Освещение выборов президента РК и предвыборной кампании (1-8 марта 2011 г.)

26.03.2011

 

С 1 марта Международный фонд защиты свободы слова «Адил соз» по гранту фонда Сорос-Казахстан и при поддержке международной неправительственной организации Freedom House ведет систематический мониторинг освещения в средствах массовой информации хода выборов Президента Республики Казахстан, которые состоятся 3 апреля 2011 года.

Цель проекта – установить, насколько объективно освещается в Казахстане деятельность политических  субъектов и представить максимально приближенную к реальности картину освещения в СМИ выборной и поствыборной ситуации.

В этой связи представляется чрезвычайно важным, изучить, насколько СМИ объективно и сбалансировано освещают процессы, связанные с проведением досрочных президентских выборов в стране, предоставляют информацию о кандидатах и их платформах  и соблюдают принцип равенства возможностей  при реализации права на свободу слова.

Это необходимо для того, чтобы граждане Казахстана смогли самостоятельно и непредвзято, на основе разносторонней  информации принимать решение на самом ответственном этапе выборов – при голосовании.

2 марта были объявлены участники предвыборной кампании.

Регистрацию в качестве кандидатов в президенты прошли четыре кандидата:

 

1.   Действующий президент Нурсултан Назарбаев, выдвинутый правящей партией «Нур-Отан», который собрал в свою поддержку более 700 тысяч подписей.

2.         Выдвиженец Коммунистической народной партии (КНПК) — секретарь Центрального комитета КНПК Жамбыл Ахметбеков, собравший 96 557 подписей избирателей.

3.         Выдвиженец Партии патриотов Казахстана,  председатель ППК,  депутат сената парламента Гани Касымов.

4.         Самовыдвиженец, Председатель Экологического Союза “Табигат” Мэлс Елеусизов.

 

Методика мониторинга

 

Мониторинг ведется на основе методики, которая включает в себя

1.         Критерии отбора материалов, включаемых в мониторинг,

2.         Количественный анализ – это совокупное эфирное время и печатная площадь, посвященная политическим силам.

3.         Качественный анализ исследует тональность оценки кандидатов в СМИ  – позитивную, негативную или нейтральную.

4.         Оценку   медиа-эффектов.

 

Методика  прошла успешную апробацию в период парламентских  выборов в Казахстане в 2004 году,  когда Международный Фонд защиты свободы слова «Адил Соз» совместно с международной организацией МЕМО98 провел мониторинг работы СМИ

 

Мониторинг охватывает следующие СМИ:

Электронные СМИ

 

7-й канал

31 канал

КТК

Астана

Хабар

Казахстан

Рика

Казахстан Актобе

 

Печатные СМИ

Республика

Время

Казахстанская правда

Егемен Казахстан

Жас Алаш

Ана Тили

Южный Казахстан

Айгак

Замана

Диапазон

Актюбинский вестник

 

Правовые основы

 

Любое демократическое и правовое государство заинтересовано в проведении открытых и честных выборов. Проведение таких выборов гарантирует: соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина, государственную безопасность, повышает имидж самого государства в мировом сообществе.

В выборный период роль средств массовой информации как общественного наблюдательного и контролирующего института достаточно высока. Однако это не означает, что сами средства массовой информации и их представители могут злоупотреблять своими возможностями  при освещении выборов. Законодательство любого государства имеет ряд правил и ограничений, связанных с вопросами освещения выборов, соблюдением прав избираемых лиц и избирающих граждан, которые регламентируют деятельность журналистов и СМИ при  освещении  выборного процесса.

 

В Республике Казахстан основными нормативными документами, регулирующими организацию и проведение выборов, а также устанавливающими правила поведения для наблюдателей (в том числе журналистов) и освещения выборов в СМИ,  являются:

  • Конституция Республики Казахстан,
  • Закон РК «О выборах в Республике Казахстан»,
  • Закон РК «О средствах массовой информации»,

 

В период предвыборной борьбы и выборов СМИ должны руководствоваться также решениями избирательных комиссий, нормативными актами регулирующего органа для СМИ, другими правовыми актами.

