ИНФОРМАЦИЯ
Коалиции казахстанских неправительственных правозащитных организаций, подготовленная на основе Резолюции 60/251 Генеральной Ассамблеи ООН и в соответствии с пунктом 15 (с) приложения к Резолюции 5/1 и общими руководящими принципами Совета ООН по правам человека в рамках реализации механизма Универсального периодического обзора[1]
Июнь 2024 года
В Коалицию НПО Казахстана по УПО при подготовке сообщений в рамках четвертого цикла Универсального периодического обзора входят: Alma-tq, Ассоциация религиозных объединений Казахстана, Общественное объединение «Ассоциация женщин с инвалидностью «Шырак», Инициатива Права особенного ребенка, Казахстанская феминистская инициатива «Феминита», Международный Фонд защиты свободы слова «Әділ Сөз», Международный центр журналистики «Медианет», Молодежная информационная служба Казахстана, Общественное Объединение «Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности», Общественное объединение «Кадір қасиет», Общественное объединение «Правовой центр женских инициатив «Сана Сезiм», Общественное объединение «Талдыкорганский правозащитный центр», Общественное объединение «Талдыкорганский региональный центр поддержки женщин», Объединение юридических лиц «Союз кризисных центров в Казахстане», Общественный фонд «Аман-Саулық», Общественный фонд «Ар.Рух.Хак», Общественный фонд «Детский Фонд Казахстана», Общественный фонд «Doctor S.N.», Общественный фонд «Еркiндiк Қанаты», Общественный фонд «Международная Правовая Инициатива», Общественный фонд «Мейрiм», Общественный фонд «Правовой медиа-центр», Общественный фонд «Фонд развития парламентаризма в Казахстане», Центр исследования правовой политики, Национальная сеть НПО Казахстана по экономическим, социальным и культурным правам, Коалиция НПО Казахстана против пыток, Коалиция НПО Казахстана по вопросам безопасности и защиты правозащитников, Коалиция НПО Казахстана за принятие закона о национальном механизме защиты правозащитников, Рабочая группа НПО Казахстана по защите прав детей[2].
В Информации содержится общая оценка ситуации в Республике Казахстан в аспекте законодательных, институциональных и практических проблем в обеспечении и защите основных прав и свобод человека в соответствии с международными обязательствами государства, а также оценка выполнения рекомендаций Республике Казахстан в рамках Универсального периодического обзора.
ПООЩРЕНИЕ И ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
II. Выполнение международных обязательств в области прав человека с учетом норм международного гуманитарного права
Право на свободу от рабства, принудительного труда; торговля людьми
Права женщин
Права ребенка
Право на свободу от рабства, принудительного труда; торговля людьми
1. Согласно обзорному анализу рекомендаций, представленных Республике Казахстан в рамках третьего цикла Универсального периодического обзора в 2019 году отмечены ряд рекомендаций в области обеспечения права на свободу от рабства, принудительного труда и торговли людьми, предоставленные рабочей группой Совета ООН по правам человека по Универсальному периодическому обзору, которые частично исполнены.
2. На стадии исполнения находится рекомендация: «продолжать усилия по борьбе с торговлей людьми и гарантировать защиту жертв». Как отмечается Правительством Республики Казахстан, для ее реализации необходимо совершенствование уголовного законодательства и практики его применения с учетом требований международно-правовых стандартов в области прав человека, противодействия преступности и особенностей национальной правовой системы. В настоящее время создан отдельный Департамент по борьбе с организованной преступностью при Министерстве внутренних дел Республики Казахстан, деятельность которого направлена на выявление и пресечение преступлений, связанных с торговлей людьми.
3. За 6 месяцев 2023 года сотрудниками полиции РК выявлено 110 преступлений, связанных с торговлей людьми и сексуальной эксплуатацией. Из них 67 фактов сводничества и притоносодержания для занятия проституцией, 14 фактов вовлечения в занятие проституцией, включая 7 фактов вовлечения несовершеннолетних. Следственным департаментом Министерства внутренних дел РК расследуется уголовное дело в отношении организаторов и участников транснациональной организованной группы из числа граждан Казахстана, России и Бахрейна, которые с 2016 по 2020 годы на территории РК занимались вербовкой и отправкой девушек для занятия проституцией в Королевство Бахрейн. Всего установлено 3 потерпевших, жителей города Шымкент и Туркестанской области, признаны подозреваемыми 19 лиц, из которых: арестовано – 15, объявлены в международный розыск – 3.
