ИНФОРМАЦИЯ
Коалиции казахстанских неправительственных правозащитных организаций, подготовленная на основе Резолюции 60/251 Генеральной Ассамблеи ООН и в соответствии с пунктом 15 (с) приложения к Резолюции 5/1 и общими руководящими принципами Совета ООН по правам человека в рамках реализации механизма Универсального периодического обзора[1]
Июнь 2024 года
В Коалицию НПО Казахстана по УПО при подготовке сообщений в рамках четвертого цикла Универсального периодического обзора входят: Alma-tq, Ассоциация религиозных объединений Казахстана, Общественное объединение «Ассоциация женщин с инвалидностью «Шырак», Инициатива Права особенного ребенка, Казахстанская феминистская инициатива «Феминита», Международный Фонд защиты свободы слова «Әділ Сөз», Международный центр журналистики «Медианет», Молодежная информационная служба Казахстана, Общественное Объединение «Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности», Общественное объединение «Кадір қасиет», Общественное объединение «Правовой центр женских инициатив «Сана Сезiм», Общественное объединение «Талдыкорганский правозащитный центр», Общественное объединение «Талдыкорганский региональный центр поддержки женщин», Объединение юридических лиц «Союз кризисных центров в Казахстане», Общественный фонд «Аман-Саулық», Общественный фонд «Ар.Рух.Хак», Общественный фонд «Детский Фонд Казахстана», Общественный фонд «Doctor S.N.», Общественный фонд «Еркiндiк Қанаты», Общественный фонд «Международная Правовая Инициатива», Общественный фонд «Мейрiм», Общественный фонд «Правовой медиа-центр», Общественный фонд «Фонд развития парламентаризма в Казахстане», Центр исследования правовой политики, Национальная сеть НПО Казахстана по экономическим, социальным и культурным правам, Коалиция НПО Казахстана против пыток, Коалиция НПО Казахстана по вопросам безопасности и защиты правозащитников, Коалиция НПО Казахстана за принятие закона о национальном механизме защиты правозащитников, Рабочая группа НПО Казахстана по защите прав детей[2].
В Информации содержится общая оценка ситуации в Республике Казахстан в аспекте законодательных, институциональных и практических проблем в обеспечении и защите основных прав и свобод человека в соответствии с международными обязательствами государства, а также оценка выполнения рекомендаций Республике Казахстан в рамках Универсального периодического обзора.
ПООЩРЕНИЕ И ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
II. Выполнение международных обязательств в области прав человека с учетом норм международного гуманитарного права
Экономические, социальные и культурные права
Право на образование в области прав человека
Экономические, социальные и культурные права
1. Рекомендации в рамках третьего цикла Универсального периодического обзора, по мнению авторов настоящей Информации либо не выполнены полностью, либо выполнены частично.
2. Не выполнена рекомендация: ратифицировать Факультативный протокол к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах. Государство не реагирует на то, что правозащитные неправительственные организации Казахстана с 2010 года постоянно озвучивают её на всех национальных и международных диалоговых площадках с участием государственных органов. Государством не проводятся анализ или другие исследования международного опыта по реализации на законодательном и практическом уровне Факультативного протокола к МПЭСКП.
3. Не выполнена рекомендация: ратифицировать Конвенцию Международной организации труда №102 «О минимальных нормах социального обеспечения». Государство не реагирует на постоянные предложения Федерации профсоюзов Республики Казахстан, других профсоюзных объединений и правозащитных организаций присоединиться к пяти международным трудовым инструментам, затрагивающим существенные права и интересы работников, в том числе и к Конвенции №102.
4. Не выполнена рекомендация: обеспечить эффективное применение Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах в национальных судах. Суды Казахстана при отправлении правосудия не руководствуются нормами МПЭСКП. Нормативное постановление Верховного Суда РК, касающееся закрепления в правоприменительной практике норм МПЭСКП отсутствует, а действующее Нормативное постановление Верховного Суда №1 от 10 июля 2008 года «О применении норм международных договоров Республики Казахстан»[3] на практике не применяется.
