Ключевой свидетель по делу о пытках едет по этапу

15.03.2013

Официально подтверждено, что заключенный Куаныш Каниев, в настоящее время содержащийся в следственном изоляторе (СИЗО) города Астана, 7 марта нанес себе резаные раны в знак протеста против его этапирования в другую тюрьму, где его «могут убить». В СИЗО Астаны он доставлен после суда по делу о полицейских, действия которых привели к гибели заключенного Шамиля Ярославлева. Сторонники Куаныша Каниева считают, что его хотят перевести в другую тюрьму, чтобы отомстить за ключевые показания против сотрудников тюрьмы, признанных виновными в «превышении полномочий». Куаныш Каниев отбывал наказание в тюрьме АК-159/7 в поселке Долинка Карагандинской области, теперь его везут по этапу в тюрьму в город Атбасар Акмолинской области.


 


«В этой тюрьме практикуется жестокое обращение с заключенными, включая пытки. Каниева Куаныша, как выяснилось, пытались этапировать в ИК-20. От безвыходности и бездействия должностных лиц ему ничего не оставалось делать, как вспороть себе живот», — сообщает в электронном письме Азаттыку Руслан Оздоев, ставший гражданским активистом брат погибшего от побоев заключенного Шамиля Ярославлева.


 


Исполняющий обязанности начальника СИЗО Астаны подполковник Айбек Айтбаев подтвердил информацию Руслана Оздоева, однако уточнил, что Куаныш Каниев нанес себе лишь «поверхностные порезы», которые не представляют опасности для жизни.


 


— Я знаю его. Он не хотел убыть в Атбасар. Я отдельно разговаривал с ним. Он хочет уйти в сторону Павлодара. Я ему говорю: «Ты заявление пиши». Сегодня мы его заявление отправили. На руки ему дали исходящий номер. Заявление с просьбой о переводе в Павлодар. В Павлодар я не имею права отправлять — это транзитный пункт здесь: просто приходят и уходят. Здесь я ничего не решаю, — говорит Айбек Айтбаев.


 


Руслан Оздоев говорит, что на рассмотрение заявления Куаныша Каниева с просьбой о его переводе в тюрьму в городе Павлодар может уйти около месяца.


 


— За это время они его успеют этапировать в Атбасар, где — как ранее ему угрожали — займутся его «воспитанием». Они хотят его этапировать в Атбасар до того, как состоится апелляционный суд по обжалованию приговора в отношении шести сотрудников тюрьмы Долинки, чтобы успеть на него надавить и заставить его написать заявление о том, что он на суде оговорил их, — говорит Оздоев.


 


Оздоев поясняет при этом, что он, как потерпевший в деле о смерти брата, обжаловал приговор как слишком мягкий, поскольку фигуранты уголовного дела были обвинены лишь в превышении должностных полномочий, а не в убийстве. Речь идет о смерти от побоев со стороны полицейских в ноябре 2011 года заключенного Шамиля Ярославлева. По этому делу к длительным тюремным срокам приговорены шестеро сотрудников тюрьмы.


 


Руслан Оздоев и жена заключенного Куаныша Каниева, Алия, назвали перевод Каниева в «печально известную» тюрьму в Атбасар «местью» со стороны тюремной администрации. Тогда представитель КУИС отверг эти их утверждения.


 


Этапировать основного свидетеля до того, как состоится апелляционный суд, — незаконно, утверждает Руслан Оздоев.


 


— Я, как потерпевший, могу — и собираюсь — заявить о том, чтобы вызвали на допрос Куаныша Каниева как основного свидетеля. Поэтому его этапирование до суда будет незаконным. А его уже фактически начали этапировать. Он сидел в тюрьме Долинки, где оказался свидетелем того, как забивали насмерть моего брата Шамиля Ярославлева. Во время суда Каниев находился в СИЗО Караганды. Теперь его начали этапировать в Атбасар, и он оказался транзитом в СИЗО Астаны, где поступающих туда заключенных собирают по разным направлениям и затем отправляют куда надо, — говорит Оздоев.


