Казахстан ужесточает контроль в соцсетях – объясняем по пунктам, что вводит новый законопроект
  • Главная
  • >
  • Казахстан ужесточает контроль в соцсетях – объясняем по пунктам, что вводит новый законопроект

Казахстан ужесточает контроль в соцсетях – объясняем по пунктам, что вводит новый законопроект

11.12.2025

Поправки жёстко меняют интернет-реальность: анонимы – под контролем, детям закрывают доступ, платформам грозят штрафы и блокировки.

Казахстан приготовил самое серьёзное за последние годы ужесточение правил для соцсетей, онлайн-платформ и медиасервисов: от раскрытия личностей анонимных Telegram-каналов, Instagram-пабликов, YouTube-каналов и возрастных ограничений для подростков до новых штрафов за контент и требований к зарубежным компаниям открыть представительства в стране.

Поправки переписывают сразу несколько законов, кодексов и способны резко изменить привычные правила игры для пользователей, блогеров, прессы и IT-бизнеса.

BES.media вместе с экспертами изучил документы и объясняет по пунктам, что именно меняется и что ждёт казахстанских юзеров.

какие законы переписывают

Проект поправок называется “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам онлайн-платформ и масс-медиа”. Власти собирают мнения казахстанцев на портале “Открытые НПА” до 29 декабря этого года. Зайти и высказать своё отношение к поправкам может любой гражданин Казахстана.

Документ меняет сразу несколько крупных нормативных актов: Гражданский кодекс, Гражданско-процессуальный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), а также профильные законы “Об онлайн-платформах и онлайн-рекламе” и “О масс-медиа”.

Инициатива во многом обусловлена поручениями президента: в январе 2025 года Касым-Жомарт Токаев потребовал ввести ответственность для платформ за распространение “деструктивного контента”, а в марте на заседании Национального курултая призвал пресекать “неприемлемые действия в социальных сетях, связанные с оскорблением, унижением чести и достоинства граждан”.

давление на соцсети: открытие представительств в казахстане, запреты и угрозы блокировок

Одно из ключевых новшеств – требование к крупным онлайн-платформам открыть официальное представительство в Казахстане. Фактически государство хочет, чтобы компании, такие как Meta, присутствовали в стране физически, как это в своё время сделал TikTok.

Действующий закон уже обязывал, чтобы зарубежные соцсети с аудиторией свыше 100 тысяч казахстанских пользователей в сутки назначали своего юридического представителя для взаимодействия с уполномоченным органом, однако впоследствии это требование отменили.

Теперь предлагается пойти дальше: владельцы платформ должны не только назначать представителя, но и зарегистрировать представительство компании в РК. Этот филиал будет представлять интересы платформы в отношениях с государством. Поправки также наделяют министерство культуры и информации полномочиями утверждать правила мониторинга онлайн-платформ и ограничения доступа к ним.

Для справки. Хотя в самих поправках определения “онлайн-платформа” нет, они отсылают к закону РК “Об онлайн-платформах и онлайн-рекламе”. Поэтому под онлайн-платформами понимаются интернет-сервисы, где пользователи могут создавать и распространять контент, взаимодействовать с другими пользователями, а среднесуточная аудитория в Казахстане превышает 100 тысяч пользователей. По сути, это все популярные социальные сети, такие как TikTok и Instagram, и видеохостинговые платформы вроде YouTube.

Кстати, TikTok уже имеет официальный офис в Казахстане.

Сейчас в соцсетях запрещено размещать призывы к насилию, экстремизму, порнографический контент, торговать наркотиками, устраивать кибербуллинг в отношении детей, призывать к нарушению территориальной целостности и так далее. Всё это под запретом.

Важно: в предлагаемых поправках Казахстан хочет, чтобы сами соцсети в течение суток после получения предписания удаляли любую информацию, признанную незаконной.

