КМБПЧ – Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности

УПО-2024. II (06) – Права инвалидов / Права мигрантов и беженцев, безгражданство / Правозащитники

31.07.2024

ИНФОРМАЦИЯ

Коалиции казахстанских неправительственных правозащитных организаций, подготовленная на основе Резолюции 60/251 Генеральной Ассамблеи ООН и в соответствии с пунктом 15 (с) приложения к Резолюции 5/1 и общими руководящими принципами Совета ООН по правам человека в рамках реализации механизма Универсального периодического обзора[1]

Июнь 2024 года

В Коалицию НПО Казахстана по УПО при подготовке сообщений в рамках четвертого цикла Универсального периодического обзора входят: Alma-tq, Ассоциация  религиозных объединений Казахстана, Общественное объединение «Ассоциация женщин с инвалидностью «Шырак», Инициатива Права особенного ребенка, Казахстанская феминистская инициатива «Феминита», Международный Фонд защиты свободы слова «Әділ Сөз», Международный центр журналистики «Медианет», Молодежная информационная служба Казахстана, Общественное Объединение «Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности», Общественное объединение «Кадір қасиет», Общественное объединение «Правовой центр женских инициатив «Сана Сезiм», Общественное объединение «Талдыкорганский правозащитный центр», Общественное объединение «Талдыкорганский региональный центр поддержки женщин», Объединение юридических лиц «Союз кризисных центров в Казахстане», Общественный фонд «Аман-Саулық», Общественный фонд «Ар.Рух.Хак», Общественный фонд «Детский Фонд Казахстана», Общественный фонд «Doctor S.N.», Общественный фонд «Еркiндiк Қанаты», Общественный фонд «Международная Правовая Инициатива», Общественный фонд «Мейрiм», Общественный фонд «Правовой медиа-центр», Общественный фонд «Фонд развития парламентаризма в Казахстане», Центр исследования правовой политики, Национальная сеть НПО Казахстана по экономическим, социальным и культурным правам, Коалиция НПО Казахстана против пыток, Коалиция НПО Казахстана по вопросам безопасности и защиты правозащитников, Коалиция НПО Казахстана за принятие закона о национальном механизме защиты правозащитников, Рабочая группа НПО Казахстана по защите прав детей[2].

В Информации содержится общая оценка ситуации в Республике Казахстан в аспекте законодательных, институциональных и практических проблем в обеспечении и защите основных прав и свобод человека в соответствии с международными обязательствами государства, а также оценка выполнения рекомендаций Республике Казахстан в рамках Универсального периодического обзора.

ПООЩРЕНИЕ И ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

II. Выполнение международных обязательств в области прав человека с учетом норм международного гуманитарного права

Права инвалидов

Права мигрантов и беженцев, безгражданство

Правозащитники

Права инвалидов

1. Республика Казахстан ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов в 2006 году[3]. По состоянию на 2024 год в Казахстане насчитывается около 700 тыс. инвалидов.  

2. Республика Казахстан не отклонила ни одну из рекомендаций в области обеспечения и защиты прав инвалидов, представленные в ходе третьего цикла Универсального периодического обзора, в том числе о ратификации Факультативного протокола к Конвенции ООН о правах инвалидов. Отдельно среди рекомендаций были выделены рекомендации об обеспечении инклюзивности, доступной среды и прав детей-инвалидов, особенно на образование.

3. Рекомендации в отношении соблюдения прав лиц с ограниченными возможностями (инвалидов) выполнены частично. В 2023 году Республика Казахстан выполнила одну из главных рекомендаций Совета ООН по правам человека в области обеспечения и защиты прав инвалидов и ратифицировала Факультативный протокол к этой Конвенции[4], однако не приняла процедуру расследования в соответствии с Конвенцией ООН о правах инвалидов в порядке статей 6-7 Факультативного протокола к КПИ.