 


Он утверждает, что в самой генеральной прокуратуре Казахстана вопрос о том, куда этапировать Куаныша Каниева, решает сотрудник по имени Берик Жакаев. Дозвониться до Берика Жакаева репортеру Азаттыка не удалось.


 


— Я направил жалобу в Есильский районный суд города Астаны на незаконные действия генеральной прокуратуры в лице Берика Жакаева. По закону, он должен обеспечить безопасность свидетеля и направить его в ту тюрьму, которую свидетель считает для себя наиболее безопасной, — говорит Руслан Оздоев.


 


Есильский районный суд Астаны, по его словам, рассмотрел эту его жалобу и дал ответ не по существу заявления.


 


«При изучении данной жалобы установлено, что жалоба гр. Оздоева Р.И., поданная в Генеральную прокуратуру РК, для рассмотрения по существу была направлена в Комитет уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел РК. В свою очередь Комитет yголовно-исполнительной системы 30. 01. 2013 года, рассмотрев по существу заявление, дал ответ гр. Оздоеву Р.И.», — говорится в судебном постановлении, которое судья Есильского района Астаны Аман Акылбай вынес 13 марта.


 


В данном судебном постановлении также говорится, что «обжалованное заявителем письмо Генеральной прокуратуры РК не является предметом рассмотрения судом» и что в связи с этим жалоба Оздоева рассмотрению в суде не подлежит.


 


В четверг, 14 марта, гражданский активист Руслан Оздоев сообщил, что теперь он торопится успеть обжаловать в Астанинском городском суде полученное им постановление Есильского районного суда Астаны об отказе в рассмотрении его жалобы на действия генеральной прокуратуры относительно свидетеля Куаныша Каниева.


 


— Никакого письма от КУИС я не получал, — добавил Руслан Оздоев.


 


Пресс-секретарь комитета уголовно-исполнительной системы МВД Казахстана


Галымжан Хасенов, руководитель пресс-службы комитета уголовно-исполнительной системы ​​полковник Галымжан Хасенов говорит, что заключенный Куаныш Каниев не может вернуться в тюрьму Долинки Карагандинской области.


 


— Существует общепринятая практика, что свидетель, который проходит по тому или иному преступлению, всегда изолируется и направляется в другое место. В этой связи и в целях его безопасности осужденный будет отбывать срок его наказания за пределами Карагандинской области. В настоящее время вопрос о его этапировании не решен — ни по времени, ни по месту. Вопрос прорабатывается, — говорит Галымжан Хасенов.


 


Куаныш Каниев известен общественности также своим видеообращением из тюрьмы Долинки с мольбами помочь заключенным, с просьбами остановить пытки и жесткое обращение. Это его видеообращение, снятое на мобильный телефон, было размещено в конце 2011 года на сайте YouTube. Он отбыл две трети своего тюремного срока, в условно-досрочном освобождении ему было отказано.


 


Ранее Оздоев говорил, что погибший в результате побоев его брат Ярославлев стал жертвой мести со стороны тюремной администрации из-за того, что в свое время осмелился выступить в суде свидетелем пыток в отношении другого заключенного. Теперь Куаныш Каниев может стать жертвой мести со стороны тюремной системы из-за того, что на суде по делу об убийстве Шамиля Ярославлева не побоялся дать правдивые показания, утверждает Руслан Оздоев.


 


С целью привлечь внимание широкой общественности к этому вопросу Руслан Оздоев проводил на прошлой неделе акцию протеста в Астане.


 


ИСТОЧНИК:


Радио «Азаттык»


http://rus.azattyq.org/content/kuanysh-kaniev-ruslan-ozdoev-galymzhan-khasenov-kuis/24928763.html


 


Добавить комментарий

Смотрите также