Однако для пользователей соцсетей законодатели предусморели “плюшку”: каждый юзер имеет право обращаться не только к владельцу онлайн-платформы или его представителю, но и в представительство компании с требованиями соблюдения своих прав.

В поправках впервые вводится запрет на регистрацию в соцсетях детям до 16 лет, но в мессенджерах, таких как WhatsApp, Telegram, – разрешается.

Сколько лет человеку, очевидно, выяснять должны сами платформы – например, через верификацию возраста при регистрации. Ответственность коснётся и самих подростков, которым формально будет нельзя создавать аккаунты.

От возрастного ценза власти ожидают повышения безопасности детей, однако юристы считают норму в предложенной форме неэффективной.

“Про доступ детей к онлайн-платформам понятно, но разве соцсети это уже не регулируют? И в чём смысл, если можно подключиться через родителей? Большинство соцсетей уже имеют встроенные возрастные ограничения, зачем потребовалось это дублировать? Ну и плюс норма будет работать только формально, но не защищать детей на практике. Если цель – защита детей, то это зона ответственности родителей”, – считает юрист общественного фонда “Правовой медиа-центр” Гульмира Биржанова.

К слову, запрет на работу детям курьерами или на поездки на арендных самокатах не работает. Всё происходит именно так, как говорит юрист: некоторые родители регистрируют аккаунты на себя и передают в пользование своему ребёнку.

Важным блоком поправок являются меры воздействия на непокорные соцсети. Если онлайн-платформа не выполнит требования закона, то уполномоченный орган вправе ограничить его деятельность на территории Казахстана. А в случае неисполнения предписаний властей (например, об удалении противоправного контента) доступ к ресурсу могут заблокировать.

Для крупных онлайн-платформ обязанность открыть официальное представительство и модерировать казахстанский сегмент означает дополнительные затраты и создание юридических лиц в Казахстане. Компании типа Meta и Google должны будут регистрировать филиалы или назначать уполномоченных агентов, а также, возможно, нанимать локальных специалистов. Юрист считает, что гиганты, скорее, предпочтут уйти с территории РК.

“У государства нет реального инструмента заставить платформу подчиниться, кроме как ограничить доступ, замедлить трафик или заблокировать. Крупные платформы не имеют обязательств открывать представительства в Казахстане. Meta и YouTube просто уйдут. Наш рынок для них недостаточно крупный, и им не нужно попадать под юрисдикцию Казахстана. Проиграют только государство и мы, пользователи”, – сказала Гульмира Биржанова.

запрет на анонимность

Отдельное нововведение направлено на пользователей, скрывающихся под псевдонимами. Законопроект вводит понятие “анонимный пользователь онлайн-платформы” – это пользователь, прошедший регистрацию без предоставления своих персональных данных.

Анонимно жить в соцсетях и мессенджерах можно, пока не наберётся более 5000 подписчиков. Как только достигается лимит по фолловерам, пользователю нужно будет “направить в уполномоченный орган сведения, позволяющие их идентифицировать”.

Для рядовых пользователей эти требования не будут напрямую ощутимы, однако популярным блогерам и администраторам крупных пабликов и Telegram-каналов придётся сообщить о себе властям Казахстана либо рисковать получением санкций.

Если популярных анонимных авторов заставят раскрыть свои данные, это может охладить желание открыто высказываться на острые темы из-за страха преследования. Кто-то может предпочесть удалиться из публичного поля или снизить активность, чтобы не пересечь порог в 5000 подписчиков.

“Опять всех под одну гребёнку. Есть такое понятие как “право на анонимность”, и если действительно интересует распространение противоправного контента от конкретного пользователя, то государство может легко обратиться в правоохранительные органы, чтобы им предоставили данные по IP-адресу. В документе прописано: “анонимный пользователь онлайн-платформы – пользователь онлайн-платформы, прошедший идентификацию на онлайн-платформе без предоставления персональных данных”. Эта формулировка юридически бессмысленна. Проблемой остаётся пространство для произвольного толкования. Вспомним поправки несколько лет назад в Закон “О связи”, когда СМИ обязали идентифицировать пользователей форума на сайтах. Это привело к тому, что разделы “Форум” закрыли. Всё это ведёт к цензуре, угрожает свободе выражения мнения и безопасности пользователей”, – считает Гульмира Биржанова.