5. Не выполнена рекомендация: продолжить борьбу с бедностью. Специальные программы для борьбы с бедностью и безработицей в Казахстане за период независимости принимались только два раза:
– в 2000 году: Постановление Правительства РК от 3 июня 2000 года №833 «О Программе по борьбе с бедностью и безработицей на 2000-2002 годы»[4];
– в 2003 году: Постановление Правительства РК от 26 марта 2003 года №296 «Об утверждении Программы по снижению бедности в Республике Казахстан на 2003-2005 годы»[5]. В последующие годы программы бедности были заменены на программы занятости населения Республики Казахстан. А с 2022 года стали приниматься программы повышения доходов населения. Во всех данных программах отсутствуют меры по борьбе с бедностью, а социальная поддержка людей, проживающих ниже прожиточного минимума, недостаточна для обеспечения достаточного жизненного уровня.
6. Не выполнена рекомендация: распространить охват системой социального обеспечения на самостоятельно занятых работников, неграждан и других находящихся в неблагоприятном положении и маргинализованных групп с учетом Замечания общего порядка №19 Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам. Постоянное внесение изменений и дополнений в законодательство в области социальной сферы и принятие нового Социального кодекса Республики Казахстан от 20 апреля 2023 года не способствовали выполнению данной рекомендации. В Кодексе отсутствуют нормы касательно самостоятельно занятых работников и неграждан. А нормы касательно других находящихся в неблагоприятном положении и маргинализированных групп приняты без учета Замечания общего порядка №19 КЭСКП.
7. Не выполнена рекомендация: принять эффективные меры по повышению уровня базовых минимальных пенсий, а также по обеспечению наличия предметов и услуг культурного назначения и равного доступа к ним с учетом Замечания общего порядка №21 Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам. (к статье 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Размеры пенсионных выплат обновляются ежегодно, но не позволяют обеспечить достаточный прожиточный минимум для пенсионеров. В частности, на 2024 год принятые изменения составляют:
– минимальный размер государственной базовой пенсионной выплаты – 24 341 тенге в месяц (около 51 доллара США по курсу на начало июля 2024 года);
– минимальный размер пенсии – 53 076 тенге в месяц (около 111 долларов США по курсу на начало июля 2024 года);
– величина прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат – 40 567 тенге (около 85 долларов США по курсу на начало июля 2024 года).
8. В Конституции Республики Казахстан отсутствует положение, в соответствии с которым каждый имеет право на достойный жизненный уровень, включая достаточное питание, одежду, жилище и постоянное улучшение необходимых для этого условий. В Основном Законе страны закреплены нормы касательно только жилища (статья 25).[6] При этом в данной статье жилище не признано правом. Вследствие чего в национальном законодательстве жилище рассматривается как товар, и все жилищные отношения регулируются в этом контексте. Отсутствие в Конституции права на достаточное жилище приводит к наличию в национальном законодательстве норм, противоречащих международным нормам и стандартам, что способствует созданию негативной правоприменительной практики. Казахстан – это единственная страна в Центральной Азии, в которой отсутствует Жилищный кодекс. Отношения в жилищной сфере регулируются Законом «О жилищных отношениях», принятым еще в 1997 году.
9. В Казахстане приняты ряд государственных и отраслевых программ, направленных на достаточный жизненный уровень, достаточное жилище и достаточное питание. Однако, данные меры не достаточны для улучшения ситуации в области права на достаточный жизненный уровень. Они, в основном, носят «косметический» характер и направлены на улучшение имиджа страны в мировом сообществе. При этом у женщин, заработная плата которых ниже, чем у мужчин, соответственно меньше возможности на реализацию права на достаточный жизненный уровень, достаточное питание и жилище, т.к. объем их доходов не достаточен для достижения даже минимальных показателей. Большое число женщин с недостаточным уровнем качества жизни проживают в сельской местности. Следует отметить, что государственные органы и должностные лица своими решениями и действиями зачастую допускают грубейшие нарушения прав женщин, как самых социально уязвимых категорий, в том числе и на достойный жизненный уровень.
