КАЗАХСТАН
Представление Универсального Периодического обзора ООН
20-я сессия Рабочей группы по УПО
представлен 15 марта 2014 г.
Совместное представление[1]:
Общественный Фонд «Фонд развития парламентаризма в Казахстане» – неправительственная организация, деятельность которой направлена на повышение роли и эффективности Парламента Республики Казахстан и местных исполнительных органов, путем расширения и совершенствования участия общественности в процессе функционирования
Адрес: 010000, г. Астана, ул. Иманова 19, Деловой Дом «Алматы», офис 413E.
Конфедерация свободных профсоюзов Казахстана способствует формированию и объединению свободных профсоюзов и их ассоциаций для защиты профессиональных, трудовых и социально – экономических прав и интересов своих членов.
Адрес: 160000, г. Шымкент, ул.Жандосова 73, www.kspk.org
Неправительственная организация «Эко Мангистау» способствует улучшению экологических и социально-экономических условий жизни, оздоровлению окружающей среды и сохранению ее ресурсного потенциала для будущих поколений путем экологического просвещения граждан, развития гражданской активности, проведения различных природоохранных мероприятий
Адрес: 130000, г.Актау, 3-й микрорайон, здание 88, офис 15, e–mail: info@ecomangystau.kz
Объединение юридических лиц “Союз кризисных центров в Казахстане” осуществляет деятельность, направленную на предотвращение всех форм гендерного насилия и формирование культуры ненасильственных отношений в обществе.
Адрес: 050040, г Алматы, микрорайон Коктем-1, д 9, кв., 2 www.telefon150.kz
Общественное Объединение «Феминистская лига» способствует продвижению гендерного равенства в экономической, политической, социальной и культурной жизни страны; имеет специальный консультативный статус при ЭКОСОС.
Адрес: 050010, Алматы, пр. Абая 23-32, e–mail: Kazfemline@gmail.com, www.women.kz
Общественное объединение «Центр поддержки женщин» осуществляет деятельность, направленную на борьбу с дискриминацией по половому признаку, повышение общественного сознания относительно гендерных отношений, защиту и реализацию прав женщин и детей.
Адрес: 150000, г. Петропавловск, ул. Театральная, 61.
Общественный Фонд «Детский фонд Казахстана» – усиление защиты прав и интересов детей, благотворительная деятельность
Адрес: 050000, г. Алматы, ул.Карасай батыра, 85, офис 4.
Корпоративный фонд «SOS Детские Деревни – Казахстана» – способствование улучшению системы защиты прав детей в РК через улучшение практики предоставления услуг детям-сиротам и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Адрес: 010000, г. Астана микрорайон Самал, д.9, офис 13
Общественный фонд « Аман Саулык ” способствует развитию гражданского общества и повышению качества жизни в Казахстане путем поощрения демократических принципов и реализации права на здравоохранение и социальную защиту
Адрес: 050000, г. Алматы, Толе би 23A, e–mail: amansaulyk@mail.ru
Общественное объединение инвалидов с высшим профессиональным образованием Намыс – вовлечение людей с инвалидностью и их организаций в процесс продвижения своих интересов; мониторинг и оценка эффективности социальных государственных программ; создание и дальнейшая устойчивая деятельность Информационной Сети;
Адрес: 050000, г. Алматы, ул Жандосова 69, e–mail: Namys@bk.ru
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА И ПРАВА УЯЗВИМЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ
I. Право на достаточное жилище
II. Права профсоюзов
III. Право на благоприятную окружающую среду
IV. Права женщин
V. Права ребенка
VI. Права инвалидов
VII. Права мигрантов и беженцев
VIII. Право на свободу передвижения и выбор места жительства
IX. Торговля людьми.
I. Право на достаточное жилище
1. Законодательство Казахстана не имеет необходимого по международным стандартам юридического оформления запрета принудительных выселений и защиты от принудительных выселений. В законодательстве отсутствуют понятия «принудительное выселение», «право не подвергаться принудительному выселению», «право на защиту от принудительного выселения» «запрещение принудительных выселений» и другие. В противоречие международному праву в законодательстве присутствуют нормы принудительного выселения без предоставления альтернативного жилья.
2. Государством не предпринимаются законодательные меры по осуществлению права на достаточное жилище и обеспечению гарантий от принудительного выселения владельцев жилища и земельных участков, проблемных заемщиков банков второго уровня. Отсутствуют эффективная система и механизмы защиты, обеспечивающие жесткий контроль за условиями, при которых осуществляются выселения. Отсутствуют меры привлечения к ответственности лиц допустивших нарушения при осуществлении выселений. Наличие большого количества государственных органов (акимат, комитет по земельным ресурсам, управление архитектуры и градостроительства и другие) приводит к отсутствию общей достоверной статистики о принудительных выселениях.
3. Тенденция роста нарушений жилищных прав граждан продолжает расти: граждан выселяют из собственного жилища, предлагая взамен несоразмерную его рыночной стоимости и недостаточной для приобретения нового жилища компенсацию; государство изымает земельные участки и принудительно выселяет собственников из жилища в целях государственной надобности; социально незащищенные лица десятками лет стоят в очередях и не могут получить жилища; граждане лишаются единственного жилища в связи с отсутствием возможности погашать банковские займы; не предусмотрено предоставление альтернативного жилища для всех, кто подвергся принудительному выселению.