Борьба с инфоцыганами

В пакете поправок есть и борьба с инфоцыганами. Если человек проводит курсы, даёт советы или обучает чему-то в сети, ему нужно будет подтвердить свою квалификацию при помощи диплома или сертификата о профильном образовании.

В связи с растущим количеством онлайн-коучей и тренеров “успешного успеха” власти пытаются регулировать эту сферу, чтобы пользователи не попадали в лапы инфоцыган.

В октябре депутат мажилиса Айдос Сарым вместе с другими парламентариями обращался в министерство культуры и информации и высказывался о растущем количестве шарлатанов в социальных сетях, называя ситуацию “духовной пандемией”. Теперь министерство предложило внести маркировку информации об оккультных услугах.

“Согласимся, что под видом образовательных онлайн-продуктов часто предлагается низкокачественный контент, а услуги гадалок, тарологов и ясновидящих так активно продвигаются среди населения, что уже становятся частью бизнес-практик. При распространении продукции масс-медиа, содержащей информацию об оккультных услугах или иных аналогичных услугах, необходимо сопровождать такую продукцию уведомлением о том, что сведения, содержащиеся в ней, носят исключительно развлекательный характер и не имеют научного или практического подтверждения”, – считает медиа-юрист Ольга Диденко.

Контент про эзотерику – гадания, магию, нумерологию и так далее – нужно будет маркировать специальным предупреждением, что информация “развлекательная и не имеет научного подтверждения”. Таким образом также хотят защитить людей от обмана и ложных обещаний целителей и экстрасенсов.

Ответственных за распространение клеветы и порочащих сведений через соцсети будут наказывать так же, как и СМИ.

За мат и приставание в соцсетях будут наказывать по статье “Мелкое хулиганство”. Таким образом, публичные оскорбления, хамство и издевательства, если они происходят в интернете (например, в комментариях или стримах), будут квалифицироваться полицией как мелкое хулиганство и наказываться штрафом или арестом до 15 суток.

По мнению Гульмиры Биржановой, в отношении свободы слова тоже есть двоякий эффект: борьба с оскорблениями и клеветой в Сети защитит честь и достоинство граждан, однако грань между оскорблением и резкой критикой нередко бывает субъективной. Эксперт считает, что ужесточение наказаний за брань и эмоциональные высказывания может привести к самоцензуре: пользователи станут осторожнее высказываться, опасаясь, что их пост или комментарий может повлечь ответственность.

какие наказания за распространение фото

В КоАП также вводится новое наказание за нарушение права на изображение для тех, кто опубликовал или распространил фотографию или видео с изображением другого человека без его согласия, если только закон не освобождает от получения согласия. За несанкционированную съёмку гражданина и выкладывание ролика в Сеть может грозить административный штраф для физлиц – 30 МРП (в 2025 году МРП – 3932 тенге), для организаций – от 60 до 200 МРП.

“По общему правилу распространение изображений, если вы не позировали за деньги, – только с вашего согласия. Однако для СМИ и для пользователей онлайн-платформ действуют исключения, при которых не нужно получать согласие: если вы находитесь на массовых мероприятиях, в публичных местах и пространствах, если изображаемое лицо осуществляет свою профессиональную или служебную деятельность, а также если само выложило в Сеть своё изображение”, – объяснила Ольга Диденко.

По словам юриста, авторы поправок объяснили необходимость изменений злоупотреблениями, так как фото госслужащих стали публиковать без согласия, даже если изображение касается частной жизни. Эти фото изменяют, превращают в коллажи, мемы и так далее.