10. В соответствии с положениями Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах Комитет ООН по экономическим, социальным и культурным правам дважды, в 2010 и 2019 гг. заслушал национальные отчёты Правительства РК «Об исполнении Казахстаном МПЭСКП». В 2010 году Казахстан посетил Специальный докладчик ООН по вопросу о достаточном жилище как компоненте права на достаточный жизненный уровень, а также о праве на недискриминацию в этом контексте. Комитетом и Спецдокладчиком был дан пакет рекомендаций для Казахстана, в том числе и касающиеся права на достаточный жизненный уровень: «Ратифицировать Факультативный протокол к МПЭСКП; ратифицировать Конвенцию МОТ №102 (статья 9); продолжить борьбу с бедностью; распространить охват системой социального обеспечения на самостоятельно занятых работников, неграждан и других находящихся в неблагоприятном положении и маргинализованных групп с учетом Замечания общего порядка КЭСКП ООН №19; принять эффективные меры по повышению уровня базовых минимальных пенсий, а также по обеспечению наличия предметов и услуг культурного назначения и равного доступа к ним с учетом Замечания общего порядка КЭСКП ООН №21 (к статье 15)»; обеспечить эффективное применение МПЭСКП в национальных судах». Однако, как уже указывалось выше, до настоящего времени рекомендации КЭСКП (2010, 2019) и Спецдокладчика (2011) Республикой Казахстан практически не выполнены.
11. Проведенный правозащитными организациями мониторинг позволяет сделать ряд выводов:
– рекомендации Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам Специального докладчика ООН по вопросу о достаточном жилище не были в полной мере реализованы Казахстаном;
– численность малоимущих, бедных граждан в несколько раз превышает официально провозглашенные данные;
– – большинство казахстанцев не имеет полноценного доступа к основной части компонентов достаточного уровня жизни;
– увеличивается неравенство в доходах, разрыв в достатке между высокообеспеченными и малообеспеченными гражданами, городом и селом, рядом регионов;
– ожидается дальнейшее ухудшение социально-экономической ситуации в Казахстане с соответствующим снижением уровня жизни казахстанцев.
Рекомендации:
– выполнить все рекомендации Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам и Специального докладчика ООН по вопросу о достаточном жилище;
– рассмотреть вопрос о принятии на законодательном уровне положения о достаточном уровне жизни казахстанцев, его компонентах и критериях оценки;
– расширить наименования потребительской корзины прожиточного минимума, с включением в его стоимость также расходов по культурному отдыху и досугу;
– ввести денежное субсидирование расходов социально-уязвимых слоев населения на питание, или предоставления в этих целях продовольственных талонов;
– принять новый Закон РК по вопросам жилищных отношений (Жилищный кодекс Республики Казахстан) и имплементировать международные нормы и стандарты по праву на достаточное жилище.
Право на образование в области прав человека
12. В 2022-2023 годах один из соавторов настоящей Информации – Молодежная информационная служба Казахстан – провела исследование «Картирование программ в области прав человека»[7], целью которого был анализ формальных и неформальных программ, направленных на обучение детей и молодежи правам человека в Казахстане. Исследование включило в себя обзор нормативно-правовой базы ООН и Республики Казахстан в области обучения детей и молодежи правам человека, а также социологический опрос трех гомогенных групп населения: учителей, родителей детей от 7 до 15 лет, студентов от 16 до 25 лет по стратифицированной квотной выборке. Итоги и рекомендации исследования были обсуждены с гражданским обществом Казахстана, Министерством науки и высшего образования РК, Министерством просвещения РК и Министерством юстиции РК, вовлеченным в правовое образование детей и молодежи в стране. Результаты данного исследования легли в основу представленных ниже выводов и рекомендаций.