Рекомендации:
1) Принять законодательные меры по осуществлению права на достаточное жилище и установить гарантии от принудительного выселения владельцев жилища и земельных участков, проблемных заемщиков банков второго уровня;
2) дать определения терминов «принудительное выселение», закрепить права «не подвергаться принудительному выселению», «на защиту от принудительного выселения», «запрет принудительных выселений»;
3) Cоздать эффективную систему и механизмы защиты права на достаточное жилище, включая жесткий контроль за условиями, при которых осуществляются выселения;
4) Образовать единый государственный орган по защите права на достаточное жилище;
II. Право на труд
1. В соответствии со ст. 101 УИК РК, осужденные имеют право на оплату труда предусмотренную законодательством Республики Казахстан. Однако, осужденные в ряде случаев не получают заработную плату от работодателя, а самостоятельно взыскать ее не представляется возможным, поскольку осужденный ограничен в праве предъявления требований к работодателю в связи с тем, что трудоустраивала его администрация колонии. При этом администрация колонии не предпринимает необходимых мер по восстановлению нарушенных трудовых прав осужденных.
2. В соответствии с ч. 6 ст. 100 УИК РК, осужденные имеют право на ежегодные оплачиваемые отпуска, которые должны предоставляться с выездом (краткосрочные или длительные) или без выезда за пределы исправительного учреждения (ст. 93 УИК РК). Однако право ежегодного оплачиваемого отпуска осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в колониях общего и строгого режима с выездом за пределы колонии, не практикуется и не реализуется в полной мере, как того требует ст. 7 МПСЭКП и ч. 6 ст. 100 УИК РК.
3. Казахстан не ратифицировал Конвенцию о защите всех трудящихся-мигрантов и членов их семей. Это создает трудности, связанные с реализацией права на труд мигрантов из стран Центральной Азии. Наблюдается массовое нарушение прав трудящихся-мигрантов, в частности, невозможность торговать на рынках без образования юридического лица, заниматься предпринимательской деятельностью в качестве субъекта малого предпринимательства (индивидуального предпринимателя). Также допускаются такие нарушения, как не заключение трудовых договоров, не соблюдение охраны безопасности условий труда, не выплата заработной платы, принудительный труд без оплаты труда, избиения и унижения, изъятие работодателями паспортов иностранцев, плохие условия проживания и т.д.
Рекомендации:
1) Законодательно установить возможность и разработать механизм самостоятельного взыскания с работодателя заработной платы, положенной осужденным к лишению свободы, и усилить ответственность работодателей за неисполнение требований трудового законодательства.
2) Обеспечить строгий контроль (прокурорский, ведомственный, общественный) за соблюдением трудовых прав осужденных и реальную защиту осужденных к лишению свободы.
3) Пересмотреть миграционную политику государства, предоставив возможность трудящимся-мигрантам самостоятельно обращаться в уполномоченные органы с целью получения разрешения для занятия трудовой деятельностью на территории Республики Казахстан.
4) Законодательно устранить проблему не равного положения граждан РК и иностранцев, предоставить реальную возможность трудящимся-мигрантам заниматься предпринимательской деятельностью в качестве субъекта малого предпринимательства – индивидуального предпринимателя на территории Республики Казахстан.
III. Права профсоюзов
1. Продолжается практика воспрепятствования деятельности независимых профессиональных союзов. Она выражается в виде отказа в государственной регистрации профсоюзов, увольнение и уголовном преследовании профсоюзных лидеров, неисполнении или отмене заключенных на предприятиях коллективных договоров. Например, департамент юстиции города Алматы Министерства юстиции РК, приказом №1081 от 19 июня 2012 года отказал в государственной регистрации Отраслевому профсоюзу «Масс-медиа, РR, рекламной и издательской деятельности «Достойный труд».
2. Анти – профсоюзные тактики направлены как против лидеров, так и рядовых работников. Например, ТОО «САС-Тобе Технолоджис» в Южно-Казахстанской Области не признает независимый профсоюз строительной отрасли «Достойный труд». На активистах профсоюза отрабатывают различные методы давления, как переводы, понижение работников в должности, сокращение заработной платы и т.д.
3. Трудовая инспекция и прокуратура занимают сторону работодателя, не выявляет явных нарушений законодательства, и не применяет мер реагирования. Защита прав работников состоящих в независимых профсоюзах также невозможна и через систему социального партнерства.
4. За последние годы, участились случаи применения государственными органами прокуратуры уголовного преследования в отношении лидеров профсоюзного движения. Деятельность профсоюзных лидеров по мобилизации рабочих и организации забастовок квалифицируются прокуратурой как преступления в соответствии со статьей 164 “Возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой или религиозной вражды” Уголовного Кодекса РК. Так, например, юрист профсоюза «Каражанбасмунай» Наталья Соколова 8.08.2011 г., была осуждена на шесть лет тюрьмы, по обвинению в разжигании социальной розни. Применение уголовного преследования к профсоюзным лидерам и активистам за осуществление своей профессиональной деятельности недопустимо, и можно расценивать как политическое преследование независимых профсоюзов.
5. В настоящее время, Правительством, разработаны и переданы в Парламент Законопроекты «О профессиональных союзах» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности профессиональных союзов и регулирования трудовых отношений». Данные законопроекты были подготовлены Министерством труда без участия свободных профсоюзов, и противоречат ратифицированной Казахстаном Конвенции «О свободе объединений и защите права объединяться в профсоюзы» (№ 87).
6. Международным Бюро Труда (МБТ), был подготовлен «Меморандум о технических замечаниях по проекту закона о профсоюзах Республики Казахстан», в котором были подчёркнуты недостатки предложений правительства. Так в соответствии с Конвенцией МОТ №87 профсоюзы должны иметь возможность свободно создавать и вступать (или же не вступать) в любые вышестоящие профсоюзные организации, такие как федерации и конфедерации, которые, в свою очередь, могут объединять профсоюзы из разных отраслей. По мнению МБТ и МКП, в настоящий момент предложенные поправки не соответствуют Конвенциям МОТ и создают условия для монополизации профсоюзного пространства страны.