“Поправки в статью 14 Закона РК “О масс-медиа” уточнят, что если распространяемая информация содержит изображение лица и сведения, связанные со служебной и (или) публичной деятельностью такого лица, она не требует согласия на распространение, за исключением случаев использования изображения лиц, не относящихся к осуществлению такой деятельности. Что значит, что публиковать изображение госслужащего на рабочем месте или на совещании можно будет без согласия, а вот фото, например, с тоя или встречи одноклассников уже не будет подпадать под такое исключение”, – пояснила Ольга Диденко.

Что касается создания в СМИ коллажей или карикатур с изображениями лиц чиновников, юрист уточнила, что это допускается, если используются официальные, а не личные фото, поскольку поправку об изменении изображения убрали.

Как хотят наказывать Instagram и другие соцсети

Как дополнение к вышеописанным обязанностям платформ вводят санкции для их представителей в Казахстане. КоАП дополняется новой статьёй “Нарушение законодательства об онлайн-платформах”. В частности, если анонимный пользователь, у которого более 5000 подписчиков, не предоставит данные для идентификации, ему грозит предупреждение или штраф для физлиц – 20 МРП (в 2026 году это 86 500 тенге), при повторном нарушении – 40 МРП (173 000 тенге в 2026 году). Для таких компаний как Meta штрафы больше.

Также зафиксирована ответственность самого представительства платформы: за неисполнение предписания уполномоченного органа по удалению противоправного контента хотят штрафовать компании на сумму от 50 до 200 МРП (от 216 250 до 865 000 тенге в 2026 году), а при повторном нарушении – до 400 МРП (1 730 000 тенге в 2026 году). По сути, это административные штрафы для компаний – владельцев соцсетей в случае отсутствия реакции на требование удалить запрещённый материал.

маркировка ответов госорганов

Для СМИ также вводится обязанность маркировать официальный ответ органов власти в статье пометкой “официальный ответ государственного органа”.

“На практике СМИ и так маркируют все ответы госорганов в своих публикациях, указывая, что это ответ, комментарий, позиция или мнение госоргана по конкретной ситуации. Это требуется для того, чтобы представить в публикации все точки зрения по конкретной проблеме, дать возможность всем сторонам высказаться. Однако надо признать, что ответы госорганов на запросы СМИ не всегда полные, корректные и верные. И если от СМИ требуют маркировать официальные ответы государственных органов, то можно ли обязать госорганы отвечать полностью, корректно и предоставлять всю информацию, которая запрашивается по данному запросу?” – задалась вопросом Ольга Диденко.

По мнению Гульмиры Биржановой, особое выделение официальной информации несёт риски административного вмешательства в редакционную работу и усиление контроля над информацией.

“По замыслу министерства любую позицию госорганов должны были выделить как официальную, чтобы отделить от журналистского материала. Но они забывают о качестве ответов госорганов. Лучше бы обязали так маркировать государственный информационный заказ”, – считает Гульмира Биржанова.

новые требования для ТВ

Что касается телерадиокомпаний, то вводится наказание за несоблюдение языковых квот в еженедельном объёме вещания – отечественные телерадиоканалы обязаны не менее 55% эфира давать на государственном языке, и если по итогам недели доля меньше, регулятор сможет выписать предупреждение или штраф должностным лицам и компаниям. Кроме того, расширяется ответственность телеканалов за доступность эфира для людей с инвалидностью – штраф теперь будет грозить не только за отсутствие сурдоперевода в новостях, но и в обязательных сообщениях. Например, экстренных объявлениях.

Возможность удаления неугодных властям видео и контроль netflix

В Закон “О масс-медиа” вводятся термины “аудиовизуальный канал” и “аудиовизуальная платформа”. Клипы, сюжеты, передачи, которые имеют определённую последовательность для просмотра, за исключением традиционных эфирных теле- и радиоканалов, размещаются на интернет-ресурсе или софте, предоставляя абонентам доступ к их просмотру.

