Алибек и два ствола

16.06.2022

В Алматы подсудимый по Январским событиям Алибек Иманбеков утверждает, что найденное им оружие не оказалось в полиции в силу отсутствия в те дни самой полиции на местах. А дальше, как и везде: пытки, нестыковки следствия и лояльное к следствию правосудие.

В Алматы наряду с другими реальными и мнимыми участниками Январских беспорядков на скамье подсудимых оказался Алибек Иманбеков. Ему вменяют «Хищение либо вымогательство оружия» (от трех до восьми лет). Якобы 5 января он ограбил оружейный магазин и вынес оттуда два рабочих «ствола». Правда, владелец магазина утверждает, что оружием по назначению воспользоваться было нельзя из-за защитных приспособлений.

Начавшийся 13 июня в Алмалинском районном суде процесс уже, как водится, выявил целый букет нарушений и нестыковок следствия.

С 11 по 15 января Иманбеков после задержания находился в здании Управления полиции Алмалинского района, где его под пытками и без присутствия адвоката (что уже никого не удивляет) заставили «признать вину». По версии подсудимого оружие он нашел на улице и пытался дозвониться до полиции, но как известно в те тревожные дни стражам порядка было не до порядка в городе и не до вызовов. Поэтому он отнес находки в парикмахерскую, принадлежавшую его другу – до лучших времен.

Свидетель по его делу, одновременно друг подсудимого Диас Заманбеков также был задержан 11 января и также подвергался пыткам в течение трех дней. Однако каким-то образом ему удалось доказать «операм», что в дни беспорядков он находился дома и был отпущен. Однако он подтвердил, что слышал от Алибека, что тот нашел оружие и хочет сдать его в полицию.

Также удалось допросить и следователя Ескендира Байсерика. Последний, как было сообщено, находится в трудовом отпуске в другом городе, и по этой причине смог дать показания онлайн и при скачущей интернет-связи. Адвокат Гульнара Жуаспаева неоднократно пыталась привлечь внимания судьи Иманкулова и прокурора на выявленные процессуальные нарушения. Однако оба делали вид, что ничего не слышат и не видят. И еще один момент выявила защитник. Часть материалов уголовного дела оказалась без перевода, на что свидетель-следователь вначале утверждал, что такого быть не может, потом заявил, что достаточно и перевода последней страницы с заключением, и, наконец, предпринял третью попытку, объяснив все технической ошибкой. И прокурор, и судья оказались вполне удовлетворены его сумбурными объяснениями, отклонив протест адвоката.

Также выяснилось несоответствие фотографий с места хранения оружия с реальным местом – салоном парикмахерской. На это следователь даже не нашелся что сказать. На помощь пришел судья, предложив опросить понятых и тогда все встанет на свои места. А пока необходимости изымать этот эпизод из материалов дела нет оснований.

Продолжение допроса Байсерика назначено на 16 июня, предложив тому подключиться из здания суда, чтобы избежать постоянных (и возможно намеренных) отключений интернета.

За процессом следит юрист Бюро по правам человека.