7. Политика репрессий и жесткого регулирования независимого движения профсоюзов отражена в проекте Уголовного Кодекса РК, который находится на рассмотрение Парламента РК. В частности, в статье 400 проекта УК заложена новая норма, которая криминализует действия, провоцирующие к продолжению участия в забастовке, признанной судом незаконной. Наказание предусматривает ограничение свободы на срок до одного года, либо лишение свободы на тот же срок, а в случае если такие деяния, причинили существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций, сроком до трех лет. Принимая во внимание отсутствие независимого суда в стране, любая забастовка потенциально может быть объявлена незаконной. В таких условиях, данная норма носит репрессивный характер и направлена на устрашение лидеров независимого профсоюзного движения.
Рекомендации:
1) Министерству юстиции РК, при госсударственной регистрации профессиональных союзов и их объединений, строго следовать международнымм нормам в частности Конвенции МОТ №87., тем самым не препятствовать регистрации профсоюзов.
2) Законодательно ввести строгую уголовную ответственность работодателей за вмешательство в профсоюзную деятельность и за увольнения лидеров профсоюзов, а так же дискриминацию за членство в профсоюзе.
3) Прекратить практику применения к профсоюзным лидерам ст.164 Уголовного Кодекса РК по социальной розни, для чего сделать обобщение судебной практике по применению данной статьи, и вынести соответствующее постановление пленума Верховного суда РК, разъясняющего применения данной статьи.
4) Приостановить рассмотрение в Парламенте законопроектов «О профессиональных союзах» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности профессиональных союзов и регулирования трудовых отношений». Организовать и провести общественную дискуссию всех заинтересованных профсоюзных организаций страны, с участием международных экспертов МОТ и МКП, для корректировки законопроектов на соответствие международным трудовым стандартам.
5) До второго чтения в Парламенте, Уголовного кодекса РК, рассмотреть на заседаниях соответствующей рабочей группы, блок статей касающихся профессиональных союзов и забастовок, а так же ответственность работодателей за провоцирование трудовых конфликтов, с приглашением международных экспертов МОТ и МКП.
IV. Пенсионное обеспечение
1. Пенсионный возраст в Казахстане для мужчин составлял 63 года, для женщин – 58 лет. Однако с 3 июля 2013 года вступил в силу новый Закон «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» от 21.06.2013 года № 105-V, который предусматривает поэтапного повышения пенсионного возраста женщин Республики и значительно ухудшающие социальное положение населения.
2. В настоящее время, в результате несовершенства методологии пенсионного обеспечения существует неравномерное назначение пенсии пенсионерам, несмотря на размер получаемой зарплаты при выходе на пенсии. В результате пенсионеры, состоявшиеся до июля 1996 года, получают меньшую пенсию, чем пенсионеры, состоявшиеся после июля 1996 года при одинаковом трудовом стаже и заработной плате.
3. В настоящее время ни в одном пенсионном договоре не указывается финансовое обязательство самого фонда. Вкладчик не знает, какой размер пенсии или процент заработной платы он будет получать при выходе на пенсию, за исключением того, что размер пенсии зависит от величины накопленных сумм, и то не в письменной виде.
4. К тому же в развитых странах за уровень пенсии ответственны государство, предприятие и гражданин. У нас с 1998 государство выполняет лишь функцию контроля и надзора. Работодатель освобожден от заботы по пенсионному обеспечению.
5. Один из текущих проблем – неполное поступление пенсионных взносов. Они должны производиться у истоков выплаты доходов. Естественно, взносы работодателями удерживаются, но перечисляются в пенсионные фонды некоторыми не сразу и не всегда.
6. Вместе с тем следует сказать, что есть проблемы с пенсионными накоплениями и у определенных категорий населения, таких как:
a. Самозанятые граждане – продавцы в киосках и контейнерах, водители на собственных автомобилях, различные консультанты, частные репетиторы и пр. Ряд из них оказывают услуги населению по договору подряда и не связаны трудовыми правоотношениями ни с одним работодателем.
- Фермеры и члены их семей, совместно работающие в крестьянских хозяйствах.
- Граждане, не получающие формального дохода – например, безработные, домохозяйки, многодетные матери, волонтеры в общественных организациях и т.д.
- Лица длительное время обучающиеся с отрывом от производства
- Работники организаций, руководство которых не в полном объеме или не регулярно перечисляет пенсионные взносы
- Граждане, у которых допущены ошибки при начислении пенсионных взносов
7. К сожалению, отсутствуют официальные данные по тому, какова доля экономически активного населения исключена из накопительной пенсионной системы по всем вышеперечисленным причинам.
Рекомендации:
1) Исключить из пенсионного законодательства нормы противоречащие международным стандартам и ухудшающие положение женщин.
2) В методику пенсионных начислений необходимо внести корректировки для обеспечения равноправия граждан в получении пенсий при одинаковом трудовом стаже и заработной плате.
3) Усилить контроль со стороны государства по исполнению обязательств по своевременному начислению пенсионных взносов работодателями.
V. Право на благоприятную окружающую среду
- За период после первого Универсального периодического обзора ситуация в Казахстане в сфере прав на благоприятную окружающую среду не претерпела значительных изменений. В Конституции Республики Казахстан по-прежнему не закреплено право на благоприятную окружающую среду, а отражено только то обстоятельство, что государство ставит своей целью охрану окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека (ст. 31), но не наделяет таким правом. В этой связи жители Казахстана не могут реализовать в полном объеме свое право на свободу от загрязнения, экологической деградации и действий, неблагоприятно влияющих на окружающую природную среду, или угрожающих жизни, здоровью, средствам к существованию и благополучию.
- Среди основных причин массовых нарушений прав человека на благоприятную окружающую среду: отсутствие государственной экологической политики, хищническая эксплуатация природных ресурсов, развал государственной системы охраны природы, несоблюдение международного и национального законодательства, несовершенство национального законодательства, а также системная коррупция.