4. Укрепление международного сотрудничества в области борьбы с нелегальной миграцией и торговлей людьми указано в числе приоритетов Казахстана в Концепции внешней политики на 2020-2030 годы[3]. В целях исполнения международных обязательств в области обеспечения права на свободу от рабства и противодействия торговле людьми разработан проект Закона Республики Казахстан «О противодействии торговле людьми в Республике Казахстан»[4], который по состоянию на июнь 2024 г. рассматривается в Мажилисе Парламента Республики Казахстан. В данном проекте закона предусмотрены компетенция и полномочия заинтересованных государственных органов по вопросам предотвращения и борьбы с торговлей людьми, повышения эффективности взаимодействия с неправительственными организациями, а также исполнение положений Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющего Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности на практике.
5. В то же время не исполнена рекомендация: «активизировать организацию для должностных лиц подготовки по вопросам борьбы с торговлей людьми».Отсутствует законодательное закрепление полномочий и компетенции органов, ответственных за политику борьбы с торговлей людьми. В соответствии с Планом мероприятий Правительства Республики Казахстан по профилактике, предотвращению и борьбе с преступлениями, связанными с торговлей людьми, на 2024-2026 годы[5] ответственными за представление в Правительство Республики Казахстан информации о выполнении Плана определены Министерство внутренних дел РК и Министерство труда и социальной защиты населения РК. Вместе с тем, на законодательном уровне уполномоченный государственный орган по координации деятельности в сфере противодействия торговле людьми не определен.
6. Отсутствуют алгоритм комплексного оказания помощи жертвам торговли людьми всеми заинтересованными сторонами; системная эффективная работа при оказании помощи жертвам торговли людьми с использованием травма-ориентированного подхода, а также с учетом нужд жертв торговли людьми; условия в организациях, оказывающих специальные социальные услуги для содержания лиц с инвалидностью, которые стали жертвами торговли людьми; критерии оценки наличия жестокого обращения, приведшего к социальной дезадаптации и социальной депривации среди несовершеннолетних детей, пострадавших от торговли людьми.
7. Рекомендация: «удвоить усилия для эффективной борьбы с торговлей людьми, в частности путем облегчения регистрации для всех мигрантов» выполнена частично.В 2022 году Президент Республики Казахстан подписал поправки к Закону Республики Казахстан «О миграции населения»[6] и Закону Республики Казахстан «О специальных социальных услугах» (утратил силу)[7], которые усиливают защиту жертв торговли людьми – иностранных граждан, предоставляя им право на такие же услуги, что и гражданам Республики Казахстан. В апреле 2023 года был принят Социальный кодекс Республики Казахстан[8], в котором указано, что формами жестокого обращения, приведшего к социальной дезадаптации и социальной депривации, являются действия, связанные с бытовым насилием, торговлей людьми, в том числе несовершеннолетними, иными видами их эксплуатации, а также похищение людей независимо от наличия факта возбуждения уголовного производства по поводу совершенных действий.
Рекомендации:
– внести изменения в Конституцию Республики Казахстан и закрепить свободу от рабства в соответствии со статьей 8 Международного пакта о гражданских и политических правах;
– принять отдельный закон, направленный на борьбу с торговлей людьми, котором определить понятия: «жертва торговли людьми», «потенциальная жертва торговли людьми», «уязвимое положение», «идентификация жертвы торговли людьми» и другие, определить субъекты исполнения закона и установить их полномочия;
– на законодательном уровне закрепить функции уполномоченного государственного органа по координации деятельности в сфере противодействия торговле людьми за Министерством внутренних дел Республики Казахстан, Министерством труда и социальной защиты населения Республики Казахстан и Генеральной прокуратурой Республики Казахстан;
– во всех областных центрах Республики Казахстан создать кризисные центры и приюты для жертв торговли людьми независимо от статистики по выявленным жертвам торговли людьми;
– в организациях, оказывающих специальные социальные услуги для жертв торговли людьми, обеспечить наличие и предоставление соответствующих услуг жертвам принудительного труда, согласно подходу, ориентированному на жертву;
– развивать сеть организаций, оказывающих услуги по реабилитации и реинтеграции для жертв торговли людьми, в частности женщин, живущих с ВИЧ/СПИДом, обеспечить эффективный доступ к комплексным программам поддержки;
– ввести институт национального докладчика по проблеме торговли людьми;
– внести изменения в статью 128 Уголовного кодекса Республики Казахстан с целью приведения ее в соответствие с международными стандартами и рассмотреть закрепление положения о том, что согласие жертвы на эксплуатацию не принимается во внимание при квалификации преступлений, связанных с торговлей людьми;
– провести криминализацию ряда деяний, связанных с торговлей людьми, расширив понятие «эксплуатация человека», дополнив его таким важным элементом, как «способ» воздействия (обман, злоупотребление доверием и другие);
– ввести уголовную ответственность за получение услуг проституции, оказываемых заведомо несовершеннолетними и предусмотреть уголовную ответственность за организацию притонов для занятий проституцией посредством использования сетей телекоммуникаций и сети Интернет. (В настоящее время злоумышленниками создаются сайты, веб-страницы, группы и каналы в социальных сетях с признаками вовлечения, побуждения, склонения или оказания содействия в предоставлении интимных услуг независимо от способов и форм их предоставления).