4. В период с 2019 по 2024 г. были приняты ряд законов, программ и институциональных решений:

– Социальный кодекс Республики Казахстан[5];

– Национальный стандарт по доступности отделений финансовых организаций по предоставлению услуг лицам с инвалидностью и другим маломобильным группам населения[6];

– поправки в законодательство по вопросам инклюзивного образования, устанавливающего обязанность разрабатывать учебные программы с учетом потребностей детей с ограниченными возможностями[7];

– Концепция развития гражданского общества[8], в которой подтверждается право лиц с инвалидностью участвовать в принятии государственных решений;

– предусматривающих включение в мандат Уполномоченного по правам социально уязвимых категорий населения[9] мониторинга осуществления прав лиц с инвалидностью;

– в Сенате создан Совет по инклюзии и депутатская группа «Инклюзивный парламент», действия которых направленных на поощрение прав лиц с инвалидностью.

5. Несмотря на определенный прогресс в законодательном регулировании поверхностно затронуты некоторые институциональные реализации. По-прежнему отсутствует юридическая интерпретация прав людей с инвалидностью на уровне политики и законодательства. Отсутствуют положения, определяющие дискриминацию по признаку инвалидности, включая все виды дискриминации, в том числе права детей, женщин и девочек с инвалидностью, отказ в предоставлении разумного приспособления не признается формой дискриминации. На уровне Конституции люди с инвалидностью упоминаются в контексте прав на гарантированное социальное обеспечение в случае инвалидности. Других специальных гарантий, а также признания правосубъектности лиц с психосоциальной инвалидностью лишенных дееспособности (правоспособности по международным стандартам) на конституционном уровне нет.

6. Определение понятия «инвалидность» в Социальном кодексе РК (пункты 105 и 106 статьи 1) не соответствует положениям Конвенции ООН о правах инвалидов и социальной модели инвалидности, так как имеет только медицинский подход и не учитывает разницу между нарушением здоровья и инвалидностью.

7. В Казахстане до сих пор действует система классификации инвалидности по степени выраженности нарушений (1, 2 и 3 группы инвалидности), а не по ограничениям функций жизнедеятельности в соответствии с принципами Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ) Всемирной организации здравоохранения, где функционирование и инвалидность понимается, как динамическое взаимодействие между состояниями здоровья и контекстовыми факторами – как личностными, так и окружающими.

8. Существует стигматизация и негативные стереотипы в отношении детей, лиц с инвалидностью как на бытовом, так и на институциональном уровне. Изоляции и сегрегации зачастую подвергаются дети, в особенности дети с интеллектуальной и/или психосоциальной инвалидностью и дети с аутизмом, пожилые люди с инвалидностью.

Пример: В июле 2023 г. частный развлекательный парк отказал в посещении аттракциона 10-летнему ребенку с аутизмом, мотивируя тем, что правила парка запрещают пользоваться услугами детям с инвалидностью, в том числе с психосоциальными нарушениями. У ребенка отсутствовали медицинские противопоказания к посещению парка. Женщина вынуждена была привлечь адвоката за свой счет и обратиться в суд с требованием признать отказ незаконным и признать незаконным конкретное положение в Правилах пользования аттракционом. Суд присудил матери ребенка компенсацию морального вреда в размере 500 000 тенге (более 1 тыс. долларов США). Вместе с тем уполномоченный государственный орган Департамент по защите прав потребителей не являлся инициатором привлечения к ответственности субъекта частного бизнеса по факту дискриминации, а ограничился участием в суде в качестве третьей стороны и не заявил своих требований.

9. Требования к универсальному дизайну, стандартам доступности сводятся в основном к физическим мерам (установка пандусов), но отсутствуют юридически обязывающие механизмы для внедрения стандартов доступности во всех объектах населения, в том числе на селе.

10. Лица с инвалидностью, в том числе дети, по-прежнему размещаются в учреждениях интернатного типа, в том числе в психиатрических, местах содержания под стражей и специальных центрах социального обслуживания, ограничены в доступе к правосудию в рамках субститутивной модели принятия решений, статьи 169 и 170 Кодекса о здоровье населения и системе здравоохранения[10] допускают принудительное помещение и психиатрическое лечение лиц с психосоциальной инвалидностью в психиатрических учреждениях, подвергаются принудительной контрацепции, принудительной стерилизации и принудительным абортам, насилию, пыткам и жестокому обращению.

