наложенные на него штрафы. Последнее обстоятельство, подобно висящему на сцене ружью, выстрелило уже в этом году, о чём будет сказано ниже.

10 февраля 2021 года Макс Бокай вышел на свободу, однако вынесенное судом № 2 города Атырау постановление от 22.01.2021 накладывало на него дополнительное наказание в виде трёхлетнего запрета самовольно покидать город Атырау, выходить из дома в будние дни с десяти вечера и до шести утра, а главное – «обсуждать общественно значимые проблемы и высказывать мнение на улицах, в скверах и парках, увеселительных заведениях и других общественных местах», а особой строкой – в «социальных сетях». Обеспечивать соблюдение этих запретов должна пробационная служба, в которой Макс должен отмечаться каждый месяц.

Трёхлетний срок надзора над Максом Бокаем истекает 10 февраля 2024 года, но ещё за месяц до того против Бокая было развёрнуто трёхступенчатое наступление с прицелом на продление административного надзора. 

В субботний день 13 января на дом к Максу Бокаю явились сотрудники пробационной службы и полицейские. Они и обвинили своего поднадзорного в неисполнении решения суда от 22.01.2021 и нарушении правил административного надзора, указывая на участие их поднадзорного в одном из прошлогодних стримов дискуссионного клуба «ПолиТон» на тему свободы мирных собраний в Казахстане и на его ФБ-пост с предложением объявить 31 января Днём казахстанских политзаключенных в честь дня рождения старейшего политзэка Арона Атабека, проведшего в заключении 16 лет и умершего вскоре после выхода на свободу. За эти нарушения условий административного надзора на Макса Бокая был составлен административный протокол, тут же переданный в межрайонный суд по административным правонарушениям (см. «Дотянуть до февраля»).

14 января названный суд оштрафовал Бокая за неисполнение судебного решения на пять МРП (18.460 тенге), проигнорировав его указание на то, что у него как у человека из «экстремистского» списка заблокированы счета, а потому он никак не может оплатить штраф. А 15 января Бокая вызвали в городское управление полиции и вручили постановление о вынесении ему предупреждения за нарушение правил административного надзора. Почему предупреждение не предшествовало штрафу, а прилетело вдогонку, осталось непонятным.

Однако даже и на этом удвоенном наказании надзиратели не остановились. На основании имеющихся взысканий в виде предупреждения и штрафа городское управление полиции направило в городской суд № 2 заявление с просьбой продлить истекающий 10 февраля срок административного надзора над Бокаевым. Рассмотрение этого заявления началось в пятницу 19 января.

В ходе судебного заседания адвокат подсудимого Жанар Сундеткали заявили заявила, что считает незаконным и антиконституционным наложенный на Макса Бокая запрет высказывать своё мнение на общественно важные темы. Адвокат указала на то, что согласно действующей Конституции её подзащитный, как и любой гражданин Казахстана, имеет право высказывать своё мнение по любым вопросам.

Далее Макс Бокаев и его адвокат заявили ходатайство об изменении языка судопроизводства на данном процессе и о переводе материалов дела с казахского языка на русский, так как исходный приговор в ноябре 2016 года и постановление об учреждении адмнадзора от 2021 года были составлены на русском. Другим ходатайством они просили отложить судебное заседание в связи с неполным ознакомлением подсудимого и его адвоката с материалами дела. Оба ходатайства судья удовлетворила, но времени на ознакомление с делом отвела всего два дня, причём дни эти были выходными, поскольку следующее заседание она назначила на понедельник 22 января.

И в назначенный день состоялось судебное заседание. Хотя инициаторы судебного производства настаивали на продлении пробационного надзора на год, суд счел, что бывшему узнику совести на первый раз достаточно будет полгода, в течение которого он также будет выбит из общественной жизни. Что, видимо, и требовалось, поскольку после Кантара государство на всех фронтах ведет борьбу на подавление любой критики в свой адрес.