• Главная
  • >
  • Миссия ОБСЕ негативно оценила подсчёт голосов на 58 из 128 наблюдаемых избирательных участков

Миссия ОБСЕ негативно оценила подсчёт голосов на 58 из 128 наблюдаемых избирательных участков

21.03.2023

Международная миссия по наблюдению за выборами ОБСЕ (ММНВ) представила заявление о предварительных результатах и выводах. Так, согласно документу, досрочные парламентские выборы 2023 года прошли в контексте реформ, начатых с целью приблизить Казахстан к проведению выборов в соответствии с международными стандартами и обязательствами ОБСЕ. Однако необходимы дальнейшие изменения в нормативно-правовой базе, чтобы обеспечить достаточную основу для проведения демократических выборов, отметили наблюдатели.

«В частности, сохраняются ограничения на осуществление гарантированных Конституцией основных свобод, и некоторым политическим группам по-прежнему не разрешается участвовать в выборах в качестве политических партий. В то время как выборы привнесли элементы конкуренции в политическую жизнь, наличие различных административных препятствий негативно сказалось на равенстве возможностей по проведению предвыборной кампании для ряда кандидатов-самовыдвиженцев. Практика снятия с регистрации создала неопределённость для кандидатов в отношении их дальнейшего участия в предвыборных состязаниях», – говорится в отчете.

В целом, по мнению наблюдателей, участники предвыборной гонки вели активную и свободную кампанию, хотя поверхностное освещение кампании в средствах массовой информации и отсутствие критических репортажей из-за широко распространённой самоцензуры снизили способность избирателей сделать осознанный выбор.

«Несмотря на то, что органы по проведению выборов провели подготовку эффективно, а голосование в целом было организовано гладко, наблюдались значительные процедурные нарушения, а важные меры безопасности часто игнорировались во время подсчёта голосов и подведения итогов, что подрывало прозрачность процесса», – отмечается в отчете.

ММНВ наблюдала за процедурой открытия на 117 избирательных участках и положительно оценила открытие на всех наблюдаемых избирательных участках, кроме трех.

ММНВ положительно оценила процесс голосования в 97% из 1201 наблюдений. Процедуры голосования в основном соблюдались, но ММНВ заметила некоторые нарушения. Хотя расположение избирательных участков было оценено, в целом, как достаточное для проведения голосования, на 3% наблюдаемых избирательных участков не была обеспечена тайна голосования, а 4% избирательных участков были переполнены людьми. Групповое голосование и фотографирование избирателями своих бюллетеней наблюдалось на 3% и 5% наблюдаемых избирательных участков соответственно.

На 16% наблюдаемых избирательных участков участковые избирательные комиссии (УИК) не сохранили открепительные удостоверения для голосования, что потенциально подрывает целостность процесса.

Неуполномоченные лица присутствовали примерно на 5% наблюдаемых избирательных участков. Тем не менее они, как правило, не вмешивались в работу УИК. Наблюдатели от политических партий и кандидатов и доверенные лица присутствовали на подавляющем большинстве наблюдаемых избирательных участков (91%), преимущественно представляя партию Amanat (84%), в то время как гражданские наблюдатели присутствовали на 82% наблюдаемых избирательных участков. Тем не менее наблюдатели не имели чёткого представления о процедурах голосования на 12% наблюдаемых избирательных участков, а наблюдатели ММНВ не смогли наблюдать за процедурами голосования без ограничений на 5% наблюдаемых избирательных участков, что негативно сказалось на прозрачности процесса и помешало содержательному наблюдению.

Несмотря на меры по облегчению доступа лиц с различными видами инвалидности к процессу голосования, независимый доступ для лиц с инвалидностью не был обеспечен на 33% наблюдаемых избирательных участков. Планировка была непригодна для избирателей с инвалидностью вследствие физических причин, и избирательный участок не был оборудован специальными принадлежностями на 9% и 6% наблюдаемых избирательных участков соответственно.

Кроме того, по данным миссии, в день выборов генеральная прокуратура получила 66 жалоб и обращений и возбудила 25 дел по обвинениям в голосовании от имени другого лица и нарушении дня тишины. Ряд политических групп и местные наблюдатели проинформировали ММНВ о подаче жалоб на воспрепятствование их наблюдательной деятельности в ЦИК и прокуратуру. Однако прокуратура не сообщила ни о каких административных делах по данным утверждениям. ЦИК не предоставила информацию о полученных и рассмотренных жалобах ни общественности, ни по запросу ММНВ.