Пример: В апреле 2024 года в одном из домов интернатов города Алматы у несовершеннолетнего ребенка-инвалида (самостоятельно не передвигается, не может обслуживать себя) были обнаружены телесные повреждения. По данному факту правоохранительными органами зарегистрировано уголовное дело. Назначены необходимые экспертизы, ведется досудебное расследование. Несмотря на то, что ведется расследование, в июне месяце у этого же несовершеннолетнего ребенка-инвалида, находящегося в том же учреждении, вновь обнаружены телесные повреждения. Новый факт зарегистрирован, ведется разбирательство.

11. В законодательстве имеются ущемляющие права некоторых групп инвалидов нормы, например, в отношении права на жилище для лиц с инвалидностью III группы. Эта категория присваивается тем, кто, из-за полученных травм или болезней имеет ограниченные способности к труду, но не требуют специально оборудованных рабочих мест. Лица с инвалидностью третьей группы имеют нарушения здоровья средней тяжести, которые ограничивают жизнедеятельность человека. Однако, в соответствии с подпунктом 2) пункта 1 статьи 67 Закона Республики Казахстан «О жилищных отношениях»[11]  право на предоставление жилища из государственного жилищного фонда имеют социально уязвимые слои населения, к которым согласно подпункту 2) статьи 68 Закона относятся лица с инвалидностью первой и второй групп. А в соответствии со стандартами оказания специальных социальных услуг в области социальной защиты населения[12] о требованиях к качеству, объему и условиям предоставления специальных социальных услуг в организациях стационарного типа государственной и негосударственной форм собственности (далее – организации стационарного типа), предназначенных для круглосуточного постоянного или временного проживания в условиях стационара, определяет условия приема, содержания, выписки (отчисления), временного выбытия и перевода из организации стационарного типа, они относятся к лицам с инвалидностью только первой и второй групп.

Пример: В правозащитную организацию обратилась гражданка, имеющая 3 группу инвалидности по заболеванию (отсутствие собственного жилья). По ее словам, она лишена возможности встать на очередь на жилье по инвалидности, а также не имеет возможности проживать в социальных государственных учреждениях.

12. Некоторые проблемы возникают и с реабилитацией инвалидов. В соответствии с подпунктом 107) пункта 1 статьи 1 Социального кодекса Республики Казахстан «социальная реабилитация лиц с инвалидностью – комплекс мер, направленных на создание условий для преодоления лицами с инвалидностью ограничений жизнедеятельности, восстановление социального статуса, их социально-бытовой и средовой адаптации», а согласно подпункту 124) «реабилитация – комплекс мер, направленных на полное или частичное восстановление способностей лица с инвалидностью к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности». Согласно статье 154 Социального кодекса «лица с инвалидностью в Республике Казахстан обладают всей полнотой социально-экономических и личных прав и свобод, закрепленных Конституцией Республики Казахстан, другими законодательными актами Республики Казахстан, включая права на: 1) социальную защиту, в том числе абилитацию, реабилитацию, интеграцию в общество», а согласно статье 161 социальная абилитация и реабилитация лиц с инвалидностью включает предоставление специальных социальных услуг и иные виды социальной абилитации и реабилитации в соответствии с индивидуальной программой, определенные уполномоченным государственным органом. При этом социальную абилитацию и реабилитацию лиц с инвалидностью осуществляют организации, предоставляющие специальные социальные услуги в области социальной защиты, здравоохранения и образования, включая психолого-медико-педагогические консультации, реабилитационные центры, кабинеты психолого-педагогической коррекции, а также другие специализированные организации. Однако эти положения закона не всегда соблюдаются  

Пример: При осуществлении превентивного посещения в рамках Национального превентивного механизма Центра оказания специальных социальных услуг для престарелых и инвалидов общего типа обратилась подопечная (инвалид I группы, передвигается на коляске), которая сообщила, что по индивидуальной программе реабилитации ей назначено санаторно-курортное лечение, но её никуда не направляют, так как нет сопровождения (близкий родственник, доверенное лицо). При обращении к руководству по данному вопросу был получен ответ о том, что сопровождение инвалида организацией не предусмотрено, а также указали, что у женщины нет близких родственников и знакомых, которые её бы сопровождали. Таким образом инвалид лишена санаторно-курортного лечения.