- В законодательстве Республики Казахстан отсутствует должный механизм учета общественного мнения и участия общественности в процессе принятия решений. Не смотря на принятие новых Правил проведения общественных слушаний от 26.03.13 № 50-О итоговый протокол ОС носит рекомендательный характер и не является решением уполномоченного органа, тем самым не обеспечивая реальный учет мнения общественности.
- Основным препятствием участия общественности на самом начальном этапе процедуры принятия решений по вопросам, касающимся окружающей среды заключается в том, что основные решения принимаются на стадии государственного стратегического планирования, т.е. задолго до проведения государственной экологической экспертизы.
- Нарушается право жителей на доступ к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, а сам процесс отстаивания экологических прав в судах демонстрирует отсутствие эффективных средств правовой защиты. Нет единообразного толкования и правильного применения судами экологического законодательства при рассмотрении гражданских дел в сфере окружающей среды. Новая редакция нормативного постановления Верховного Суда «О практике применения судами законодательства по спорам в сфере окружающей среды» еще не разработана.
Рекомендации:
1) Обеспечить полную реализацию Конвенции о доступе к информации, общественному участию в принятии решений и доступе к правосудию в целях защиты окружающей среды 1998 г. (Орхуской конвенции).
2) Привести в соответствии с международными стандартами действующее законодательство в сфере окружающей среды.
VI. Права женщин
1. Рекомендации первого цикла УПО в отношении защиты прав женщин в Казахстане выполняются фрагментарно. Представленность женщин на уровнях принятия решений остается низкой. Не запланировано разработка и внедрение действенных механизмов и временных мер для увеличения представительства женщин на уровне принятия решений, не эффективны мероприятия по формированию партийных списков. Стратегия гендерного равенства РК на 2006-2016 гг. содержит явно недостаточные меры по повышению политической представленности женщин. Вопрос о квотах на предстоящие 10 лет предполагается всего лишь «изучить».
2. По официальным данным, зарплата женщин в среднем составляет 60-64% от зарплаты мужчины. А учитывая, что сегодня в Казахстане 30% детей растут в неполных семьях и лишь 16% разведенных мужей платят алименты, это означает крайне низкий уровень жизни матерей, самостоятельно воспитывающих детей.
3. Законодательство РК не запрещает сексуальное домогательство. Такого понятия в Казахстанском законодательстве не существует. Ответственность за сексуальное домогательство также не предусмотрена Законами о бытовом насилии и равноправии.
4. Анализ статистических данных по насилию в отношении женщин характеризуется рядом негативных тенденций: высокий уровень дифференциации доходов мужчин и женщин; уровень долгосрочной безработицы среди женщин; повышение пенсионного возраста для женщин; сокращение пособий по беременности, родам и алиментным обязательствам. Данный анализ наглядно демонстрирует бездеятельность Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте Республики Казахстана (НКПДЖ), хотя Комиссия в силу своего статуса и компетенции обязана продвигать и решать задачи по продвижению гендерной политики.. Все это приводит к большим социальным перекосам и социальной напряженности в обществе из-за ухудшения положения женщин в стране.
5. В Казахстане наблюдается высокий уровень бытового насилия, которому подвергаются женщины. Так, например, в 2012 году по Мангистауской области зарегистрировано 3117 жалоб и заявлений о противоправных деяниях в отношении женщин, против 2864 за аналогичный период 2011 года. [2]
6. Местные органы власти не готовы выделять денежные средства на развитие инфраструктуры по защите женщин от насилия. Правительство не разработало и не утвердило стандарты оказания социальных услуг жертвам бытового насилия. В Законе «О профилактике бытового насилия» только предусмотрена мера защиты – защитное предписание, но отследить его исполнение сложно. В 2012 году за неисполнение защитных предписаний к административной ответственности было привлечено 722 лица, в 2013 более 1 тыс. Такая динамика подтверждает тот факт, что защитное предписание как профилактическая мера не эффективна[3]
7. Помощь жертвам бытового насилия оказывается только специалистами кризисных центров, созданных НПО. В 2013 году специалисты центров провели более 9 тыс. консультаций, оказали юридическую, психологическую и социальную помощь 20 тыс женщинам.[4]
8. Согласно п. 4 ст. 5 Закона «О профилактике бытового насилия» от 03.07.2013 г., стандарты оказания специальных социальных услуг, порядок их предоставления, права и обязанности лица (семьи), находящегося в трудной жизненной ситуации, определяются законодательством Республики Казахстан о специальных социальных услугах, что далеко не всегда соответствует состоянию женщины, пострадавшей от бытового насилия.
Рекомендации:
1. Разработать действенный механизм обеспечения представленности женщин в политических партиях на уровне не менее 30%.
2. Ввести в законодательство РК определение СЕКСУАЛЬНЫЕ ДОМОГАТЕЛЬСТВА и механизм защиты прав женщин от сексуальных домогательств.
3. Ввести в перечень групп по оказанию государственных специальных социальных услуг жертв бытового насилия. Разработать и утвердить стандарты оказания специальных социальных услуг жертвам насилия.
4. Во всех областных центрах РК создать кризисные центры и приюты для женщин – жертв бытового насилия. Предусмотреть долгосрочное государственное финансирование.
5. Создать уполномоченный орган по реализации Закона «О профилактике бытового насилия». Разработать план мероприятий по реализации Закона.
VII. Права ребенка
1. В Рекомендациях, данных Республике Казахстан в рамках УПО, 8 непосредственно направлены на совершенствование политики в интересах детей. Все рекомендации были приняты и нашли отражение в Плане мероприятий Правительства Республики Казахстан по реализации рекомендаций государств-членов Организации Объединенных Наций в рамках Универсального периодического обзора по правам человека на 2011 – 2014 годы, принятом Постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 октября 2011 года № 1165.