Права женщин
8. В ходе третьего цикла Универсального периодического обзора Республика Казахстанполучила 11 рекомендаций по обеспечению праву на защиту от дискриминации, в том числе по признаку пола, в также о принятии всеобъемлющего антидискриминационного законодательства, включающего в себя запрет дискриминации по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности, однако практически все они не были выполнены.
9. Запрет на дискриминацию по признаку пола закреплен в статье 14 Конституции Республики Казахстан[9]. С 2009 г. действует Закон РК «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин»[10], который устанавливает юридические принципы равноправия. В нем определены основные положения по предупреждению дискриминации по признаку пола и подтверждены государственные гарантии в ряде сфер, включая государственную службу, рынок труда, здравоохранение, образование и семейную жизнь. В законе также указывается, что все, без исключения, государственные учреждения несут ответственность за осуществление гендерной̆ политики в сфере своей̆ деятельности. В 2005 году Указом Президента РК была принята Стратегия гендерного равенства в РК на 2006-2016 годы[11], в которой содержался ряд определений дискриминации по признаку пола, прямой и косвенной и т.д. Однако, использованные в Стратегии определения и рекомендации не нашли своего отражения в действующем законодательстве Казахстана, а в декабре 2016 г. Стратегия гендерного равенства была заменена Концепцией семейной и гендерной политики в РК до 2030 г.[12], в которой уже нет никаких определений дискриминации. Борьба с дискриминацией в перечень первоочередных целей Концепции не вошла. Правда, в Плане действий в области прав человека и верховенства закона, утвержденном Указом Президента Республики Казахстан от 8 декабря 2023 года[13], в качестве приоритета указано: продвижение равных прав и возможностей мужчин и женщин и ликвидация дискриминации в отношении женщин.
10. В ходе третьего цикла Универсального периодического обзора Республика Казахстанполучила 20 рекомендаций по развитию гендерного равенства и расширению прав и возможностей женщин. Большая их часть выполнена частично.
11. Стереотипное мышление в казахстанском обществе по-прежнему сохраняется, общество скорее готово и в нем нет активного сопротивления тому, чтобы женщины активно участвовали в политической жизни страны. Но официальная статистика, в свою очередь, указывает на неготовность властей к реальным переменам, к определению и следованию действующей гендерной политике, которая как раз-таки и соответствовала бы международным нормам.
12. В Концепции семейной и гендерной политики до 2030 г. целевым индикатором полного достижения 30-процентной представленности женщин «в исполнительных, представительных и судебных органах власти, государственном, квазигосударственном и корпоративном секторах на уровне принятия решений» определен 2030 г.
13. В Казахстане нет системного подхода к вопросу предоставления государством равных возможностей, как для мужчин, так и для женщин. Из анализа официальной статистики по вовлечению женщин в общественную жизнь и процессы принятия решений становится ясно, что Казахстан мало продвинулся в предоставлении женщинам возможность влиять на государственную политику, продвижения своей повестки в правительстве и представительных органах власти. Несмотря на видимые усилия государства по уменьшению гендерного разрыва наблюдается низкий уровень представленности женщин на всех уровнях принятия решений.