13. Необходимо также обратить внимание на нарушения в праве на труд среди лиц с инвалидностью. Республика Казахстан ратифицировала Конвенцию МОТ 1958 года о дискриминации в области труда и занятий[13].

Пример: В Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности обратились 5 человек с инвалидностью, которые заявили, что им было предоставлено субсидированное рабочее место, но им отказывают в предоставлении ежегодного трудового отпуска за отработанный период. По словам должностного лица по трудоустройству лиц с инвалидностью, трудовой отпуск данной категории граждан не предусмотрен, так как трудовой договор заключается только на один год, после этого люди с инвалидностью снова становятся в очередь по безработице и ожидают вакантные рабочие места.  Кроме этого необходимо отметить, что людям с инвалидностью Центр занятости предлагает ограниченный выбор специальностей, например: дворник, рабочий по озеленению, рабочий по уборке территорий, разнорабочий. Практически не предлагается специальностей требующие высшие образование.

14. Мигранты с инвалидностью, в том числе дети, включая беженцев и лиц, ищущих убежища, ограничены в социальном обеспечении, пособиях по инвалидности, инклюзивном образовании, специализированной медицинской помощи, медицинском страховании, социальном жилье и занятости.

15. Люди с инвалидностью не включены в процесс принятия решений и планирования действий в чрезвычайных ситуациях и в планы по адаптации к изменению климата с учетом специальных потребностей.

Рекомендации:

– принять всеобъемлющее антидискриминационное законодательство, защищающее лиц с инвалидностью от всех видов дискриминации, гендерного фактора, в том числе в отказе в разумном приспособлении формой дискриминации во всех сферах жизни;

– совершенствовать (разработать) механизмы подачи жалоб для лиц с инвалидностью в случаях дискриминации и обеспечить справедливую компенсацию жертвам;

– усилить мандаты Уполномоченного по правам человека и Уполномоченного по правам социально уязвимых категорий населения в части предупреждения дискриминации по признаку инвалидности посредством наделения средствами и ресурсами;

– принять стратегию (план) по борьбе с негативными стереотипами с включением пункта о проведении регулярных общественных кампаний по правам лиц с инвалидностью;

– разработать и внедрить меры по адаптации к изменению климата и снижения риска бедствий и реагированию на них с учетом интересов людей с инвалидностью, включая оказание бесперебойной медико-санитарной и гуманитарной помощи, доступность планов действий в чрезвычайных ситуациях в различных форматах, таких как шрифт Брайля, язык жестов, аудио и простой для понимания язык (Easy to Read);

– разработать и внедрить юридически обязывающие стандарты доступности всех объектов населения, включая стандарты информационно-коммуникационных цифровых технологий, услуги специальных помощников и специальных приспособлений усиливающие способы общения;

– разработать и реализовать комплексную стратегию с четкими сроками, показателями и адекватным финансированием для защиты лиц с инвалидностью, особенно лиц с инвалидностью, все еще находящихся в специальных учреждениях, и детей с инвалидностью, от эксплуатации, насилия и надругательства, включая профилактику, восстановление на ранних стадиях, средства правовой защиты, в том числе компенсацию и возмещение ущерба, а также доступ к психосоциальной поддержке и наличие доступных приютов для жертв в чрезвычайных ситуациях;

– принять законодательство по которому дети и взрослые из числа мигрантов с инвалидностью,  включая беженцев и лиц, ищущих убежища с инвалидностью, которые не имеют разрешения на постоянное проживание, имели возможность получать юридическое признание своей инвалидности и доступ к социальной защите, включая пособия по инвалидности, медицинское страхование, оборудование и средства, облегчающие мобильность, жилье и инклюзивное образование;

– заключать трудовые договоры с людьми с инвалидностью с субсидированными рабочими местами на более длительный срок, чем один год.