2. В окончательный план не вошло мероприятие по обеспечению условий для реализации права на получение среднего образования детьми из семей социально уязвимых слоев населения, а также детьми с ограниченными возможностями, отраженное в первоначальной версии. В утвержденном плане предложено «Рассмотрение на Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Республики Казахстан вопроса о получении образования детьми, не являющимися гражданами Республики Казахстан и временно пребывающими на территории РК».
3. Однако основным недостатком Плана мероприятий является отсутствие конкретных и действенных мер и задач, а также финансирование данных мероприятий. В результате в правоприменительной практике продолжают сохраняться проблемы, связанные с соблюдением прав несовершеннолетних.
4. По-прежнему остро стоят проблемы обеспечения жильем детей из малообеспеченных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По данным Министерства образования и науки РК сегодня в Казахстане из 34 тысяч детей-сирот в жилье нуждаются более 27 тысяч. Начиная с 2006 года из 14 тысяч выпускников детских домов только 849, или 6%, получили жилплощадь. Только в Актюбинской области в 2012-13 годы зарегистрированы 25 обращений воспитанников интернатных учреждений, которые из-за отсутствия прописки не могут встать в очередь на жилье.
5. В государственной системе защиты прав детей правоприменительная практика, направленная против дискриминации практически отсутствует. В вопросах доступа к образованию, здравоохранению все еще сохраняется дискриминационный принцип по отношению к детям-инвалидам; детям в сельской местности; детям, проживающим в районах экологического бедствия; детям, не гражданам Казахстана, детям из малообеспеченных семей.
6. Реализация прав ребенка, не являющегося гражданином РК, может быть ограничена законодательными актами, принятыми в Казахстане. По итогам мониторинга по соблюдению законодательства и правоприменительной практики в отношении детей, за период 2010-2013 гг. были выявлены факты нарушения прав детей четырех категорий: беженцев и мигрантов, детей с особыми потребностями, детей с девиантным поведением, детей из малообеспеченных семей на доступ к качественным услугам образования, здравоохранения, коррекционным и реабилитационным программам.
7. Многие дети мигрантов в 2013 году смогли пойти в школы Казахстана, но из-за отсутствия у них ИИН (индивидуального идентификационного номера) были лишены права на получение бесплатных учебников и бесплатного питания в младших классах.
8. В особо социально-незащищенном положении находятся дети цыган из-за отсутствия у родителей документов или регистрации по месту жительства ввиду отсутствия постоянного жилья. [5] В результате, некоторые вынуждены регистрировать детей на родственников или даже на соседей, то есть, в свидетельствах о рождении детей в качестве родителей записаны не фактические родители. Дети, как правило, не имеют свидетельств о рождении и ИИН. Из-за отсутствия документов дети в цыганских семьях, как правило, не получают никакой государственной поддержки, затруднено обращение в органы здравоохранения. Дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не могут встать на очередь на жилье, не получают пакет других государственных услуг, многодетные матери и неполные семьи также лишены всякой поддержки государства.
9. В Казахстане только два интерната для тотально слепых детей, в г.г. Алматы и Караганда, которые переполнены, детям из других регионов попасть туда нелегко. Только в г.Костанае и Костанайской области по данным Управления образования 12 тотально слепых детей.
10. Несмотря на многочисленные обращения родителей, неправительственных организаций и журналистов, до сих пор не пересмотрены санитарные нормы в учреждениях, занимающихся лечением и подготовкой крови для больных детей. Не приняты меры для исключения заражения. Увеличение числа зараженных детей, утрата шанса на излечение превращают создавшуюся ситуацию в национальную трагедию.
11. Слабо осуществляется контроль за посещаемостью занятий школьниками, особенно из «группы риска. В ряде школ г. Алматы практически упущен контроль за посещением учащимися уроков. Как оказалось, дети могут не ходить в школу годами, и это остается вне поля зрения педагогов. Специализированным межрайонным судом по делам несовершеннолетних г. Алматы в 2013 году в адрес Управления образования вынесены частные постановления по поводу принятия мер к администрации школ и колледжей, нарушающих Закон РК «Об образовании».
12. Сохраняется проблема ранних и принудительных браков в республике. Ежегодно в Казахстане заключаются около 3 тыс. браков с несовершеннолетними. Ни Уголовный кодекс РК, ни Кодекс об административный правонарушениях РК не предусматривают ответственности за факт принуждения к вступлению в брак, что отражает позицию «невмешательства» государства к этой ситуации. Вместе с тем законом предусмотрена ответственность за половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим 16-ти летнего возраста (ст.122 УК РК), а также за понуждение к половому сношению, мужеложству, лесбиянству или иным действиям сексуального характера (ст.123 УК РК).
13. В вопросах насилия и жестокого обращения по отношению к несовершеннолетним работа государственных органов носит заявительный характер, направлена на пресечение фактов, а не на выявление насилия. Профилактическая работа не имеет комплексного (системного, целостного) подхода.
14. Количество суицидов среди детей в Казахстане продолжает расти. По информации Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Казахстана зарегистрировано в 2010-м – 237 случаев, в 2011 году – 257 случаев и 592 попытки суицида. В республике отсутствует комплексный и системный подход к проблеме, не отслеживается качество предпринимаемых мер и их эффективность, отсутствует координация действий ответственных министерств.
15. Имеются случаи нарушения ст. 3 «Наилучшее обеспечение прав ребенка» и ст. 9 «Разлучение с родителями» Конвенции ООН о правах ребенка. Были выявлены во многих регионах Казахстана случаи лишения родительских прав, где не только из-за грубого обращения, насилия по отношению к детям, алкоголизма родителей, но и по причине отсутствия собственного жилья, финансового, и экономического неблагополучия семьи, что противоречит принципам Конвенции ООН О правах ребенка, так как бедность не может являться главным основанием для разлучения ребенка с родителями. В 2010 году в г.Астане по решению суда 22 родителя были принудительно лишены родительских прав, что на 7 больше по сравнению с 2009 годом.