ММНВ негативно оценила подсчёт голосов на 58 из 128 наблюдаемых избирательных участков из-за существенных процедурных ошибок и упущений. Процедуры подсчёта голосов не соблюдались, и подсчёт голосов был плохо организован в 56 случаях на наблюдаемых избирательных участках. Члены УИК не смогли объявить общее число избирателей в списке избирателей (65 случаев), определить количество выданных бюллетеней на основе подписей в списке избирателей (67 случаев) и объявить выбор избирателя по каждому бюллетеню (91 случай), пропустив важные этапы сверки и поставив под сомнение целостность избирательного. процесса подсчёта голосов.

Бюллетени не были подсчитаны до сортировки по типу выборов/кандидату/партии в 99 случаях, и общее количество бюллетеней из всех урн для голосования было больше, чем число проголосовавших избирателей в 12 случаях на наблюдаемых избирательных участках. В 32 случаях недействительные бюллетени не были определены разумным образом и в 27 случаях они не были определены последовательным образом.

В 12 случаях на избирательных участках были замечены посторонние лица, и лица, не являющиеся членами УИК, которые руководили работой УИК или вмешивались в неё. ММНВ в 8 случаях наблюдала, что официальные протоколы были предварительно подписаны членами УИК, и доказательства преднамеренной фальсификации записей в списках избирателей, результатов или протоколов. Протоколы о результатах не были заполнены полностью и заполнены карандашом в 24 случаях, а цифры не были озвучены вслух до внесения в протокол в 55 случаях. В 42 случаях из 128 наблюдаемых случаев подписанные копии протоколов не были вывешены на всеобщее обозрение.

Гражданские наблюдатели не имели чёткого представления о процедурах подсчёта голосов в 49 случаях, наблюдатели ММНВ не имели возможности наблюдать без ограничений в 38 случаях, и более чем в половине наблюдений наблюдатели не могли чётко видеть отметки избирателей на бюллетенях во время подсчёта, что подрывало прозрачность процесса подсчета голосов. В целом, процесс подсчёта голосов вызвал серьезные опасения по поводу того, были ли бюллетени подсчитаны и представлены честно, в соответствии с пунктом 7.4 Копенгагенского документа ОБСЕ 1990 года.

ММНВ негативно оценила процесс подведения итогов в 12 из 47 наблюдаемых территориальных избирательных комиссий (ТИК), главным образом из-за отсутствия прозрачности, поскольку наблюдатели не имели чёткого представления о процедурах. В 17 случаях наблюдатели ММНВ не могли наблюдать за процедурами без ограничений, а в двух случаях им не позволили полностью наблюдать за процессом подведения итогов. В четырёх случаях им было разрешено наблюдать только за подведением итогов УИК, где они наблюдали за подсчётом голосов. В одном случае наблюдатели ММНВ сообщили, что на момент их прибытия техническая служба была закрыта, и их попросили вернуться позже утром, а в одном случае им сообщили, что подведение итогов будет проводиться на более высоком уровне (ОИК).

ММНВ отметила, что условия для приёма и составления протоколов были неадекватными в 17 случаях из-за плохой организации и нехватки места и в 6 случаях из-за переполненности наблюдаемых ТИК людьми. Существенные процедурные ошибки и упущения были замечены в работе ТИК в 5 случаях. В 2 случаях ММНВ наблюдалась преднамеренная фальсификация протоколов, и в 16 случаях технические работники не вносили данные протокола УИК в сводную таблицу результатов. В 4 случаях члены УИК вносили изменения в протоколы ТИК без официального решения ТИК, а в 10 случаях УИК заполняли протоколы в помещении ТИК. Ни о каких дезагрегированных результатах выборов на региональном или местном уровне опубликовано не было.

Однако в целом, по мнению Международной миссии по наблюдению за выборами ОБСЕ, «день выборов в Казахстане прошел спокойно и организованно».

ИСТОЧНИК:

Интернет-издание Ratel.kz

https://ratel.kz/raw/missija_obse_negativno_otsenila_podschet_golosov_na_58_iz_128_nabljudaemyh_izbiratelnyh_uchastkov