Права мигрантов и беженцев, безгражданство

16. Проблемы мигрантов в Казахстане имеют системный характер. Для мигрантов, не имеющих разрешения на въезд или трудоустройство, актуальны защита безопасности и здоровья, гарантии минимальной заработной платы и других прав. Нередко мигранты подвергаются пыткам и унизительному обращению. Элементы рабства, насилия и принуждения в трудовых отношениях часто воспринимаются как норма, а не как нарушения прав человека. Этому способствуют готовность трудовых мигрантов под влиянием обстоятельств мириться с рабскими условиями труда, попустительское отношение общества и властей к трудовой эксплуатации, подозрительность власти и общества к мигрантам и коррупция.

17. Из числа рекомендаций в области прав мигрантов, лиц, ищущих убежище, беженцев и лиц без гражданства в рамках третьего цикла Универсального периодического обзора не выполнены рекомендации о присоединениик Конвенции 1954 года о статусе апатридов и Конвенции 1961 года о сокращении безгражданства. Другие рекомендации выполнены частично.

18. Следует отметить, что, несмотря на пандемию коронавируса, в 2020-2021 годах власти Казахстана согласились на проведение масштабной идентификационной кампании по выявлению и сокращению безгражданства. Данная компания проходила благодаря договоренностям и сотрудничестве Министерства внутренних дел Республики Казахстан, Министерства юстиции Республики Казахстан, Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев и НПО-партнерами УВКБД ООН. Кампания длилась два года и в рамках кампании было выявлено и документировано более 9 тысяч человек по всей стране. Постоянно велась работа НПО и УВКБ ООН по возможной ратификации государством указанных выше конвенций, но, к сожалению, решение до сих пор не принято, так как, власти постоянно ссылаются на возможные угрозы национальной безопасности и финансовые обременения для бюджета государства.

19. До2017 года пункт 2 статьи 10 Конституции Республики Казахстан устанавливал: «Гражданин Республики ни при каких условиях не может быть лишен гражданства, права изменить свое гражданство, а также не может быть изгнан за пределы Казахстана». В марте 2017 года в него были внесены изменения, согласно которым он теперь сформулирован следующим образом: «Гражданин Республики не может быть лишен гражданства, права изменить свое гражданство, а также не может быть изгнан за пределы Казахстана. Лишение гражданства допускается лишь по решению суда за совершение террористических преступлений, а также за причинение иного тяжкого вреда жизненно важным интересам Республики Казахстан». Учитывая, что, согласно пункту 3 той же статьи за гражданином Республики Казахстан не признается гражданство другого государства, очевидно, что лишение гражданства Республики Казахстан за совершение указанных выше преступлений приводит к появлению лиц без гражданства, то есть это положение Конституции продвигает безгражданство.

20. Касательно ситуации с принятием мер защиты для лиц, которым отказано в статусе беженца, но они не могут вернуться в страну происхождения, власти Казахстана не настаивают на скором возвращении лиц которым отказано в предоставлении статуса, но с 2022 года процедура рассмотрения ходатайств по предоставлению убежища передана из Министерства внутренних дел РК в Министерство труда и социальной защиты населения РК, а в  регионах рассмотрением ходатайств занимаются местные исполнительные органы (акиматы), сотрудники которых к сожалению некомпетентны в вопросах убежища. Отмечены случаи, когда беженцам просто отказывают в приеме ходатайства без веских на то оснований, а лицам, которым отказано в предоставлении статуса беженца, не дают разъяснений по праву на обжалование и требуют немедленно покинуть страну. В 2023 году такие случаи отмечались в отношении беженцев из Украины и Афганистана, более того отмечены факты, когда уполномоченный орган обращался к властям Афганистана, указывая личные данные беженцев и запрашивал о них информацию. В настоящий момент можно сделать вывод, что власти Казахстана наоборот способствуют тому, чтобы беженцы, которым отказано в статусе, быстрей покинули территорию страны в нарушение их права на обжалование отказов в предоставлении статуса беженца. В то же время следует отметить что пока власти позволяют находиться Казахстане так называемым мандатным беженцам, которые по сути существуют в статусе нелегальных мигрантов.