16. В Казахстане не создан Институт Уполномоченного по правам ребенка. Отсутствие данного учреждения, а также упразднение департаментов по защите прав детей в структуре Комитета по охране прав детей при МОН РК ослабило систему зашиты прав детей на местном уровне, не позволяет проводить регулярный общественный мониторинг соблюдения прав и интересов детей.
Рекомендации:
1) Ввести должность Омбудсмена по правам ребенка в целях эффективного продвижения и защиты прав ребенка.
2) Подписать и ратифицировать 3 Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка. Проводить на постоянной основе мониторинг за использованием детского труда. Разработать программу защиты детей – не граждан Казахстана.
3) Разработать действенные программы поддержки института семьи, направленные на предотвращение попадания детей в институциональные формы опеки.
VIII. Права инвалидов
1. Рекомендации УПО выполнены частично. В настоящее время в Казахстане принят и реализуется План мероприятий по обеспечению прав и улучшению качества жизни инвалидов на 2012 – 2018 годы. Первый этап плана утвержден в 2012 году и на данный момент идет реализация мероприятий. Работа в рамках первого этапа направлена на совершенствование действующего законодательства в сфере защиты прав, свобод и интересов инвалидов и оценку состояния доступности объектов и услуг в основных сферах жизнедеятельности инвалидов.
2. Этот этап реализуется по трём направлениям. Первое: разработана и утверждена методика паспортизации объектов социальной инфраструктуры на предмет доступности и пользования инвалидами всех категорий. В настоящее время завершается процесс паспортизации во всех 16 регионах Казахстана. Определяется объем финансирования и перечень практических мероприятий по изменению социальной инфраструктуры регионов (по доступу и пользованию инвалидами). В закон «О социальной защите инвалидов в РК» изменен пункт 2 статьи 25 об обязательном участии НПО инвалидов в государственные комиссии по приёму объектов социальной инфраструктуры.
3. Второе: при активном участии НПО инвалидов разработаны предложения по изменению около 32 НПА на предмет соответствия этих НПА положениям Конвенции о правах инвалидов. В настоящее время эти предложения находятся на согласовании в МТСЗН и других министерствах.
4. Третье: с целью изменения менталитета населения в отношении инвалидов приняты республиканский и 16 региональных медиапланов, в которых расписаны необходимые мероприятия по информированию населения о проблемах и нуждах инвалидов, изменению стереотипов и стигм. В настоящее время принято и уже практически реализуется Постановление Правительства о введении должности советника Акимов всех уровней по делам инвалидов из числа самих инвалидов. В настоящее время уже назначены советники по делам инвалидов в 10 из 16 регионов страны.
5. Ограничен доступ инвалидов к правосудию: а) физически – здания судов не приспособлены для доступа и пользования инвалидами различных категорий; б) не защищены интересы инвалидов на различных стадиях правосудия (не предоставляются сурдопереводчики, индивидуальные помощники и т.д).
6. Не разработаны механизмы деинституцианализации специальных государственных учреждений, где содержится большое количество инвалидов (интернаты для психохроников, для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата и другие). Больные с ментальными нарушениями здоровья продолжают содержаться в так называемых домах для «психохроников» на 200 – 800 койко – мест, хотя такое массовое содержание пациентов нецелесообразно по медицинским соображениям.
7. Слабо развита система предоставления инвалидам специальных социальных услуг, которые позволяют обеспечить инвалидам независимую и самостоятельную жизнь и поддерживать самих инвалидов. Совершенно не развивается инклюзивное образование. До сих пор дети-инвалиды различных категорий обучаются в отдельных коррекционных образовательных учреждениях. Не соответствуют международным стандартам и механизм расчёта минимальной потребительской корзины, к которому привязаны пособия по инвалидности.
Рекомендации:
1) Ратифицировать Конвенцию о правах инвалидов и её Факультативный протокол. Реформировать и изменить законодательную базу РК в соответствии с Конвенцией о правах инвалидов.
2) Разработать и утвердить долгосрочную государственную программу по реализации мероприятий в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов, включая инклюзивное образование, трудоустройство инвалидов, развитие системы предоставления специальных социальных услуг и реабилитационных, обеспечение доступа к правосудию и др.
3) Разработать конкретные механизмы вовлечения инвалидов и их организаций в процесс принятия решений на республиканском и местном уровнях.
IX. Права мигрантов, беженцев и лиц без гражданства
1. Проблемы мигрантов в Казахстане имеют системный характер. Для мигрантов, не имеющих разрешения на въезд или трудоустройство, актуальны защита безопасности и здоровья, гарантии минимальной заработной платы и других прав. Нередко мигранты подвергаются пыткам и унизительному обращению со стороны правоохранительных органов. Многие мигранты из-за сложностей в получении официальных разрешений на трудовую деятельность вынуждены работать не официально без оформления документов. В результате они остаются не защищенными в плане личной безопасности, социальных, и трудовых гарантий.
2. Несмотря на ратификацию соответствующих международных документов, связанных с защитой беженцев, институт убежища в Казахстане все еще недостаточно стабилен. В декабре 1998 года Казахстан подписал и ратифицировал Конвенцию 1951 года о статусе беженцев и ее Протокол 1967 года, тем не менее, уровень исполнения не соответствует международным стандартам защиты.
3. Закон о беженцах, вступил в силу 1 января 2010 года. Основным недостатком Закона, является то, что по ряду основных вопросов, касающихся законного пребывания, а также прав беженцев и лиц, ищущих убежища, Закон ссылается на другие законодательные акты. Поэтому фактическое исполнение Закона о беженцах будет зависеть от поправок в соответствующее национальное законодательство и подзаконные акты, которые должны быть введены. До сегодняшнего дня ни один законодательный акт не содержит поправок, в отношении прав беженцев. А именно беженцы не имеют права работать, получать медицинскую помощь, образование, право на пенсионное обеспечение, право на социальные выплаты и т.д. В связи с тем, что не внесены изменения в законодательство РК касающееся отдельных прав беженцев, у беженцев практически отсутствует возможность в местной интеграции, так как все беженцы в Казахстане приравнены к иностранным гражданам временно находящимся на территории Республики Казахстан. При попытке беженца получить в РК Вид на жительство/ гражданство от него требуют принести в миграционную полицию справку из посольства что страна которую он покинул не против получения им другого гражданства, данное требование противоречит нормам конвенции О статусе беженцев 1951 г. и является нонсенсом в международной правоприменительной практике.