14. Так согласно официальным данным по состоянию на июнь 2024 года доля женщин-руководителей в Казахстане составила 39,4%, при этом больше всего женщин работает на госслужбе и в судах. А всего в 2023 году среди занятого населения численность женщин составила 49,57%.Доля женщин среди госслужащих — 55,9%, но из них всего 7,2% являются политическими госслужащими, а административных служащих корпуса «А» — 14,5%, корпуса «Б» — 56,3%. Должности, которые занимают женщины в госаппарате: руководители центральных госорганов (министерств) — 12%; заместители министров — 12%; заместители акимов областей и городов — 7,6%; зампредседателя комитетов и директоров департаментов — 32,9%; руководители территориальных подразделений — 15%; руководители областных управлений — 17%; заместители акимов городов и районов — 12,8%[14].
15. Женщин до сих пор назначают преимущественно по признаку «женственности». Как правило, женщины возглавляют социальную деятельность, а не экономическую.
Рекомендации:
– реализовывать программы по продвижению женщин, что повлияет в том числе на снижение гендерных стереотипов, достижения равноправия, повышения количества женщин в государственных органах власти;
– в ускоренном порядке обеспечить полное и равноправное участие женщин в работе выборных и невыборных органов на руководящих должностях, в частности их представленность в министерствах, на дипломатической службе, в вооруженных силах и местных административных и представительных органах;
– добиться исполнения установленной 30-процентной квоты представленности женщин во всех сферах жизни.
16. Республика Казахстан выполнила рекомендации по обеспечению равного доступа женщин ко всем профессиям. В частности, был аннулирован список профессий, запрещенных для женщин.
17. Республика Казахстан получила 25 рекомендаций по борьбе с бытовым насилием в рамках третьего цикла Универсального периодического обзора, большинство из которых выполнены частично. Не выполнены рекомендации: о пересмотре уголовного законодательства с тем, чтобы определение изнасилования соответствовало принятому в международном праве; о принятии всеобъемлющего закона о предупреждении, пресечении и наказании всех форм насилия в отношении женщин и девочек; о криминализации всех форм насилия в отношении женщин, в частности путем ратификации Стамбульской конвенции, принятия законодательства о борьбе с сексуальными домогательствами и пересмотра статьи 120 Уголовного кодекса, с тем, чтобы гарантировать ее соответствие Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.
18. Законодательство Республики Казахстан в сфере профилактики и противодействия семейно-бытовому насилию не является комплексным в связи с тем, что методы работы, борьбы с указанным явлением рассредоточены в различных нормативных правовых актах.
19. За последние пять лет количество уголовных правонарушений, совершенных в сфере семейно-бытовых отношений, выросло более чем в два раза, что свидетельствует о необходимости более решительных мер в борьбе с бытовым насилием. Статистика домашнего насилия в 2021 году свидетельствует, что только 40% обращений в полицию доходят до суда.
20. Современное состояние борьбы с бытовым насилием не способствует ни большей защите прав жертв, ни предотвращению повторного насилия со стороны агрессора. В то же время в апреле 2024 год был принят Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обеспечения прав женщин и безопасности детей»[15] с криминализацией бытового насилия.
21. В апреле 2024 года Кодекс Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье»[16] был дополнен статьей 5-1 «Центры поддержки семьи», основная деятельность которых должна быть направлена на реализацию мер государственной семейной политики … координацию работы по охвату поддержкой лиц (семей), оказавшихся в трудной жизненной ситуации». Им также придана функция по «оказанию поддержки лицам с признаками бытового насилия с возможностью их временного проживания сроком до одного месяца», что ставит под угрозу качество предоставления услуг по реабилитации и социализации, пострадавших от бытового насилия.
22. Обеспеченность кризисными центрами в Казахстане составляет всего 15%, что означает отсутствие доступа к услугам кризисных центров жертв бытового насилия из районов и сел, хотя одному из видов насилия в семье подвергается каждая 3 женщина. Также недостаточно финансируется профилактика бытового насилия в рамках государственного социального заказа и грантов. Не все регионы выделяют средства на реализацию отдельных проектов по данной тематике, отсутствует взаимосвязь между общей ситуацией с бытовым насилием и проводимыми мероприятиями. Зачастую они носят фрагментарный характер и сводятся к проведению круглых столов и семинаров, индикаторы реализации которых не способствуют снижению уровня бытового насилия. Финансирование стандартов специальных услуг для жертв бытового насилия через кризисные центры, например, в 2021 году составило 17% от всех государственных затрат на профилактику бытового насилия. Данные расходы учитывают также проживание женщин (и детей) в кризисных центрах (приютах).