21. Касательно соблюдения принципа не высылки можно отметить также что данное право соблюдается не в полной мере.  В конце 2022 года власти Казахстана депортировали из страны в Россию майора Федеральной службы охраны Михаила Жилина, не дав ему полностью пройти все процедуры обжалования отказа в предоставлении статуса беженца, мотивировав это тем что есть решение суда о его водворении.  После данного случая и бурной реакции со стороны мирового сообщества и правозащитников, власти стараются соблюдать принцип невысылки, и в последующем отказывали в выдаче беженцев из России и Узбекистана.

22. Отмечены случаи обращения беженцев из Украины на сухопутных границах с Россией, у которых не было паспортов для выезда заграницу, но сотрудники пограничной службы обеспечивали им доступ на территорию Казахстана как лицам, ищущим убежище. Однако, следует признать, что процедура доступа беженцев на территорию страны не отработана, нет четких механизмов взаимодействия между Пограничной службой Комитета национальной безопасности Республики Казахстан, Министерством внутренних дел Республики Казахстан и Министерством труда и социальной защиты населения Республики Казахстан по доступу на территорию беженцев.

23. Пограничная служба постоянно отчитывается о большом количестве не допущенных на территорию страны мигрантов и их выдворении, и нет точных данных сколько среди них было лиц, ищущих убежище.  Лица, задержанные по экстрадиционным запросам других стран, не всегда имеют доступ к процедуре убежища, и могут быть выданы по запросу, не получив возможности обратиться за убежищем. Уполномоченный по правам человека в РК неоднократно отмечал проблему соблюдения принципа невысылки в Казахстане, но на данный момент четких законодательных норам и процедур не принято.

Рекомендации:

– продолжить работу по присоединению к Конвенциям 1954 года о статусе апатридов и Конвенции 1961 года о сокращении без гражданства и ратификации Конвенции о статусе апатридов;

– разработать и закрепить законодательно более четкие процедуры, обеспечивающие доступ беженцев на территорию страны, доступ к самой процедуре предоставления и убежища и соблюдения принципа не высылки;

– пересмотреть действующее законодательство и предусмотреть в нём   положение, согласно которому лицо, родившееся на территории страны, безусловно будет считаться гражданином, если в противном случае оно станет/останется лицом без гражданства;

– пересмотреть действующее законодательство и предусмотреть в нём норму, согласно которой Республика Казахстан автоматически предоставит гражданство детям, родившимся на ее территории, которые не могут приобрести гражданство другой страны. Является целесообразным не устанавливать дополнительных условий для реализации этой нормы, таких как требование постоянного проживания;

– пересмотреть действующее законодательство и предусмотреть в нём положения, согласно которым государство признает гражданином родившегося за пределами страны ребенка собственных граждан (как в случае обоих, так и в случае одного из родителей – гражданина), который не может приобрести гражданство другой страны. Является целесообразным не устанавливать дополнительных условий для реализации этой нормы;

– привести определение лица без гражданства в соответствие с пунктом 1 статьи 1 Конвенции 1954 года о статусе апатридов;

– разработать процедуры определения статуса лица без гражданства, в результате которых лица без гражданства смогут получать разрешение на законное проживание и возможность иметь полный доступ к правам человека;

– внести поправки в действующее законодательство с тем, чтобы выход, утрата или лишение гражданства осуществлялись только при условии наличия или приобретения гражданства другого государства;

– упростить условия натурализации лиц без гражданства, установить для них иной, более простой порядок, что выражается в малом количестве документов, подлежащих представлению, отмене уплаты государственной пошлины, сокращении общих требований, установленных законом, для натурализации, распространении иного правового режима на лиц без гражданства для того, чтобы способствовать их натурализации и сокращению числа лиц без гражданства;

– сократить для лиц без гражданства пятилетний ценз проживания, установленный законом для принятия гражданства Республики Казахстан;

– прекратить практику требования справок от граждан Республики Казахстан, проживавших заграницей и не вставших на консульский учет;

– внести соответствующие изменения в законодательство Республики Казахстан с тем, чтобы лица, ищущие убежище, и беженцы освобождались от административной и уголовной ответственности в случае незаконного пересечения государственной границы, в случае использования поддельных документов и/или незаконного пребывания на территории Республики Казахстан;

