Международная миссия по наблюдению за выборами ОБСЕ (ММНВ) представила заявление о предварительных результатах и выводах. Так, согласно документу, досрочные парламентские выборы 2023 года прошли в контексте реформ, начатых с целью приблизить Казахстан к проведению выборов в соответствии с международными стандартами и обязательствами ОБСЕ. Однако необходимы дальнейшие изменения в нормативно-правовой базе, чтобы обеспечить достаточную основу для проведения демократических выборов, отметили наблюдатели.
«В частности, сохраняются ограничения на осуществление гарантированных Конституцией основных свобод, и некоторым политическим группам по-прежнему не разрешается участвовать в выборах в качестве политических партий. В то время как выборы привнесли элементы конкуренции в политическую жизнь, наличие различных административных препятствий негативно сказалось на равенстве возможностей по проведению предвыборной кампании для ряда кандидатов-самовыдвиженцев. Практика снятия с регистрации создала неопределённость для кандидатов в отношении их дальнейшего участия в предвыборных состязаниях», – говорится в отчете.
В целом, по мнению наблюдателей, участники предвыборной гонки вели активную и свободную кампанию, хотя поверхностное освещение кампании в средствах массовой информации и отсутствие критических репортажей из-за широко распространённой самоцензуры снизили способность избирателей сделать осознанный выбор.
«Несмотря на то, что органы по проведению выборов провели подготовку эффективно, а голосование в целом было организовано гладко, наблюдались значительные процедурные нарушения, а важные меры безопасности часто игнорировались во время подсчёта голосов и подведения итогов, что подрывало прозрачность процесса», – отмечается в отчете.
ММНВ наблюдала за процедурой открытия на 117 избирательных участках и положительно оценила открытие на всех наблюдаемых избирательных участках, кроме трех.
ММНВ положительно оценила процесс голосования в 97% из 1201 наблюдений. Процедуры голосования в основном соблюдались, но ММНВ заметила некоторые нарушения. Хотя расположение избирательных участков было оценено, в целом, как достаточное для проведения голосования, на 3% наблюдаемых избирательных участков не была обеспечена тайна голосования, а 4% избирательных участков были переполнены людьми. Групповое голосование и фотографирование избирателями своих бюллетеней наблюдалось на 3% и 5% наблюдаемых избирательных участков соответственно.
На 16% наблюдаемых избирательных участков участковые избирательные комиссии (УИК) не сохранили открепительные удостоверения для голосования, что потенциально подрывает целостность процесса.
Неуполномоченные лица присутствовали примерно на 5% наблюдаемых избирательных участков. Тем не менее они, как правило, не вмешивались в работу УИК. Наблюдатели от политических партий и кандидатов и доверенные лица присутствовали на подавляющем большинстве наблюдаемых избирательных участков (91%), преимущественно представляя партию Amanat (84%), в то время как гражданские наблюдатели присутствовали на 82% наблюдаемых избирательных участков. Тем не менее наблюдатели не имели чёткого представления о процедурах голосования на 12% наблюдаемых избирательных участков, а наблюдатели ММНВ не смогли наблюдать за процедурами голосования без ограничений на 5% наблюдаемых избирательных участков, что негативно сказалось на прозрачности процесса и помешало содержательному наблюдению.
Несмотря на меры по облегчению доступа лиц с различными видами инвалидности к процессу голосования, независимый доступ для лиц с инвалидностью не был обеспечен на 33% наблюдаемых избирательных участков. Планировка была непригодна для избирателей с инвалидностью вследствие физических причин, и избирательный участок не был оборудован специальными принадлежностями на 9% и 6% наблюдаемых избирательных участков соответственно.
Кроме того, по данным миссии, в день выборов генеральная прокуратура получила 66 жалоб и обращений и возбудила 25 дел по обвинениям в голосовании от имени другого лица и нарушении дня тишины. Ряд политических групп и местные наблюдатели проинформировали ММНВ о подаче жалоб на воспрепятствование их наблюдательной деятельности в ЦИК и прокуратуру. Однако прокуратура не сообщила ни о каких административных делах по данным утверждениям. ЦИК не предоставила информацию о полученных и рассмотренных жалобах ни общественности, ни по запросу ММНВ.
