• Главная
  • >
  • Анализ национального и международного законодательства по защите прав людей с нарушением зрения

Анализ национального и международного законодательства по защите прав людей с нарушением зрения

04.05.2018

Содержание:

Введение

  1.  Обзор международных стандартов, положений международного права.
  2.  Анализ национального законодательства- 7 стр.
  3. Сравнительный анализ и выводы
  4. Рекомендации –11 стр.

Введение.

На протяжении исторического развития человечества люди с инвалидностью[1] в большинстве случаев не принимали активное и/или пассивное участие в общественных отношениях. Также люди с инвалидностью не являлись полноценными пользователями юридических, социальных, медицинских и образовательных услуг, которые предоставлялись обществом и государством.

В современном мире люди со специальными потребностями при участии общества и государства либо самостоятельно инициируют продвижение своих прав и законных интересов, а также обеспечение недискрминационного обращения в отношении их.

Дискриминация де‑юре и дискриминация де‑факто в отношении лиц с различными формами инвалидности может быть в лишении возможности получения образования, также сегрегации и изоляции путем применения физических и социальных барьеров.

По соображениям экспертов международного пакта по экономическим, социальным и культурным правам  “дискриминация по признаку инвалидности” может определяться как включающая любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, или же отказ в создании разумных условий на основе инвалидности, которая приводит к сведению на нет или затруднению признания, осуществления или использования экономических, социальных или культурных прав.  Очень часто, для того чтобы помешать инвалидам в осуществлении их экономических, социальных или культурных прав на равноправной основе с неинвалидами, использовались пренебрежение, невежество, предрассудки и ложные представления.  Последствия дискриминации по признаку инвалидности были особенно тяжелыми в области образования, занятости, обеспечения жильем, транспортом, в культурной жизни и в обеспечении доступа к общественным местам и службам.

Люди с инвалидностью остаются группой, которой наиболее часто отказывается в правоспособности в правовых системах по всему миру. Но Человек с нарушением зрения, равно как и любой другой человек наделен с рождения правоспособностью и правосубъектностью[2].

Данный обзор посвящен национальным и международным  юридическим гарантиям[3] для лиц с нарушением зрения.

1. Обзор международных стандартов, положений международного права.

Равенство перед законом − фундаментальный общий принцип защиты прав человека. Всеобщая декларация прав человека и Международный пакт о гражданских и политических правах конкретно гарантируют право на равенство перед законом без разделения людей по признаку инвалидности.

Согласно статье 2 Международного Пакта о гражданских и политических правах [4] (далее по тексту – МПГПП) – государство обязуется уважать и обеспечивать всем лицам права, признаваемые в настоящем Пакте, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении ..социального происхождения,..рождения или иного обстоятельства. Если это не предусмотрено существующими законодательными мерами, Государство обязуется принять необходимые меры, которые могут оказаться необходимыми для осуществления прав, признаваемых в настоящем Пакте.

Государство обязуется обеспечить любому лицу, права и свободы которого, признаваемые в настоящем Пакте, нарушены, эффективное средство правовой защиты.

В статье 16 МПГПП упоминается о том, что каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности

В Международном пакте о социальных и экономических правах, в статье 2[5] государство обязуется также не допускать дискриминацию по тем или иным основаниям.

В Пакте речь не идет конкретно о лицах с какими то формами инвалидности. Тем не менее поскольку положения Пакта в полной мере относятся ко всем членам общества, то лица с какими либо формами инвалидности имеют четко определенное право пользоваться всем диапазоном прав, признанных в Пакте.

Статья 14 Европейской конвенции «О защите прав человека и основных свобод» запрещает дискриминацию также по социальному происхождению и по любым иным признаками.

Право жить независимо и участвовать в жизни общества проистекает из основного принципа прав человека о том, что все люди рождены равными в своем достоинстве и правах. Путем продвижения благоприятной и инклюзивной среды для всех, включая инвалидов, этот принцип призван предотвратить небрежное обращение и сегрегацию, а также обеспечить полноценное развитие личности и способностей инвалидов. Он основывается на общих принципах Конвенции о правах инвалидов (КПИ[6]), включая неотъемлемое достоинство, самостоятельность и  коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности на оснащение зданий и других объектов, открытых для населения, знаками, выполненными азбукой Брайля и в легко читаемой форме.