Для их регулирования добавляется термин “оператор по распространению аудиовизуальных каналов” – физическое или юрлицо, получившее лицензию на такой вид деятельности, которую будет выдавать министерство культуры и информации Казахстана. Появление этих норм означает, что онлайн-кинотеатры выделены в отдельный лицензируемый вид деятельности.

По мнению юриста, слишком жёсткое регулирование способно отпугнуть технологический бизнес и инвесторов: международные IT-платформы могут ограничить свои услуги или не запускать новые функции в Казахстане, опасаясь ответственности. А контент сервисов, которые согласились и остались, могут проредить.

“Это может привести к фактической цензуре контента, так как представитель будет вынужден исполнять требования госорганов: удалять фильмы и ограничивать доступ к чувствительным темам, возможно, фильтровать фильмы на политические тематику. Особенно на фоне появившихся у нас терминов “защита нравственности”, “традиционные ценности”. Вице-министр культуры Евгений Кочетов, например, уже говорил, что если экспертиза установит наличие элементов продвижения “нетрадиционных сексуальных отношений”, то решение о блокировке таких материалов будет приниматься в судебном порядке. Как итог – библиотека крупных онлайн-кинотеатров может быть существенно урезана и недоступна для казахстанцев. Как следствие, люди могут уйти к пиратским сервисам”, – считает Гульмира Биржанова.

Юрист опасается, что под предлогом борьбы с деструктивным контентом может подавляться и удаляться любая неугодная властям повестка.

чем государство оправдывает поправки

Предлагаемые изменения несут значимые последствия для всех участников цифровой экосистемы – от глобальных корпораций до рядовых пользователей и органов власти. Казахстанские власти мотивируют поправки насущной необходимостью реагировать на бурный рост интернет-активности и связанные с этим угрозы. По данным властей, только за 2024 год мониторинг выявил 78 539 материалов противоправного характера на онлайн-платформах, из которых удалено лишь 19 120 (24,3%). То есть четверть незаконного контента остаётся доступным, несмотря на существующие механизмы.

Почему это важно

Поправки о праве на изображение предполагают, что чиновников можно снимать только на рабочем месте, а всё остальное – личная сфера. Но именно поведение вне кабинета часто раскрывает общественно важные факты: незадекларированный бизнес, роскошный образ жизни, наличие токал.

Институт репутации в Казахстане по-прежнему слаб: скандальные чиновники продолжают получать новые должности – как в Алматинской области, где грубивший жителям экс-аким стал руководителем управления, а замакима после оскорбления в адрес людей с инвалидностью не был уволен.

Кроме того, право на изображение способно затронуть и обычных граждан: люди часто фиксируют на улице ДТП, приставания, нападения или другие правонарушения. Такие видео помогают отстаивать справедливость и привлекать виновных к ответственности. Если любая съёмка будет легко трактоваться как нарушение “личных прав”, общество рискует потерять ещё один механизм защиты.

Что касается социальных сетей и видеоплатформ, у которых требуют зарегистрироваться и иметь представительство в Казахстане: для мировых компаний рынок в 20 млн пользователей – не тот масштаб, из-за которого кто-то будет менять бизнес-модель. В итоге сервисы могут просто уйти, а казахстанцы останутся с ограничениями, VPN и цифровой изоляцией по примеру соседей в России.

Контроль контента онлайн-кинотеатров – по сути прямая цензура. Государство получает возможность решать, что люди могут смотреть, а что – нет. А это уже больше похоже не на защиту, а на ограничение доступа к информации.

ИСТОЧНИК:

Интернет-издание Bes.media

https://bes.media/news/kazahstan-uzhestochaet-kontrol-v-sotssetyah-obyasnyaem-po-punktam-chto-vvodit-noviy-zakonoproekt