13. В 2019 году по результатам рассмотрения третьего периодического доклада Республики Казахстан в рамках Универсального периодического обзора было представлено 25 рекомендаций, которые касались прав детей, в том числе Казахстану было рекомендовано «продолжать оказывать поддержку законодательным и институциональным механизмам в целях обеспечения права на образование для всех детей»[8]. К сожалению, на этот период государствами-членами Совета ООН по правам человека не было дано специальных рекомендаций в области развертывания системного обучения детей и молодежи правам человека. Тем не менее именно эта область образования требует особого внимания, и Республика Казахстан должна быть ориентирована на выполнение этой части обязательств.
14. Обзор казахстанского законодательства и национальных образовательных программ позволяет сделать вывод о том, что в стране до сих пор не внедрена система обучения детей и молодежи правам человека по стандартам ООН, хотя Казахстан присоединился к обязательствам по образованию и подготовке в области прав человека.
15. Всеобщая декларация прав человека говорит о том, что «образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам» (статья 26)[9]. В 1994 году Казахстан ратифицировал Конвенцию ООН о правах ребенка[10], статья 29 которой является одной из юридически-обязывающих норм, защищающей право детей на обучение по правам человека, а в 2005 году Казахстан ратифицировал Международный пакт о гражданских и политических правах[11].
16. Конвенция ООН о правах ребёнка утверждает, что образование для детей должно быть направлено на воспитание уважения к правам человека и принципам, провозглашённым в Уставе ООН. При этом, право на образование, закреплённое пунктом 1 статьи 29 Конвенции, касается не только доступа к образованию, но и его содержания: ценность достоинства личности и прав человека – это ориентир и инструмент защиты для ребенка, который, становясь взрослым, будет находить в них ответы на современные вызовы[12].
17. Казахстан запустил правовые всеобучи в 1995 г[13]. Программы для граждан работали до 2011 года[14], а в 2006 году был утвержден Национальный план действий по образованию в области прав человека в Республике Казахстан на 2006-2007 годы[15]. Этот, наиболее близкий к концепции Human Rights Education, план указывал центральным и местным исполнительным органам Республики Казахстан, а также заинтересованным организациям обеспечить реализацию мероприятий, предусмотренных Национальным планом; рекомендовать местным исполнительным органам разработать и утвердить региональные планы действий по вопросам образования в области прав человека; Министерству иностранных дел Республики Казахстан внести в установленном порядке Национальный план в Межведомственную комиссию по международному гуманитарному праву и международным договорам по правам человека Организации Объединенных Наций. К сожалению, план утратил силу еще в 2009 году.
18. С 2009 по 2011 годы в стране продолжала действовать Программа по право разъяснительной работе, повышению уровня правовой культуры, правового обучения и воспитания граждан, цель которой – «достижение правомерного поведения граждан Республики Казахстан», с 2016 по 2019 год – Государственная программа развития образования и науки РК, а в 2022 году была принята Концепция развития образования Республики Казахстан на 2022 – 2026 годы[16], которая, правда, утратила силу уже в 2023 году и была заменена Концепцией
развития дошкольного, среднего, технического и профессионального образования Республики Казахстан на 2023 – 2029 годы[17]. Все эти программы, в основном, придерживаются экономически-ориентированного подхода, когда ребенок должен вырасти конкурентоспособной рабочей единицей, а Национальный план по образованию в области прав человека так в Казахстане больше не разрабатывался.
19. Казахстанская государственная концепция развития образования не демонстрирует системной ориентированности на принципы Human Rights Education для детей и молодежи, как и не демонстрирует имплементации международной концепции образования в области прав человека в национальную систему образования, пока упоминая лишь некоторые концепты, которые лежат в ее основе. Подмена образования в области прав человека изучением норм действующего права, конституционных норм (причем, далеко не всех) – вот, что происходило и происходит в системе образования Республики Казахстан.