Конвенция ООН о правах инвалидов – это первый юридически обязательный международный инструмент, гарантирующий права людей с инвалидностью и устанавливающий обязательства государства по обеспечению этих прав.

Замечания общего порядка № 1[7] Конвенции раскрывают всеобъемлющий смысл статьи 12.Конвенции.

Пункт 2 статьи 12 Равенство перед законом, Конвенции ООН о правах инвалидов (далее по тексту- Конвенция) признает, что инвалиды обладают правоспособностью наравне с другими во всех аспектах жизни. Правоспособность включает в себя способность быть обладателем прав и субъектом права. Правоспособность в разрезе того, чтобы быть обладателем прав, дает лицу право на полную защиту его или ее прав в рамках правовой системы.

Право на признание лица в качестве юридического деятельного субъекта предусмотрено в пункте 5 статьи 12 Конвенции, в котором излагается обязанность, заключающаяся в том, что государства-участники принимают “все надлежащие и эффективные меры для обеспечения равных прав инвалидов на владение имуществом и его наследование, на управление собственными финансовыми делами, а также на равный доступ к банковским ссудам, ипотечным кредитам и другим формам финансового кредитования и обеспечивают, чтобы инвалиды не лишались произвольно своего имущества”.

Правоспособность является неотъемлемым правом, предоставляемым всем людям, включая инвалидов. Правоспособность состоит из двух элементов. Первым является правовой статус, подразумевающий обладание правами и признание правосубъектности. Это означает, что человек при рождении получает свидетельство о рождении, имеет право обращаться за медицинской помощью и другие.

Вторым компонентом является дееспособность в разрезе того, чтобы действовать с учетом этих прав и чтобы эти действия признавались по закону.

Инвалиды зачастую испытывают умаления или ограничения именно в этом отношении. Например, законы могут позволять инвалидам владеть имуществом, но могут не всегда воспринимать как должное действие, принимаемые ими в контексте покупки или продажи имущества. Правоспособность означает, что все люди, включая инвалидов, обладают правовым статусом и дееспособностью просто в силу того, что они являются человеческими существами. Поэтому для реализации права на правоспособность должны быть признаны оба компонента правоспособности, они неразделимы.

Не допускается лишение лица, имеющего когнитивные или психосоциальные нарушения принимать решения в силу его состояния (инвалидности) либо избежание негативных последствий решения. Такие подходы лишают основополагающего права человека − права на равное признание перед законом. При этих подходах инвалидность и/или навыки принятия решений лица принимаются в качестве законного основания для лишения его правоспособности или понижения его статуса правосубъектности.

Пункт 3 статьи 12 признает, что Государства-участники должны воздерживаться от лишения инвалидов их правоспособности и должны вместо этого предоставлять инвалидам доступ к поддержке, необходимой для получения ими возможности принимать решения, имеющие юридические последствия.

Поддержка инвалидам при реализации ими своей правоспособности может включать меры, связанные с универсальным дизайном и доступностью (например, требование к частным и государственным субъектам, таким как банки и финансовые учреждения, предоставлять информацию в понятной форме или обеспечивать профессиональное толкование с использованием языка жестов), чтобы дать инвалидам возможность совершать юридические действия, необходимые для открытия счета в банке, заключения договоров или реализации других видов общественных отношений.

Различают два режима принятия решений в правоспособности.

  1. Субститутивный режим принятия решений развит в виде опеки, попечительства и существование законодательства об охране психического здоровья, разрешающее принудительное лечение.
  2. суппортивная модель принятия решений, учитывает независимую волю и предпочтения инвалидов, включает в себя различные варианты предоставления поддержки. Она должна обеспечивать защиту всех прав, в том числе связанных с самостоятельностью (право на правоспособность, право на равенство перед законом, право выбирать место проживания т.д.), и также прав, связанных с правом не подвергаться жестокому или ненадлежащему обращению (право на жизнь, право на физическую неприкосновенность и т.д.).

Статья 5 Конвенции гарантирует равенство всех лиц перед законом и по нему и право на равную защиту закона. Она однозначно запрещает любую дискриминацию по признаку инвалидности. Дискриминация по признаку инвалидности определена в статье 2 Конвенции как “любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью или результатом которого является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех прав человека и основных свобод”. Лишение правоспособности, целью или результатом которого является посягательство на право инвалидов на равенство перед законом, является нарушением статьей 5 и 12 Конвенции.