Рекомендации:
– проанализировать национальное законодательство РК и привести его в соответствие со взятыми международными обязательствами и международными стандартами по защите от всех форм гендерного насилия;
– присоединиться к Конвенции Совета Европы о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием;
– создать подразделение полиции по предупреждению бытового насилия с возложением на него функций расследования, дознания в отношении правонарушений, совершенных в сфере семейно-бытовых отношений, увеличив штат инспекторов за счет других подразделений;
– предоставить этому подразделению достаточные человеческие и материальные ресурсы так как процесс расследования потребует от полицейских специальной квалификации и больших временных затрат (сбор доказательств, проведение очных ставок, опросов, допросов, документирование);
– осуществить строительство арестных домов для размещения задержанных в связи с домашним насилием;
– обеспечить проведение информационных кампаний по разъяснению положений принятого в апреле 2024 год закона во избежание сокрытия фактов насилия, из-за стереотипов: «клеймо на семью», «судимый», «твой отец уголовник» и т.д.
– разработать и опубликовать комментарий к статье 108 Уголовного кодекса РК «Умышленное причинение легкого вреда здоровью», поскольку на настоящий момент времени существует его очень широкая трактовка;
– развивать коррекционные программы по работе с агрессорами, которые являются важными элементами комплексного и всеобъемлющего подхода к предотвращению и борьбе с насилием в отношении женщин, которые, в свою очередь, должны быть частью всеобъемлющей национальной политики или стратегии. Под коррекционной программой для агрессоров следует понимать программу по коррекции насильственного поведения, обучению агрессоров навыкам уважительного общения, развитию и обогащению навыков адекватного, конструктивного поведения, регуляции социальных отношений, формированию адекватной самооценки, тренировке практических навыков снятия чрезмерного напряжения и тревожности;
– в Закон Республики Казахстан «О профилактике бытового насилия» от 4 декабря 2009 года[17] включить понятия «Коррекционная программа для правонарушителя – комплекс мероприятий, составленных на основе оценки рисков и направленных на изменение насильственного поведения у правонарушителя и формирование у него гуманистических ценностей, ответственного отношения к своим поступкам и их последствий, в том числе в воспитание детей и ненасильственной модели поведения, ответственного отношения к своим поступкам и их последствий» и «Оценка рисков – работа с лицами, допускающими насилие в семье для принятия мер реагирования и предотвращения продолжения или повторного совершения бытового насилия, степени мотивации правонарушителя к изменениям в его поведении, потенциальных препятствий для успешного участия в коррекционных программах»;
– включить в эти программы все субъекты, вовлеченные в защиту от бытового насилия – Министерство юстиции РК, Министерство культуры и информации РК, Министерство труда и социальной защиты населения РК, расписав их функции;
– за счет средств государственного бюджета создать специализированные кризисные центры и расширять оказание доврачебной, психологической̆, социальной и правовой̆ помощи в городских и сельских районах, включая женщин, живущих с ВИЧ/СПИДом;
– увеличить финансирование для развития сети кризисных центров.
Права ребенка
23. Анализ выполнения рекомендаций, представленных Республике Казахстан в рамках предыдущего цикла Универсального периодического обзора, показывает, что полностью выполнены рекомендации 139.17-139.18, поскольку ратифицирован Факультативный протокол к Конвенции ООН о правах ребенка, касающийся процедуры сообщений. Частично выполнены рекомендации: 139.7 и 139.57 об обеспечении качественных образовательных услуг для всех и инклюзивного образования; 139.217 – об активизации усилий по искоренению детской нищеты в городах и отдаленных районах; 139.192-139.193, 139.199-139.200, 139.203, 206, 139.223-139.226 – о продолжении наращивания усилий по борьбе с насилием в отношении женщин и детей и предупреждении ранних принудительных браков; 139.217 – о соблюдении наилучших интересов ребенка и 139.227 об обеспечении необходимой поддержкой одаренных детей из семей с низким уровнем дохода (в основном, через форму дополнительного образования в регионах). Не выполнена рекомендация 139.30 – об усилениимандата детского омбудсмена с целью эффективной защиты прав детей.