В Конституции основополагающей в этом смысле является статья 20, которая гласит: «Свобода слова и творчества гарантируются. Цензура запрещается» и «Каждый имеет право свободно получать и распространять информацию любым, не запрещенным законом способом. Перечень сведений, составляющих государственные секреты Республики Казахстан, определяется законом».

В период проведения выборов и предвыборной агитации деятельность СМИ регулируется Законом «О выборах в Республике Казахстан». Так, в статье 28 Закона сказано: «С момента окончания срока регистрации, установленного в соответствии с настоящим Конституционным законом, и до окончания агитационной кампании кандидаты, политические партии, выдвинувшие партийный список, имеют право на агитацию и пропаганду своей предвыборной программы в печати и других средствах массовой информации.

Кандидатам, политическим партиям, выдвинувшим партийные списки, гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации для проведения предвыборной агитации».

Кроме того, статья 7 Закона о СМИ определяет надлежащее поведение СМИ в период предвыборного процесса: «Средства массовой информации независимо от форм собственности обязаны осуществлять объективное освещение выборной кампании кандидатов, политических партий; воздерживаться от публикации агитационных материалов и иной информации, заведомо порочащих честь, достоинство и деловую репутацию того или иного кандидата или политической партии; предоставлять возможность указанным лицам бесплатного опубликования опровержения в защиту чести, достоинства и деловой репутации в ближайшем номере печатного издания на той же странице и в том же объеме или передаче на телевидении либо радио в такое же время.»

 

Выборный процесс условно можно разделить на два этапа – предвыборная агитация и сами выборы. Соответственно особенностям этих этапов действующее законодательство устанавливает права и обязанности для журналистов, освещающих выборный процесс.

Понятие и порядок осуществления предвыборной агитации излагаются в главе 5 Закона «О выборах в Республике Казахстан» – «Предвыборная агитация». Статья 27 этой главы определяет предвыборную агитацию как деятельность, имеющую цель побудить избирателей принять участие в голосовании за или против того или иного кандидата, политическую партию.

Вопрос участия средств массовой информации в предвыборной агитации является краеугольным камнем для СМИ, поскольку, являясь мощным агитационным ресурсом, пресса чаще используется для предвыборной агитации, и, следовательно, чаще и обвиняется в нарушении правил ее проведения.

Требования вышеприведенных законодательных актов и Закона Республики Казахстан  «О средствах массовой информации» распространяются на все агитационные материалы, независимо от формы подачи и в любых средствах массовой информации.

Практика показывает, что обвинения в проведении агитации в период ее запрещения (ст. 99 Кодекса об административных правонарушениях) связаны с публикацией до начала предвыборной агитации материалов, которые формируют общественное мнение о будущем кандидате  как о гражданине или его трудовой и общественной деятельности. Эти материалы нередко признаются судами агитационными.

Вместе с тем, следует отличать агитационные материалы от информационных. Если содержание  материалов объективно и достоверно, а также не содержит признаков предвыборной агитации, о которых мы говорили выше, то, соответственно, такая публикация должна считаться информационной. Соответственно, эта информация может публиковаться как новостная, что является законной реализацией профессиональных прав журналиста и законного права граждан знать о ходе подготовки к выборам.

 

Краткое изложение предварительных выводов

 

Официальным началом агитации было определено 3 марта.

 

Государственные вещательные компании

Из предварительных наблюдений следует отметить, что на государственных каналах в  вечернем новостном эфире значительное внимание уделялось деятельности государственных лиц с акцентом на успехи и достижения. Государственные каналы упоминали обо всех кандидатах, кроме Н. Назарбаева, вскользь, в основном в связи с решением ЦИК, которая огласила список кандидатов в президенты.