Недискриминация включает в себя право на разумное приспособление при реализации правоспособности (пункт 3 статьи 5).

Комитет по правам инвалидов рассматривал вопрос доступности и в своей юридической практике.[8]

В деле Ниушти и Такач против Венгрии[9]Комитет высказал мнение о том, что все услуги, которые открыты или предоставляются для населения, должны быть доступны в соответствии с положениями статьи 9 Конвенции о правах инвалидов. Государство-участник было призвано обеспечить инвалидам возможность пользоваться банкоматами. Комитет, среди прочего, рекомендовал государству-участнику установить “минимальные стандарты доступности банковских услуг, предоставляемых частными финансовыми учреждениями лицам с нарушениями зрения и с другими видами нарушений; … сформировать законодательную базу с конкретными, достижимыми и имеющими конкретные сроки контрольными параметрами для мониторинга и оценки постепенной модификации и адаптации частными финансовыми учреждениями предоставляемых ими ранее недоступных банковских услуг с целью обеспечения их доступности; обеспечить полную доступность для инвалидов всех новых закупаемых банкоматов и других банковских услуг” (статья 10.2 a)).

При определении стандартов доступности государства- участники должны принимать во внимание разнообразие инвалидов и обеспечивать доступность лицам любого пола и всех возрастов и категорий инвалидности. В задачу учета разнообразия инвалидов при обеспечении доступности входит признание того факта, что некоторые инвалиды для получения полного доступа нуждаются в помощи человека или животных (включая личную помощь, перевод с языка жестов, перевод с тактильного языка жестов или собак-поводырей). Необходимо законодательно закрепить, что, например, запрет на вход в какое-либо здание или открытое пространство с собаками-поводырями является запрещенным актом дискриминации.

Статья 19 Самостоятельный образ жизни и вовлеченность в местное сообщество подтверждает равное право всех инвалидов жить в обществе, при равных с другими людьми вариантах выбора, и требует от государств-участников принятия эффективных и надлежащих мер для того, чтобы содействовать полной реализации инвалидами этого права и их полному включению и вовлечению в местное сообщество, в том числе обеспечивая, чтобы услуги и объекты коллективного пользования, предназначенные для населения в целом, были в равной степени доступны для инвалидов и отвечали их нуждам.

С учетом увеличения числа городского населения в мире, по отношению к сельскому населению, на последней сессии[10] Комитет по правам инвалидов выступил с заявлением содействию инклюзивному развитию городов для обеспечения полноценного участия в нем людей с инвалидностью.

Дополнительные международные договоры и документы по правам человека с инвалидностью[11]:

– Конвенция о правах ребенка (статья 23);

– Африканская хартия прав человека и народов (статья 18 (4));

– Дополнительный протокол к Американской конвенции о правах человека в области экономических, социальных и культурных прав (статья 18);

– Всемирной программе действий в отношении инвалидов;

– Руководящие принципы создания и укрепления национальных координационных комитетов по вопросам инвалидности или подобных им органов;

– Принципы защиты психически больных лиц и улучшения психиатрической помощи;

– Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов.

Таким образом, в настоящее время существует понимание необходимости защиты и поощрения прав человека лиц с какой-либо формой инвалидности путем принятия общих, а также специально разработанных законов, политики и программ.

2. Анализ национального законодательства.

В Республике Казахстан право инвалидов и лиц, имеющих затруднения при восприятии визуальной (текстовой) информации на доступ к текстам и получения услуг не реализовано в полной мере.

К одной из обязанностей государственных органов относится обеспечение каждому гражданину возможность ознакомиться с затрагивающими его права и интересы документами, решениями и источниками информации закреплена в пункте 3 статьи 18 Конституции.

В статье 9 Закона Республики Казахстан «О доступе к информации» четко закреплены обязанности государственных органов по обеспечению доступа к информации, обеспечению в рамках своих полномочий организационно-технических и других условий, необходимых для обеспечения доступа к информации. И самое важное, в данной статье Закона была закреплена обязанность государственных органов, создавать необходимые условия для инвалидов при предоставлении информации.

Результаты исследования[12] по вопросам доступа инвалидов к информации в рамках проекта «Безбарьерная информационная среда» свидетельствуют о том, что в Республике Казахстан для инвалидов и лиц, имеющих затруднения при восприятии визуальной (текстовой) информации не созданы необходимые условия для доступа к текстам нормативных правовых актов.