4. Также четко не определен статус лица ищущего убежище, и его права очень ограничены. Лица, ищущие убежище не имеют права на трудовую деятельность, но решение о предоставлении статуса беженца может затянуться до одного года. Таким образом, лицо ищущее убежище не получая финансовой помощи, и не имея права на трудовую деятельность будет вынуждено заниматься незаконной трудовой деятельностью.
Рекомендации:
1) Обеспечить законодательную защиту основных прав всех трудящихся мигрантов независимо от их статуса.
2) Обеспечить соблюдение права на свободу передвижения, отменить обязанность мигранта информировать органы миграционной полиции о своем передвижении по стране.
3) Обеспечить право на справедливое судебное разбирательство, зачастую судебные решения в отношении мигрантов носят обвинительный характер, суды исходят из презумпции виновности мигранта и принимают только показания органов миграционной полиции.
4) Привести национальное законодательство в соответствии с Законом о беженцах что в дальнейшем приведет к соблюдению их прав на территории Республики Казахстан.
X. Право на свободу передвижения и выбор места жительства
- Регулирование процесса внутренней миграции предусмотрено в Правилах документирования и регистрации населения Республики Казахстан, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 мая 2000 года № 1063.
- Согласно этим правилам выдача документа, удостоверяющего личность, производиться на основании наличия регистрации по мести жительства. Почти вся социальная и медицинская помощь, предоставляемая государством, в Казахстане связана с наличием у человека регистрации по месту жительства («прописки»). Если по какой-нибудь причине (семейные обстоятельства, мошенничество при сделке с жильем, невозможность восстановить утраченные документы и др.) человек лишается регистрации, он фактически оказывается исключенным из общества: не может получить легальную работу, бесплатную медицинскую помощь, обратиться в суд, зарегистрировать брак, дать образование детям. Получение же регистрации в случае ее утраты нередко оказывается проблематичным в силу практической невозможности для большинства населения приобретения жилья в собственность, с одной стороны, и слабо развитого легального рынка съемного жилья — с другой.
- Лица не достигшие 16 летнего возраста, не учитываются при регистрации по месту жительства. Это означает, что в случае отсутствия регистрации у родителей, будет ограничены реализации прав несовершеннолетних в части получения образования, медицинских и социальных услуг.
4. При отсутствии регистрации по месту жительства граждане не могут также реализовать право на управление делами государства в качестве присяжного заседателя, не могут принять участие в выборах, т.к. без регистрации их не включают в списки избирателей, а также обращаться с заявлением о назначении пенсии.
5. Отсутствие возможности для регистрации по месту жительства обычно связано с отсутствием собственного жилья, иногда из-за отсутствия по различным причинам документов на имеющуюся собственность. Например, многие семьи цыган не имеют должных документов. На настоящий момент практически всем цыганским семьям, за редким исключением, грозит штраф по ст. 377 КОАП РК в размере 5 МРП «за проживание без регистрации либо без документов, удостоверяющих личность». Такая ситуация способствует коррупции: участковые полицейские приобретают власть над этими людьми: захотят – помилуют, захотят – привлекут к ответственности. Люди вынуждены регистрироваться в нарушение закона там, где они не проживают: у знакомых, у родственников. При этом собственникам жилья, прописавшим тех, кто на самом деле не проживает, грозит штраф в размере 5 МРП по статье 378 КОАП РК за нарушение собственником жилища или другими лицами, в ведении которых находятся жилища, здания и (или) помещения, правил регистрации внутренних мигрантов.
- Существующий в Казахстане порядок обязательной регистрации по месту жительства не только противоречит международным стандартам, но и не позволяет, в силу своей громоздкости, собирать и анализировать информацию о населении и его движении для государственных нужд, в том числе и при реализации многих других конституционных прав, таких как право избирать, право на признание правосубъектности, право на свободу передвижения, право на труд, право на социальное обеспечение.
Рекомендации:
1) Пересмотреть национальное законодательство и правоприменительную практику в Республике Казахстан с целью упрощения системы регистрации граждан. Исключить любую правовую связь между регистрацией граждан по месту жительства и обеспечением гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав, а также социальных и экономических обязательств государства. Обеспечить доступ к общемедицинским услугам детям, не имеющим регистрации по месту жительства. Урегулировать правовые коллизии, препятствующие получению социальных выплат и помощи гражданам и мигрантам в РК.
2) Провести мониторинг законодательных актов по государственным и социальным услугам оказываемых государством, но не реализуемых в полной мере в правоприменительной практике из-за отсутствия у граждан регистрации по месту жительства.
XI. Tорговля людьми
1. В 2012 году Международная организация по миграции в Казахстане в сотрудничестве с общественными организациями и правоохранительными органами в областях выявила 125 жертв торговли людьми, 56 из которых стали жертвами принудительного труда и 69 лиц подверглись сексуальной эксплуатации. Половина выявленных случаев – пострадавшие граждане Казахстана, проданные внутри страны.
2. За 10 месяцев 2012 г возбуждено 231 уголовное дело: 4 дела по похищению человека с целью эксплуатации, 13 – незаконное лишение свободы с целью эксплуатации, 21 – торговля людьми, 35 – вовлечение в занятия проституцией, 158 – организация или содержание притона. В целом с 2004 года по октябрь 2012 года было выявлено 876 жертв торговли людьми в Казахстане[6].