24. Одним из приоритетных вопросов, требующих решения, является приведение института Уполномоченного по правам ребенка в РК в полное соответствие с Замечанием общего порядка №2 (2002) КПР ООН «О роли независимых национальных правозащитных учреждений в деле поощрения и защиты прав ребенка»[18] и Принципами, касающимися статуса национальных учреждений, занимающихся поощрением и защитой прав человека [Парижскими принципами][19] и наделение его достаточными финансовыми, людскими и техническими ресурсами.
25. Экспертами Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности совместно с Рабочей группой НПО Казахстана по защите прав детей разработана Концепция проекта Закона об Уполномоченном по правам ребенка в Республике Казахстан. В январе 2021 года эта Концепция была представлена на заседании Консультативно-совещательного органа «Диалоговая площадка по человеческому измерению» при Министерстве иностранных дел Республики Казахстан и получила одобрение. Однако с этого времени никаких шагов в направлении усиления мандата УПР РК сделано не было, а институт Уполномоченного по правам ребенка в РК, созданный в 2016 году на основе Указа Президента РК[20], продолжает функционировать на добровольных началах.
26. В марте 2022 года Постановлением Правительства Республики Казахстан были введены должности региональных уполномоченных по правам ребенка на общественных началах, выполняющих функции советников руководителей регионов Казахстана и заместителей председателей комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Их полномочиязакрепляются индивидуальными меморандумами между ними и Комитетом по охране прав детей Министерства просвещения Республики Казахстан, который заключается на три года.
27. Планом действий в области прав человека и верховенства закона, утвержденном Указом Президента Республики Казахстан от 8 декабря 2023 года[21], законодательное закрепление статуса региональных уполномоченных по правам ребенка и консолидация их усилий с Уполномоченным по правам ребенка в РК предусмотрено в 2024 году. При деятельности УПР в РК на общественных началах без полного соответствия Парижским принципам невозможно независимо и эффективно осуществлять задачи по мониторингу, поощрению и защите прав детей.
28. Несмотря на проведенные информационные кампании по противодействию ранним и принудительным бракам, в Казахстане сохраняются дискриминационные и скрытые практики, к которым относятся ранние и принудительные браки, а также полигамные браки. Принуждение к вступлению в брак несовершеннолетней усиливает проблему неравенства в обществе, ограничивает свободу самоопределения и ставит девочек в уязвимое положение перед лицом насилия. Оно влечет за собой, в большинстве случаев, дальнейшие нарушение прав человека, в том числе, прав на охрану здоровья, на физическую и психическую неприкосновенность.
29. Кражи невест до сих остаются распространённым явлением. Девочки и женщины, пытающиеся противостоять насилию, подвергаются мощному социальному давлению со стороны семьи и общины, запрещающих сообщать в полицию об актах насилия против них. Некоторые несовершеннолетние жертвы, написавшие заявления, позже от них отказываются в связи «с примирением сторон» из-за давления со стороны взрослых, родственников, сообщества. И эти факты так и остаются только достоянием СМИ. В брак вступают не только «маленькие невесты», но и несовершеннолетние женихи. Всего, например, в 2022 году среди брачующихся было 72 парня и 866 девушек до восемнадцати лет. Это явление широко распространено в южном и западном регионах Казахстана, где проживает преимущественно сельское население, придерживающееся патриархального образа жизни. Ранние браки как традиции и выражение своей идентичности/самобытности характерны для компактно проживающих некоторых этнических групп. Родственные браки в Казахстане еще не получили свою оценку, как вредная практика.
30. Государство предприняло усилия по обеспечению всеобщего доступа к образованию и повышению его качества. Особо следует отметить успехи в развитии дополнительного образования. При этом сохраняются серьезные проблемы и дискриминационные признаки: региональные диспропорции в области доступа к образованию; переполненность школ и классов, высокая нагрузка на учителей; социальная дистанция между детьми из обычных школ и школ для одаренных детей и обучающихся в элитных школах; дискриминационные барьеры в получении качественного образования для отдельных категорий детей, в частности проживающих в сельских районах; детей, чьи родители не могут получить статус лица без гражданства; детей из многодетных и малообеспеченных семей. Низкий семейный доход не позволяет детям из малообеспеченных семей обучаться в школах с лучшим качественным образованием, не говоря об элитных школах. Это значительно уменьшает шансы поступить в вузы с высоким рейтингом и в перспективе получить высокооплачиваемую работу. На сегодняшний день инклюзивное образование не является повсеместным, прежде всего по причине необеспеченности некоторых учебных заведений специальной инфраструктурой для детей с инвалидностью.
