По запросу Специального докладчика ООН по вопросу пыток правозащитники подготовили и направили доклад о том, на каком этапе в последний год находилась заявленная государством политика «нулевой терпимости» к пыткам.
После трагедии кровавого января 2023 года и последовавшей волны пыток в отношении задержанных и арестованных Казахстан попал в сферу особого внимания органов ООН, ответственных за борьбу с пытками и жестоким обращением.
Конечно, в зонах военных конфликтов и не то происходит, однако для страны, не находящейся в состоянии войны, масштабы применения пыток не могли не вызвать вопросы. Да, государство сделало выводы и даже стало предпринимать шаги, чтобы восстановить значительно подпорченный насилием имидж. Однако, как считают правозащитники, сделать можно было бы гораздо больше, если уроки января действительно усвоены.
Коалиция НПО Казахстана против пыток совместно с партнерскими организациями – Международным партнерством по правам человека (штаб-квартира в Бельгии) и Всемирной организацией против пыток (штаб-квартира в Швейцарии) подготовили и направили 9 мая доклад по ситуации по борьбе с пытками за период с июля 2024 по май 2025 года по запросу Специального докладчика ООН по вопросам пыток.
Несмотря на обязательства перед ООН, Казахстан продолжает сталкиваться с системными нарушениями прав задержанных — от пыток до отсутствия эффективного расследования. В Казахстане продолжаются случаи жестокого обращения и пыток в отношении задержанных и заключённых. В стране до сих пор не создан независимый орган для расследования пыток, как того требуют международные стандарты. Хотя часть полномочий была передана Генеральной прокуратуре, заявления, связанные с жестоким обращением, продолжает расследоваться полицией — структурами, сотрудники которых зачастую сами являются фигурантами этих дел – приводятся краткие выводы из доклада. «Большинство дел о пытках прекращаются за недоказанностью, редко доходят до суда, и жертвы не могут получить компенсацию», — отмечается в документе.
Как позитивный шаг можно расценить, что в 2023 году были внесены изменения в законодательство, отменяющие возможность освобождения от уголовной ответственности за пытки на основании амнистии, сроков давности, деятельного раскаяния и примирения сторон. Однако, несмотря на эти изменения, в практике остаются случаи, когда должностные лица, причастные к пыткам, избегают ответственности из-за отсутствия эффективных механизмов привлечения к ответственности и недостаточной независимости следственных органов. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан предусматривает возможность заключения процессуальных соглашений, включая соглашения о признании вины, даже по делам о тяжких преступлениях, включая пытки.
По информации правозащитных организаций, большинство дел о пытках прекращается на стадии доследственной проверки или на основании ст. 35 УПК РК (за недоказанностью). Так что количество обвинительных приговоров по ст. 146 (пытки) крайне мало и не отражает реального масштаба проблемы.
С другой стороны, Конституцией РК и УПК установлен запрет на использование доказательств, полученных незаконным путём, тем не менее, в суде такие доказательства редко признаются недопустимыми, особенно если они сопровождаются «добровольными признаниями».
Также в документе подчеркивается, что действующее определение пытки в Уголовном кодексе РК не соответствует Конвенции ООН, а сексуальные формы пытки не выделены как отдельная квалификация. Это создает пробелы в защите жертв и препятствует эффективному правосудию. Доклад также затрагивает и другие проблемы — от условий содержания в тюрьмах до недостаточной защиты женщин и лиц, ищущих убежище.
Казахстан является участником Конвенции ООН против пыток и ратифицировал её Факультативный протокол в 2008 году. Однако, как подчеркивают авторы доклада, до сих пор не принят отдельный закон о Национальном превентивном механизме (НПМ), обеспечивающий его независимость и эффективность.