3. При расследовании преступлений, связанных с торговлей людьми, правоохранительные органы не соблюдает стандартов тщательного и беспристрастного разбирательства. В ходе расследования и судебного рассмотрения преступлений, связанных с торговлей людьми с целью сексуальной эксплуатации, потерпевших зачастую воспринимают негативно. И такое отношение иногда приводит к тому, что «эксплуататоры» оказываются в более комфортном положении, нежели их жертвы, лишенные какой-либо поддержки со стороны государства. Несвоевременное принятие мер безопасности в отношении потерпевших и свидетелей приводит к отказу от ранее данных показаний и делает невозможным дальнейшее расследование по уголовному делу. Так, например, в 2011-2012 годах было возбуждено сорок уголовных дел по фактам торговли людьми, из них шестнадцать только доведены до суда[7].
4. Статистика по количеству уголовных дел, связанных с торговлей людьми в Казахстане, свидетельствует о том, что лишь малая часть уголовных дел возбуждается по базовой статье Уголовного кодекса РК – 128 («Торговля людьми»). При этом большинство дел возбуждается по ст.ст. 270 и 271 УК РК, что позволяет торговцам людьми уходить от более серьезной ответственности в соответствии со ст. 128.
5. Это связано с недостаточностью знаний о методах расследования преступлений, связанных с торговлей людьми, со стороны следователей и оперативных сотрудников, а также прокуроров. Большим препятствием к этому служит также коррупция в среде правоохранительных органов.
6. Более того, жертвы торговли людьми не могут получить социальной помощи от государства ввиду отсутствия прописки или гражданства. В стране нет юридических и социальных реабилитационных программ по защите жертв торговли людьми. В соответствии со Стратегией гендерного равенства на 2006-2016, государство обязалось «создать реабилитационные центры в пунктах пропуска через государственную границу для размещения жертв трафика из Казахстана и стран СНГ до выяснения обстоятельств их пребывания за границей»[8]. Ни один такой центр в пунктах пропуска не создан. Известно, что только в столице Астане, Министерством юстиции РК поддерживается деятельность центра для жертв торговли людьми [9].
7. Отстутвуют программмы по своевременной идентификация жертв торговли людьми. Необходимо обеспечить, чтобы сотрудники правоохранительных органов, работающие в местах временной изоляции от общества (например, приемников-распределителей для лиц без документов и приемников для административно арестованных), сотрудники других государственных органов и ведомств, сталкивающиеся в своей работе с пострадавшими от торговли людьми, проводили опросы среди задержанных либо обратившихся к ним за помощью, используя специально разработанные анкеты, на предмет выявления среди таких лиц жертв торговли людьми.
8. Межведомственная комиссия по вопросам борьбы с незаконным вывозом, ввозом и торговлей людьми под руководством МЮ РК работает слабо. Для усиления работы МВК необходимо передать ее деятельность под руководство Генеральной прокуратуры РК[10]. Это позволит скоординировать деятельность государственных органов, работающих в области пресечения фактов торговли людьми, оказания помощи в реинтеграции жертв торговли людьми и просвещения населения по вопросам борьбы с незаконным вывозом, ввозом и торговлей людьми.
Рекомендации
1) Обеспечить, чтобы все случаи торговли людьми и применения детского труда эффективно расследовались, виновные привлекались к ответственности и подвергались соответствующему наказанию, а жертвы получали адекватную компенсацию.
2) Ввести в перечень групп по оказанию государственных специальных социальных услуг жертв торговли людьми. Разработать и утвердить стандарты оказания специальных социальных услуг жертвам торговли людьми.
3) Во всех областных центрах РК создать кризисные центры и приюты для жертв торговли людьми. Предусмотреть долгосрочное государственное финансирование таких центров.
4) Принять меры по выявленюе коренных причин торговли людьми и разработки государственных прогармм по устранению этой проблемы.
5) Ввести в Казахстане институт национального докладчика по проблеме торговли людьми.
[1] Обсуждение данного доклада проводилось совместно со следующими независимыми экспертами и НПО, предоставившими свои полезные замечания и комментарии: ОО «Ару-Ана», ОО «Мой Дом», ОО «Центр социальной адаптации детей-сирот и выпускников детских домов – “Мирэкл” , “GASTAT“, ” Ассоциация женщин с инвалидностью Шырак”, Кризисный центр “Подруги”, ОО «Правовой центр женских инициатив – Сана Сезим», ОФ “Улагатты жануя”, «Женский ресурсный центр», ОО «Заман», ОО «Радуга», Молодежное Общественное Объединение «Центр по проблемам молодежи» , Экологическое общество «Зеленое спасение», ОО «Mейрым», ОО «Crude Accountability», ОФ «Микрокредитования и поддержки предпринимателей», ОО «Гендерно информационно аналитический центр”, ОО Представительство Международного Благотворительного Фонда «Дети Чернобыля и Арала», ОФ «Международная Правовая Инициатива», ОФ «Врачи против наркотиков»
[2] http://www.aktau–business.com/2013/02/19/ezhegodno–v–kazahstane–registriruetsya–bolee-10-tysyach–faktov–bytovogo–nasiliya.html
[3] Данные МВД РК.
[4] Данные ОЮЛ «Союз кризисных центров Казахстана»
[5] Согласно обзору обращений и жалоб в ОО «Центр социальной адаптации детей сирот и выпускников детских домов «Мирэкл»
[6] Статистика МОМ в Казахстане
[7] Данные МВД РК
[8] Глава 6 п.4.5 Стратегия гендерного равенства в Республике Казахстан на 2006-2016 годы
[9] В Казахстане действует приют в г Астана, финансируемый из государственного бюджета.
[10] Подотчетный Президенту Республики Казахстан государственный орган, осуществляющий высший надзор за точным и единообразным применением законов