ММНВ негативно оценила подсчёт голосов на 58 из 128 наблюдаемых избирательных участков из-за существенных процедурных ошибок и упущений. Процедуры подсчёта голосов не соблюдались, и подсчёт голосов был плохо организован в 56 случаях на наблюдаемых избирательных участках. Члены УИК не смогли объявить общее число избирателей в списке избирателей (65 случаев), определить количество выданных бюллетеней на основе подписей в списке избирателей (67 случаев) и объявить выбор избирателя по каждому бюллетеню (91 случай), пропустив важные этапы сверки и поставив под сомнение целостность избирательного. процесса подсчёта голосов.
Бюллетени не были подсчитаны до сортировки по типу выборов/кандидату/партии в 99 случаях, и общее количество бюллетеней из всех урн для голосования было больше, чем число проголосовавших избирателей в 12 случаях на наблюдаемых избирательных участках. В 32 случаях недействительные бюллетени не были определены разумным образом и в 27 случаях они не были определены последовательным образом.
В 12 случаях на избирательных участках были замечены посторонние лица, и лица, не являющиеся членами УИК, которые руководили работой УИК или вмешивались в неё. ММНВ в 8 случаях наблюдала, что официальные протоколы были предварительно подписаны членами УИК, и доказательства преднамеренной фальсификации записей в списках избирателей, результатов или протоколов. Протоколы о результатах не были заполнены полностью и заполнены карандашом в 24 случаях, а цифры не были озвучены вслух до внесения в протокол в 55 случаях. В 42 случаях из 128 наблюдаемых случаев подписанные копии протоколов не были вывешены на всеобщее обозрение.
Гражданские наблюдатели не имели чёткого представления о процедурах подсчёта голосов в 49 случаях, наблюдатели ММНВ не имели возможности наблюдать без ограничений в 38 случаях, и более чем в половине наблюдений наблюдатели не могли чётко видеть отметки избирателей на бюллетенях во время подсчёта, что подрывало прозрачность процесса подсчета голосов. В целом, процесс подсчёта голосов вызвал серьезные опасения по поводу того, были ли бюллетени подсчитаны и представлены честно, в соответствии с пунктом 7.4 Копенгагенского документа ОБСЕ 1990 года.
ММНВ негативно оценила процесс подведения итогов в 12 из 47 наблюдаемых территориальных избирательных комиссий (ТИК), главным образом из-за отсутствия прозрачности, поскольку наблюдатели не имели чёткого представления о процедурах. В 17 случаях наблюдатели ММНВ не могли наблюдать за процедурами без ограничений, а в двух случаях им не позволили полностью наблюдать за процессом подведения итогов. В четырёх случаях им было разрешено наблюдать только за подведением итогов УИК, где они наблюдали за подсчётом голосов. В одном случае наблюдатели ММНВ сообщили, что на момент их прибытия техническая служба была закрыта, и их попросили вернуться позже утром, а в одном случае им сообщили, что подведение итогов будет проводиться на более высоком уровне (ОИК).
ММНВ отметила, что условия для приёма и составления протоколов были неадекватными в 17 случаях из-за плохой организации и нехватки места и в 6 случаях из-за переполненности наблюдаемых ТИК людьми. Существенные процедурные ошибки и упущения были замечены в работе ТИК в 5 случаях. В 2 случаях ММНВ наблюдалась преднамеренная фальсификация протоколов, и в 16 случаях технические работники не вносили данные протокола УИК в сводную таблицу результатов. В 4 случаях члены УИК вносили изменения в протоколы ТИК без официального решения ТИК, а в 10 случаях УИК заполняли протоколы в помещении ТИК. Ни о каких дезагрегированных результатах выборов на региональном или местном уровне опубликовано не было.
Однако в целом, по мнению Международной миссии по наблюдению за выборами ОБСЕ, «день выборов в Казахстане прошел спокойно и организованно».
ИСТОЧНИК:
Интернет-издание Ratel.kz