31. Несмотря на увеличение числа инклюзивных школ и классов их недостаточно для охвата всех детей с особыми образовательными потребностями. Проблемы организации учебного процесса в некоторых коррекционных школах-интернатах связаны отсутствием инфраструктуры, современных методик, недостатком учебников по отдельным предметам. В некоторых учреждениях в системе социальной защиты образование рассматривается как что-то второстепенное, отсутствует разнообразие социальных и реабилитационных услуг с учетом индивидуальных потребностей ребенка.
32. Отмечаются проявления дискриминации, недостаточное питание, ненадлежащие санитарно-гигиенические условия в специальных образовательных учреждениях Министерства просвещения РК, что может квалифицироваться как недостойное, унижающее обращение с несовершеннолетними.
33. Несмотря на принимаемые меры по защите безопасности детей, являющейся одним из государственных приоритетов, жестокое обращение в семьях и, особенно, закрытых детских учреждениях по-прежнему остается системной проблемой, свидетельствующей о низком уровне личной безопасности и защищенности достоинства ребенка.
34. В январе 2022 года во время трагических Январских событий 13 несовершеннолетних вместе со взрослыми подверглись жестоким пыткам при их незарегистрированном удержании полицией. Будучи несовершеннолетними, они, в нарушение закона, не могли даже официально зарегистрировать свои обращения о применении пыток, пока их не посетили члены НПМ или другие негосударственные лица. Некоторых из них даже подвели их адвокаты, предоставленные им государством, которые просто проигнорировали их жалобы на пытки.
Рекомендации:
– привести институт Уполномоченного по правам ребёнка в Республике Казахстан в полное соответствие с Замечанием общего порядка КПР ООН №2 (2002) «О роли независимых национальных правозащитных учреждений в деле поощрения и защиты прав ребенка» и Парижскими принципами;
– ввести в Уголовный кодекс РК статью об ответственности за принуждение несовершеннолетних к вступлению в брак либо за вступление в фактические брачные отношения с несовершеннолетними;
– ввести в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях норму об ответственности родителей, принуждающих своих детей вступать в брак до достижения брачного возраста;
– ввести административную ответственность религиозных деятелей за обряд заключения брака с лицами, не достигшими брачного возраста;
– принять меры по соблюдению объемов и требований к качеству социально-бытовых, культурных, медицинских услуг; укомплектования кадрами; доступа к информации по языковому признаку в закрытых детских учреждениях, изложенных в Консолидированных докладах участников Национального превентивного механизма за последние годы.
[1] Контактная организация: Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности
Адрес: 050035, Казахстан, г. Алматы, 8 микрорайон, д. 4-а, оф. 423
Тел/факс: +7 (7272) 249 5962
E-mail: Diana Berezovskaya <Diana.Berezovskaya@gmail.com>
Web-site: www.bureau.kz
[2] В подготовке данной Информации принимали участие не все перечисленные выше организации. В связи с этим содержащиеся в ней выводы и рекомендации могут не отражать точку зрения организаций, не принимавших участие в ее подготовке.
[3] https://adilet.zan.kz/rus/docs/U2000000280
[4] https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=37056060#sdoc_params=text
[5] https://adilet.zan.kz/rus/docs/P2300001048
[6] https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1100000477
[7] https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z080000114_
[8] https://adilet.zan.kz/rus/docs/K2300000224#z3397
[9] https://adilet.zan.kz/rus/docs/K950001000_
[10] https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z090000223_
[11] https://adilet.zan.kz/rus/docs/U050001677_
[12] https://adilet.zan.kz/rus/docs/U1600000384
[13] https://adilet.zan.kz/rus/docs/U2300000409
[14] https://kz.kursiv.media/2024-06-26/tksh-wom-kz/
[15] https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z2400000072
[16] https://adilet.zan.kz/rus/docs/K1100000518
[17] https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z090000214_
[18] https://tbinternet.ohchr.org/_layouts/15/treatybodyexternal/Download.aspx?symbolno=CRC%2FGC%2F2002%2F2&Lang=en
[19] https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/paris.shtml
[20] https://adilet.zan.kz/rus/docs/U1600000192
[21] https://adilet.zan.kz/rus/docs/U2300000409