45 отказов в 12-ти городах страны – таков результат попыток гражданских активистов добиться от местных властей разрешения на проведение митингов против строительства в Казахстане атомных электростанций в день общенационального референдума по данному вопросу.
6 октября в Казахстане пройдёт референдум по вопросу строительства в Казахстане атомных электростанций. Этот вопрос крайне болезненно воспринимается в стране, на территории которой в бытность СССР сорок лет действовал Семипалатинский ядерный полигон, последствия ядерных испытаний на котором сказываются до сих пор. Против этой аналогии следует возражение о том, что во время холодной войны советский военно-промышленный комплекс испытывал на казахстанской земле атомное оружие, а теперь мы в независимом Казахстане будем получать из отечественной урановой руды получать отечественную же электроэнергию.
Однако этот аргумент звучит не слишком убедительно при огляде постсоветского пространства, где наш северный сосед вот уже почти три года ведёт полномасштабную агрессивную войну против своего западного соседа, постоянно угрожая ей и поддерживающему её коллективному Западу применением ядерного оружия. Последний по времени раз эти угрозы прозвучали на прошлой неделе в форме сообщения Кремля об изменении им своей ядерной доктрины, в которой номинально оборонительные положения заменены на откровенно наступательные.
Да ведь и без всяких там доктрин весь мир с ужасом взирает на военные действия вблизи Чернобыльской и Запорожской АЭС на украинской территории, а теперь уже и Курской АЭС на российской территории. Дело в том, что для возникновения атомной катастрофы с радиационного заражения местности совсем не обязательно взывать атомную бомбу, зато более чем достаточно разбомбить обычными снарядами вполне себе мирный атомный реактор. Да ведь и без всякой там войны на нашей памяти происходил техногенные катастрофы в Чернобыле и Фукусиме, не говоря уже о неизбежном экологическом ущербе степному озеру Балхаш, на берегу которого собираются строить первую казахстанскую АЭС.
Возвращаясь к казахстанско-российскому аспекту данной проблемы, никак невозможно обойти стороной имеющиеся сведения (пусть даже только предположения, но такие, в которые почему-то верится сходу) об активном лоббировании казахстанского атомного проекта российской госкомпанией «Росатом». В этой связи приурочивание даты референдума к дню рождению президента РФ Владимира Путина и проведение с 26 сентября по 7 октября на одном из военных полигонов в Алматинской области командно-штабных учений миротворческих сил ОДКБ трудно считать простым совпадением.
На этом фоне желание политически и экологически активных граждан Казахстана публично выразить своё негативное отношение к проталкиваемой властями в угоду агрессивному северному соседу идее строительства АЭС выглядит проявлением казахстанского патриотизма, препятствование каковому со стороны местных властей и силовиков заставляет вспомнить название книги старого казахского диссидента Каришала Асанова о «Не верь улыбке президента или О призраке суверенитета». За 32 года, прошедшие со времени написания той книги и последовавшей за этим арестно-следственной и судебной эпопее её автора, президент в Казахстане худо-бедно поменялся, а вот обращение властей «нового Казахстана» со своими оппонентами мало чем отличается от царившего в «старом Казахстане».
Наиболее жёстким на сегодня подтверждением этому наблюдению в приложении к предстоящему референдуму следует считать задержание в Алматы 30.09 (ровно за неделю до опросно-выборного мероприятия!) 12-ти активистов, выступавших против строительства АЭС (см. об этом по ссылке). Другим таким подтверждением является синхронный отказ акиматов 12-ти городов Казахстана согласовать 45 поданных на протяжении сентября месяца уведомлений о проведении митингов по главной теме предстоящего референдума.
Этот подсчёт осуществили члены правозащитно-мониторинговой группы «Активисты – не экстремисты». Согласно собранным мониторами сведениям, во всех 12-ти городах (8 областных центров и 3 города республиканского значения) уведомления о намерении провести митинг подавались отнюдь не единожды, а по 3-4 раза. Исключение составил небольшой индустриальный город Риддер (ВКО), где местный активист Назар Асаинов (почти однофамилец упомянутого в этом обзоре покойного диссидента Каришала Асанова) подавал уведомление на митинг один раз.
Однако независимо от статуса города и количества поданных уведомлений ответы на все обращения были одинаковы: отказ в согласовании митинга. Некоторое разнообразие наблюдалось лишь в выборе причины (повода или предлога) для отказа:
● ранее согласованные мероприятия на указываемых заявителями площадках (Астана и Караганда);
● проведение работ по благоустройству территории на указанной заявителем площадке (Семей);
● предоставление заявителем неполной информации о себе (Уральск и Шымкент);
● неуказание заявителем регламента проведения собрания (Петропавловск);
● действующий режим чрезвычайной ситуации природного характера местного масштаба с 29 марта 2024 года в Актобе (а propos: возможно ли такое, чтобы самый крупный город западной части Казахстана жил в режиме ЧС целых полгода?);
● запрет на агитацию в день проведения референдума и в предшествующий ему день (Кокшетау и Костанай).
Последние два случая – единственные, когда при отказе в согласовании митинга на тему референдума упоминается сам референдум, тогда как в предпоследнем случае мотив отказа можно назвать самым оригинальным, остальные же предлоги вызывают зевоту своей банальностью. Но во всех этих случаях мотивы хотя бы названы, тогда как в городе Риддере активисту отказали, указав на то, что его уведомление не соответствует требованиям законодательства, однако не указали, каким именно требованиям оно не соответствует. Почти как в известной шутке про социологические опросы, когда вариант ответа «затрудняюсь ответить» перефразируется как «затрудняюсь подумать». В данном случае чиновники затруднились придумать хоть какой-нибудь, пусть даже самый ерундовый предлог для отказа.
В завершение данного обзора отмечу, что порочная практика отказа акиматами от согласования уведомлений о проведении митингов или одиночных пикетов отнюдь не является чем-то уникальным в плане референдумов или выборов, которые проводятся в Казахстане не так уж часто. В использованном нами выше сообщении мониторинговой группы по свободе мирных собраний «Активисты – не экстремисты» приводятся не только свежие данные по отказам в проведении митингов к референдуму, но и общая статистика за последние 4 года и 2 месяца (полтора года в старом Казахстане + 2 года и 9 месяцев в новом).
Согласно этим данным, за период с 30 июня 2020 г. по 30 сентября 2024 г. зафиксировано 685 отказов в проведении митингов, шествий и пикетов в 22-х населённых пунктах Казахстана, из какового числа 107 отказов было получено в текущем 2024 году, который ещё даже не завершился.