Существующая практика доступности банковских услуг для людей с нарушением зрения также ограничена. Так людей с нарушением зрения не обслуживают при серьезных операциях (выдача кредита, ипотеки, открытие счета, оформление вклада), нежели внесение/снятие наличных.

Как правило, отказ в обслуживании банки мотивируют тем, что это огромные риски, так люди с недугом могут не видеть, что подписывают и в дальнейшем смогут оспорить в суде.

Зачастую люди с нарушением зрения вынуждены оформлять доверенность на близких людей при осуществлении операций, сопровождать их в банк, ознакомить незрячего клиента с документом.

Не принимается в оборот факсимиле или печать, на котором есть фамилия и инициалы. Сами сотрудники отказываются читать вслух, так как для этого требуется дополнительное время.

Правовое регулирование банковской деятельности подпадает под сферу гражданского права и ряда подзаконных актов.

Так в п. 3 статьи 3. Гражданское законодательство Республики Казахстан Гражданского кодекса РК[13]– отношения между банками и их клиентами, а также отношения между клиентами через банки регулируются гражданским законодательством в порядке, установленном пунктом 2 настоящей статьи, т.е. применяются положения настоящего Кодекса.

Согласно статье 152 Гражданского кодекса РК –Письменная форма сделки.

П.1-1. Письменная форма сделки совершается на бумажном носителе или в электронной форме.

П.2. Сделка, совершенная в письменной форме, должна быть подписана сторонами или их представителями, если иное не вытекает из обычаев делового оборота.

Допускается при совершении сделки использование средств факсимильного копирования подписи, электронной цифровой подписи, если это не противоречит законодательству или требованию одного из участников.

Законами Республики Казахстан и (или) по требованию одной из сторон могут устанавливаться дополнительные требования, которым должна соответствовать форма сделки, в частности, совершение на бланке определенной формы, скрепление печатью и предусматриваться последствия несоблюдения этих требований.

П.4. Если гражданин вследствие физического недостатка, болезни или неграмотности не может собственноручно подписаться, то по его просьбе сделку может подписать другой гражданин. Подпись последнего, если иное не предусмотрено законодательством, должна быть засвидетельствована нотариусом либо другим должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие, с указанием причин, в силу которых совершающий сделку не мог подписать ее собственноручно.

При совершении нотариального действия содержание регулируется пунктом 1 статьи 44 Закона Республики Казахстан «О нотариате» и пунктом 26 «Инструкции о порядке совершения нотариальных действий в Республике Казахстан» от 28 июля 1998 года № 539.

Вышеуказанными нормами предусмотрено, что лицу, которое не может лично ознакомиться с содержанием нотариально удостоверяемого документа вследствие отсутствия зрения, нотариус обязан прочесть текст документа. О прочтении такому лицу документа на документе делается отметка.

Аналогичные требования, которые нотариус обязан соблюдать, содержатся в пункте 12 «Правил совершения нотариальных действий нотариусами», утвержденных приказом Министра юстиции Республики Казахстан от 31 января 2012 года № 31.

Но небольшой анализ решений судов свидетельствует о недобросовестном исполнении нотариусами своих обязанностей, таких как не зачитывание вслух текста заверяемого договора, требование присутствия помощника[14], злоупотреблением недугом человека с нарушением зрения.

Местные суды не всегда учитывают положения законодательства при нотариальном удостоверении сделки с участием лица, для обеспечения законных прав и интересов которого требуется соблюдение специальных процедур.[15]

В Правилах открытия, ведения и закрытия банковских счетов не предусмотрены условия доступности получения услуги для лиц с инвалидностью[16].

Согласно статье 14. Права инвалидов Закона Республики Казахстан «О социальной защите инвалидов»[17]под правами среди прочего понимается: 2) обеспечение доступа к объектам социальной инфраструктуры;

3) обеспечение доступа к информации;

Национальное законодательство под доступом к объектам социальной инфраструктуры понимаеттолько физический доступ.

Так обеспечение инвалидам доступа к объектам социальной инфраструктуры в статье 25 вышеуказанного закона подразумевает физический доступ инвалидов к жилым, общественным и производственным зданиям, сооружениям и помещениям; оснащение пешеходных переходов специальными светофорами с синхронными звуковыми и световыми сигналами.

Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также юридические лица в соответствии с государственными стандартами обязаны создавать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к самим зданиям, но не указаны возможности доступа к получению услуг.

За не соблюдение требований создания физической доступности предусматривается административная ответственность согласно статьи 83. Нарушение законодательства Республики Казахстан о социальной защите инвалидов Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях [18].

Не установление ответственности за необеспечение доступа инвалидов к информации и получению услуг в данной статье Кодекса является существенным правовым пробелом, поскольку данные действия значительно ограничивают безбарьерную среду инвалидам и не способствуют выполнению обязательств Конвенции.

Эксперты обращают внимание на тот факт, что статья 456-1 данного Кодекса также не предусматривает ответственность за необеспечение доступа инвалидов к информации.

3. Сравнительный анализ и выводы.

Понятие «инвалид», «инвалидность» закрепленное  в Конвенции о правах инвалидов не совпадает в национальных законах.

Согласно принципам КПИ инвалидность является одним из аспектов жизни человека, право пользоваться благами, гарантируемыми государством по своему выбору и усмотрению. Однако действующее национальное законодательство лишает право выбора человека со статусом «инвалид» и видит в человеке с инвалидностью «получателя социальных льгот и услуг», а не полноправного обладателя всеми правами человека, признавая правоспособность и правосубъектность человека и гражданина.

В государстве с момента его образования действует субститутивный режим принятия решений людей с инвалидностью через развитую систему опеки и попечительства, массовое лишение дееспособности лиц находящихся в институциональных социальных учреждениях, законодательство разрешающее принудительное лечение.

В государственных программах по поддержке лиц с инвалидностью не предусмотрены мероприятия по изменению законодательства на развитие суппортивной модели, где инвалиды принимают решения самостоятельно либо с поддержкой.

В административном и уголовном законодательстве не предусмотрена ответственность за не соблюдение всех прав человека с инвалидностью в бизнесе и государстве, наказание за дискриминацию по признаку инвалидности.

Если говорить об устранении социальных барьеров, то для возможности получения услуг лицами с нарушением зрения важно создавать разные формы поддержки и альтернативные способы получения информации, также разные способы волеизъявления.

Уровень развития современного общества позволяет выйти за рамки традиционного понимания письменной формы как изложения текста рукописными или печатными знаками на бумаге. В настоящее время носителями информации, имеющей юридическое значение (в том числе, для признания договоров), также признаны средства электронной коммуникации, позволяющие подтверждать волеизъявление и / или действия субъектов правоотношения.

Однако каким бы ни был носитель такой юридически значимой информации (традиционно бумажным, иным материальным или электронным) важным критерием соблюдения письменной формы документа считается проставление на ней подписи исполнившего его лица (например, стороны договора). Без надлежащего подписания документа письменная форма не может признаваться соблюденной[19]. Электронная цифровая подпись, сканеры отпечатков пальцев приводит к тому, что самоличная подпись становится рудиментом.

 В 2014 году Центробанк РФ издал Федеральный закон № 267[20] позволяющим людям с нарушением зрения пользоваться факсимиле в банках без доверенностей. При этом незрячий должен был предъявить документ, удостоверяющий личность, справку, подтверждающую факт установления инвалидности по зрению, и нотариальное свидетельство о идентичности подписи слепого и его факсимиле.

В оборудованном пространстве банка клиент с нарушением зрения имеет возможность получить договор в бумажном и электронном виде, распознать, прочитать с помощью программы[21].

4.Рекомендации:

1.Ратифицировать Республике Казахстан Факультативный протокол к Конвенции о правах инвалидов по рассмотрению индивидуальных жалоб[22].

2. В статьи 37, 38, 39 Закона Республики Казахстан «О правовых актах» следует внести дополнения, обязывающие осуществлять официальное опубликование нормативных правовых в электронном виде в доступных для инвалидов форматах.

3. Рассмотреть вопрос об установлении административной ответственности за необеспечение социального и правового доступа инвалидов к информации.

4. Необходимо принять всеобъемлющие антидискриминационные юридические нормы в отношении лиц с инвалидностью.

5. Утвердить государству минимальные стандарты доступности банковских услуг (следует закрепить в законодательстве конкретные параметры доступности для адаптируемого и вновь закупаемого оборудования).