– исключить из части 2 статьи 829-14 и части 4 статьи 883 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях АП РК положение о порядке вступления в законную силу постановления суда о выдворении иностранца или лица без гражданства за пределы Республики Казахстан со дня его вынесения, тем самым дав возможность иностранцам (которыми могут быть и лица, ищущие убежище) обжаловать постановление суда в апелляционном порядке;

– законодательно запретить судам применять выдворение, лиц, ищущих убежище, за пределы Республики Казахстан до окончания всей процедуры присвоения статуса беженца, в том числе и процедуры обжалования, начиная с подачи жалобы в Комитет миграционной службы Министерства труда и социальной защиты населения РК и заканчивая рассмотрением в Верховном Суде Республики Казахстан;

– в соответствии с Конвенцией 1951 года о статусе беженцев внести поправки в национальное законодательство с тем, чтобы предоставлять беженцам, законно проживающим в Республике Казахстан, то же положение, что и гражданам, в отношении социальной защиты, которая включает пенсионное обеспечение и предоставление государственных пособий;

– предусмотреть возможность беженцам делать отчисления в пенсионный фонд наравне с гражданами;

– рассмотреть возможность освободить беженцев от требования предоставлять справку о платежеспособности для подачи заявления на получение вида на жительство.

(Имея статус постоянно проживающих иностранных граждан, беженцы получат реальный доступ к трудоустройству, социальной помощи, интеграции и натурализации в стране через пять лет.  Эта поправка поможет Казахстану лучше выполнять свои обязательства согласно статье 34 Конвенции 1951 года о статусе беженцев);

– рассмотреть возможность внесения изменений в законодательство с тем, чтобы беженцы имели доступ к государственным программам социальной защиты, включая пенсии, пособия по безработице, инвалидности и потере кормильца и другие.

Правозащитники

24. Условия для гражданского общества не были благоприятными. По данным одного из соавторов настоящей Информации Общественного объединения «Кадір қасиет» и Коалиции НПО Казахстана по вопросам безопасности и защиты правозащитников в 2020-2021 гг. число угроз правозащитникам, гражданским активистам увеличилось вдвое (1414-1586 случаев в год) в сравнении с 2019 г. (733), снижаясь до 995 в 2022 г. и до 374 случаев в 2023 г. 


25. В октябре 2020 г. за выявленные незначительные ошибки и неточности в отчетности в органы государственных доходов по иностранному финансированию были привлечены к административной ответственности более 20 общественных, в том числе правозащитных, организаций. Им были назначены штрафы и приостановлена деятельность на 3 месяца. После весьма негативной реакции со стороны органов ООН, ОБСЕ, Европейского Союза, правительств ряда стран, в том числе США, международных правозащитных организаций эти решения были отменены, а входе судебных процессов были выявлены серьезные нарушения законности со стороны налоговых органов.

26. Эффективность средств правовой защиты для правозащитников, адвокатов, гражданских активистов, журналистов остается весьма невысокой.  Уполномоченного по правам человека избирает Сенат (верхняя палата) Парламента Республики Казахстан по представлению Президента РК, его региональными представителями в настоящее время, в основном, являются бывшие сотрудники полиции, прокуратуры и юстиции и другие бывшие госслужащие.  Отсутствует национальной механизм защиты правозащитников.  В сентябре 2022 года была создана Рабочая группа по защите правозащитников, однако, за прошедшее время она собиралась лишь один раз, причем без практических результатов, и несмотря на обращения в нее не было рассмотрено ни единого кейса о безопасности правозащитников.

27. Правозащитники практически не могут эффективно воспользоваться правом на свободу мирных собраний, поскольку местные исполнительные органы власти (акиматы) отказываются согласовывать акции протеста на основе якобы оценки угроз для общественного порядка. Например, в г.Актобе в 2024 г. акимат отказал незрячему активисту Мусагали Дауылову в пикете по причине того, что он «может оказать негативное влияние на межнациональное согласие», а суд пока не восстановил нарушенное право активиста. Полиция не защищает гражданских активистов и правозащитников в ходе мирных собраний, игнорирует препятствия, создаваемые провокаторами во время выражения мнения в ходе одиночных пикетов.