Рекомендации:
– принять с участием представителей науки, общественных деятелей и правозащитников Национальный план действий по образованию в области прав человека в Республике Казахстан, согласно международным образовательным стандартам и программам ООН в области прав человека;
– имплементировать международную систему образования в области прав человека в образовательный стандарт, учебный план и учебники для средних школ, создав цельную систему передачи ценностей прав человека детям;
– разработать для дошкольного, школьного, вузовского образования специальные программы по правам человека, которые дают разъяснение их природы, а также механизмов их действия и защиты. На основе этих программ в школах, колледжах и вузах ввести выделенные уроки по правам человека, а также внедрить комплексную систему поддержки ценностей и принципов прав человека, основываясь на международной методике, согласно которой права человека имплементированы в воспитание и обучение ребенка на всех уровнях, начиная от поведения и взаимоотношений ребенка и учителя, и заканчивая конкретными учебными программами и тематическими уроками;
– открыть новую педагогическую специальность «Права человека» или «Основы права» и запустить подготовку новых специалистов по школьному предмету «Права человека» или «Основы права» на исторических или юридических факультетах вузов, выстроить систему обучения будущих учителей и педагогов дошкольных, школьных, вузовских учреждений принципам преподавания прав человека, а также запустить постоянное повышение квалификации учителей всех предметов в области прав человека;
– использовать в качестве канала образования онлайн-платформы, как централизованные в государственной формальной системе, так и создаваемые в конкурентной среде бизнес и общественными организациями;
– развивать процесс образования правам человека инклюзивно, чтобы включенными в него оказывались все группы детей, делая особенный фокус на восполнение недостаточных объемов информации и образования по правам человека на государственном языке;
– превентировать проблемы буллинга вместе с детьми публично, чтобы показать, как он соотносится с правами человека и какие меры от каждого человека требуются для его предотвращения, развивая коллективную ответственность за его нераспространение.
[1] Контактная организация: Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности
Адрес: 050035, Казахстан, г. Алматы, 8 микрорайон, д. 4-а, оф. 423
Тел/факс: +7 (7272) 249 5962
E-mail: Diana Berezovskaya <Diana.Berezovskaya@gmail.com>
Web-site: www.bureau.kz
[2] В подготовке данной Информации принимали участие не все перечисленные выше организации. В связи с этим содержащиеся в ней выводы и рекомендации могут не отражать точку зрения организаций, не принимавших участие в ее подготовке.
[3] https://adilet.zan.kz/rus/docs/P08000001S_
[4] https://adilet.zan.kz/rus/docs/P000000833_
[5] https://adilet.zan.kz/rus/docs/P030000296_
[6] Конституция РК, Статья 25 пункт 1: Жилище неприкосновенно. Не допускается лишение жилища, иначе как по решению суда. Проникновение в жилище, производство его осмотра и обыска допускаются лишь в случаях и в порядке, установленных законом; пункт 2: В Республике Казахстан создаются условия для обеспечения граждан жильем. Указанным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилье, оно предоставляется за доступную плату из государственных жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
[7] https://misk.kz/ru/issledovanie-kartirovanie-programm-v-oblasti-prav-cheloveka-v-kazakhstane
[8] https://documents.un.org/doc/undoc/gen/g19/351/53/pdf/g1935153.pdf?token=qYvVK7bhkp4mfMWpNR&fe=true
[9] https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml
[10] https://adilet.zan.kz/rus/docs/B940001400_
[11] https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z050000091_
[12] https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml
[13] https://adilet.zan.kz/rus/docs/K950002347_
[14] О мерах по организации правового всеобуча в Республике Казахстан: список Программ всеобуча, 1995-2011
[15] https://adilet.zan.kz/rus/docs/P060000629_
[16] https://adilet.zan.kz/rus/docs/P2200000941
[17] https://adilet.zan.kz/rus/docs/P2300000249#z11