6. Обеспечить на регулярной основе подготовку судей для рассмотрения дел с учетом фактора инвалидности.

6. Организовать наличие ресурсов у государства для оказания персональной помощи и предоставления инклюзивных услуг для участия в жизни общества людям со специальными потребностями.

7. Законодательство должно принять факсимиле, электроно-цифровую подпись как распоряжение, а не рекомендация.

8. Государство должно принимать меры для предупреждения вмешательства со стороны негосударственных субъектов и частных лиц в способность инвалидов реализовывать и осуществлять свои права человека, в том числе право на правоспособность.

Таким образом, вопрос доступности пользования банковских и иных услуг лиц с нарушением зрения и других форм инвалидности  находится в решении устранения социальных барьеров. Предписания по созданию социального доступа для государственных и негосударственных органов и ответственность за невыполнения должны быть  прописаны в национальных законодательных актах.

Документ в формате PDF можно скачать ЗДЕСЬ


[1] Определение см. в статье 1 КПИ: “К инвалидам относятся лица с устойчивыми физическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими”.

[2] Правосубъектность- это способность лица иметь и осуществлять, непосредственно или через своих представителей, субъективные права и юридические обязанности, то есть выступать субъектом правоотношений.

[3] Юридические гарантии- совокупность закрепленных в законодательств средств, а также организационно- правовая деятельность по их применению, направленная на обеспечение законности, на беспрепятственное осуществление и защиту прав и свобод.

[4] Закон Республики Казахстан от 28 ноября 2005 года №91 «О ратификации Международного пакта о гражданских и политических правах».

[5] Закон Республики Казахстан от 2 ноября 2005 года № 87 «О ратификации Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах».

[6] Конвенция о правах инвалидов, принятая Генеральной ассамблеей ООН 13 декабря 2006г., (резолюция A/RES/61/106), ратифицирована законом Республики Казахстан от 20 февраля 2015 г. «О ратификации Конвенции о правах инвалидов».

[7] Замечание общего порядка № 1 (2014) статье 12: Равенство пред законом Комитета по правам инвалидов.

[8] Замечание общего порядка № 2 (2014), статья 9: Доступность Комитета по правам инвалидов.

[9] Сообщение № 001/2010, соображения от 16 апреля 2013 года, ссылка: http://juris.ohchr.org/Search/Details/1986

[10] 19-я сессия Комитета по правам инвалидов, состоявшейся с 14 февраля по 9 марта 2018 года в Женеве.

[11] Том I Подборка замечаний общего порядка и общих рекомендаций, принятых договорными органами по правам человека, 2008 г., стр. 32.

[12] «Доступ инвалидов к нормативным правовым актам», Уакпаев Б.С., Институт гуманитарных исследований и проектов.

[13] Кодекс Республики Казахстан от 27 декабря 1994 года № 268-XIII.

[14] Постановление надзорной судебной коллегии по гражданским и административным делам Верховного Суда Республики Казахстан от 30 апреля 2013 года № 3гп-267-13, http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31395783.

[15] Апелляционной судебной коллегии по гражданским и административным делам Восточно-Казахстанского областного суда от 13 октября 2015 года № 2а-2479-15, https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=34449647&#pos=57;-102

[16] Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан «О утверждении Правил открытия, ведения и закрытия банковских счетов клиентов » от 31 августа 2016 года № 207.

[17] Закон Республики Казахстан «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан»  от 13 апреля 2005 года № 39-III.

[18] Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» от 5 июля 2014 года № 235-V.

[19] Доказательство гражданско-правового договора, Ф. Карагусов, https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=32333694#pos=1;-113&sdoc_params=text%3D%25D0%25BD%25D0%25B5%25D0%25B7%25D1%2580%25D1%258F%25D1%2587%25D0%25B8%25D0%25B5%26mode%3Dindoc%26topic_id%3D32333694%26spos%3D1%26tSynonym%3D0%26tShort%3D1%26tSuffix%3D1&sdoc_pos=0.

[20] https://iz.ru/news/584243– Центробанк обязал банки обслуживать слепых без лишней волокиты.

[21] Статья на сайте Сбербанка – Люди с нарушением зрения. http://specialbank.ru/2016/10/17/blind_in_the_bank

[22] Подписан Указом Президента Республики Казахстан 11 декабря 2008 года № 711.


Смотрите также