28. Несколько правозащитников и гражданских активистов включены в так называемый Перечень организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма[14]. В этот Перечень автоматически включаются все лица, осужденные за совершение преступлений, отнесенных в уголовном законодательстве Республики Казахстан к террористическим и экстремистским, в частности за разжигание различных видов розни или за участие в деятельности организации, запрещенной за экстремизм. Большинство таких деяний не имеет никакого отношения к финансированию терроризма или экстремизма, сам термин «экстремизм» очень расплывчатый, может интерпретироваться весьма широко и не соответствует принципу юридической определенности и предсказуемости, а преследование по «экстремистским» статьям зачастую, как представляется, политически мотивировано и осуществляется против политической оппозиции, гражданских активистов и правозащитников, в этом Перечне находятся сотни человек. Среди них, например, правозащитники Макс Бокаев и Жаслан Сулейменов, в отношении которых вынесены соображения Комитета ООН по правам человека, в которых установлены нарушения их прав.

Рекомендации:

– принять закон о национальном механизме защиты правозащитников на основе модельного закона, либо принять представленные в 2021-2022 гг. проекты законов, предлагаемые созданной правозащитниками Коалицией НПО Казахстана за принятие закона о национальном механизме защиты правозащитников;

– полностью имплементировать в национальное законодательство и практику Декларацию ООН о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы, Принципы, касающиеся статуса национальных учреждений, занимающихся поощрением и защитой прав человека (Парижские принципы), ключевые международные стандарты, защищающие гражданские свободы правозащитников, в том числе касающиеся права на свободы слова и выражения мнения, на мирный протест и на объединение;

– прекратить использовать против правозащитников меры борьбы с терроризмом и экстремизмом, а также с организованной преступностью;

– ввести ответственность сотрудников полиции за превентивное задержание, бездействие и не пресечение провокаций, препятствий, вмешательства в осуществление свободы мирных собраний, при выражении мнения в ходе одиночных пикетов;

– обеспечить применение в законодательстве и на практике Сиракузских принципов толкования ограничений и отступлений от положений Международного пакта о гражданских и политических правах, в частности при правовом регулировании права на свободу слова и выражения мнения, на свободу совести, религии или убеждений, на свободу мирных собраний и свободу объединения[15];

– признать роль мирной правозащитной деятельности и правозащитников, гарантировать и уважать право каждого человека на свободу мирных собраний, свободу выражения мнения как условия развития демократии и участия в делах государства;

– пересмотреть порядок и условия формирования Перечня лиц, связанных с финансированием терроризма, исключив из него понятие экстремизма; привести в соответствие с международными стандартами критерии включения в него, ограничения, накладываемые на включенных в него лиц, в том числе ограничения на пользование банковскими счетами, свободу передвижения и другими экономическими и социальными правами; исключить из него правозащитников и гражданских активистов.


[1] Контактная организация: Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности

Адрес: 050035, Казахстан, г. Алматы, 8 микрорайон, д. 4-а, оф. 423

Тел/факс: +7 (7272) 249 5962

E-mail: Diana Berezovskaya <Diana.Berezovskaya@gmail.com>

Web-site: www.bureau.kz

[2] В подготовке данной Информации принимали участие не все перечисленные выше организации. В связи с этим содержащиеся в ней выводы и рекомендации могут не отражать точку зрения организаций, не принимавших участие в ее подготовке.

[3] https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1500000288

[4] https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z2300000008

[5] https://adilet.zan.kz/rus/docs/K2300000224

[6] https://www.gov.kz/memleket/entities/ardfm/press/news/details/655911?lang=ru

[7] https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z2100000056

[8] https://adilet.zan.kz/rus/docs/U2000000390

[9] https://adilet.zan.kz/rus/docs/U2300000154

[10] https://adilet.zan.kz/rus/docs/K2000000360

[11] https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z970000094_

[12] https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2300032941

[13] https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z990000444_

[14] https://www.gov.kz/memleket/entities/afm/press/news/details/213566?lang=ru

[15] https://adilet.zan.kz/rus/docs/O8500000001