Конституция Республики Казахстан признает международные правовые акты частью действующего права страны, а, значит, к ним следует относиться с должным уважением. Это относится и к международным правовым актам, связанным со сферой социальных, трудовых прав и свобод человека. В этом вопросе, увы, полной гармонии национального законодательства в области труда и международных стандартов прав человека, не наблюдается.
Необходимо отметить, что положения о запрете принудительного труда в Трудовом кодексе РК выглядит отнюдь небезупречно. Они вступают в определенное противоречие с международными правовыми актами в сфере свободного труда. Так, в частности, существует Конвенция N 29 Международной организации труда (далее – МОТ) «Относительно принудительного или обязательного труда» (Женева, 28.06.1930 г.), Конвенция Международной Организации Труда № 105 об упразднении принудительного труда (Женева, 25.06.1957 г.). Эти авторитетные международные документы, оказавшие серьезное влияние на трудовое законодательство многих государств мира, предусматривают абсолютный запрет принудительного труда и оговаривают, что для целей данных Конвенций отдельные виды труда не считаются принудительными. Это, например, труд осужденных, отбывающих наказание и привлекаемых к работам по приговору суда и под контролем государственных властей. Т.е. это не принудительный труд и его нельзя рассматривать как меру государственного принуждения.
Заслуживает внимание то обстоятельство, что сущность принудительного труда прекрасно понимали еще в советской юридической науке. Так, в частности, известный ученый А.Л. Ременсон в 60-х годах прошлого века писал о том, что труд заключенных в местах лишения свободы нельзя называть принудительным, так как он не является карой за совершенное преступление и не имеет цели причинения заключенным каких-либо страданий. По мнению А.Л. Ременсона, это обязательный, но не принудительный труд.
Вернемся к действующему Трудовому кодексу РК. Представляется, что уважаемый читатель почувствовал разницу: авторитетные документы МОТ говорят, что ряд видов труда (включая труд заключённых) не рассматриваются как труд принудительный, а отечественный законодатель полностью смещает акцент и указывает, что, хотя в целом принудительный труд запрещен, однако в ряде случаев (опять-таки применительно к тем же осужденным) это допускается. Казалось бы, какая разница? А разница есть и весьма существенная. Это не просто игра слов. Буквальное толкование статьи 7 Трудового кодекса РК позволяет сделать вывод о том, что в нашей стране допускается принудительный труд. Позволим себе процитировать эту статью «…Принудительный труд допускается только: вследствие приговора суда, вступившего в законную силу, при условии, что работа будет производиться под надзором и контролем государственных органов и что лицо, выполняющее ее, не будет уступлено или передано в распоряжение физических и (или) юридических лиц».
Нетрудно заметить, что казахстанский законодатель в данном случае сделал серьезную ошибку. Она, к сожалению, дает повод на различном уровне, в том числе и на международном, рассматривать наше государство как разрешающее принудительный труд. А как иначе истолковать формулировку Трудового кодекса РК о том, что принудительный труд допускаются?!
Удивительно, что экспертное сообщество и другие заинтересованные структуры не обратили на этот вопиющий правовой казус никакого внимания. А ведь он явно не способствует укреплению международного авторитета нашей страны.
Есть здесь и другой аспект. Если к труду привлекаются осужденные, находящиеся на пробации, каков тогда это будет труд? Ведь пробация – это не наказание, а альтернатива ему.
Выход из данной ситуации, как представляется, состоит в том, что в упомянутую статью 7 Трудового кодекса РК необходимо внести изменения, а записать примерно так: «Не является принудительным трудом труд осужденных, отбывающих наказание, а равно находящихся на пробации, если этот труд был предусмотрен законом, осуществлялся под контролем уполномоченных государственных органов и не преследовал целей коммерческой эксплуатации осужденных».
Таким образом, будет преодолено существенное расхождение между Трудовым кодексом РК и международными правовыми актами, посвященными трудовым правам человека.