Значительная часть времени посвящалась ежегодному Посланию президента Нурсултана Назарбаева народу Казахстана от 28 января 2011 года «Построим будущее вместе», которое, по заявлению президента является его предвыборной программой.

Также значительное время было посвящено работе ЦИК (аккредитация наблюдателей, подготовка списков, расходы на те или иные предвыборные мероприятия и выборы и т.д.)

Тон освещения был преимущественно нейтральным или позитивным.

Так, например, на телеканале «Хабар» распределение времени вещания о кандидатах  распределялось следующим образом:

34,4 % – общие вопросы проведения выборов;

29% – Н. Назарбаев и партия «Нур Отан», причем практически вся информация была позитивной или нейтральной;

19,5% – Ж. Ахметбеков и  Коммунистическая народная партия Казахстана;

14% – М. Елеусизов  и экологический союз «Табигат»;

2,9% – Г. Касымов и Партия патриотов Казахстана.

                                               

Общенациональные частные телекомпании

За период  мониторинга Фонд «Адил соз» обнаружил некоторые  различия между освещением предвыборного периода частными и государственными телекомпаниями.

Они меньше давали сюжетов, касающихся Н. Назарбаева, государственной политики, и больше освещали деятельность ЦИК, транслировали мнение претендентов, говорили об их трудностях в период прохождения отбора в кандидаты. Однако, в большинстве случаев информация носила  так же, как и в государственных СМИ — нейтральный характер, или слабо-негативный.

Так, например, «31 канал» в своих новостных программах распределил эфирное время следующим образом:

32,9 % – общие вопросы проведения выборов;

60 % –  Н. Назарбаев и партия «Нур Отан»;

2,9% – Ж. Ахметбеков и  Коммунистическая народная партия Казахстана;

14% – М. Елеусизов  и экологический союз «Табигат»;

2,9% – Г. Касымов и Партия патриотов Казахстана

 

 

Печатные СМИ

 

Государственные газеты

Активно освещались формальные государственные мероприятия, акцент публикаций был сделан на позитивную оценку деятельности президента, успехи и достижения государственных структур, создание позитивного имиджа руководства государства.

Особенно показательна в этом плане региональная пресса.

Так, газета «Актюбинский вестник» просто отдала несколько полос освещению пресс-конференции Н. Назарбаева, что составило 3640 кв. см или 99%  информации, оставшийся 1% приходится на долю сообщений от ЦИК.

 

Негосударственные издания

 

Более разносторонне освещали ситуацию негосударственные издания. Публиковали материалы критического содержания, в частности, о заявлениях бывшего зятя Н.Назарбаева — Рахата Алиева по поводу предполагаемого секретного договора с Китаем о передаче казахстанских земель этой стране в долгосрочное пользование, проблемах предвыборной агитации и т.д.

Однако общий тон публикаций, пожалуй, за исключением, газеты «Голос республики» был нейтральным или слабо-негативным. Не наблюдалось  нападок одного кандидата на другого.

В качестве примера можно привести газету «Время», где 70% материалов посвящалось действующему президенту, еще 13% партии «Нур Отан», 13% – Г. Касымову, и по 1%  Ж. Ахметбекову и М. Елеусизову.

 

 

Краткие выводы

Данные дни  мониторинга  показывают крайне узкий спектр освещения политических фигур. Большинство телеканалов предпочитают нейтральную тональность в освещении расстановки политических сил и подчеркивая фактическую предопределенность исхода выборов.

Пока не наблюдалось несбалансированного и предвзятого отношения к кандидатам в президенты. Это понятно, поскольку в данный период предвыборные платформы еще не были обнародованы, и фаворит определился еще до начала предвыборной гонки.

Таким образом, можно говорить о том,  что СМИ пока не служат площадкой для публичных дебатов, споров, расследований и комментариев


Добавить комментарий

Смотрите также