КНБ – Туменовой: «Ошибочка вышла!»

30.01.2013

Вчера начался беспрецедентный судебный процесс: фонд «Амансаулык» требует от КНБ вернуть изъятое имущество и признать факт превышения полномочий сотрудниками. В суде выяснилось, что «чекисты» знали: изъять они могут только имущество Муратбека Кетебаева. Однако хватали все подряд.


 


Первое заседание назначили на пятницу, 25 января, но оно не состоялось: судья Гульшахар Чинибекова не начала процесс вовремя и после получасового ожидания представитель истца Георгий Архангельский написал заявление с просьбой отложить суд на другой день. Новое заседание было назначено на понедельник, 28 января.


 


В понедельник судья все-таки начала процесс, однако первое заседание проходило в закрытом режиме. И на последующие заседания, как выяснилось, СМИ и публику также не пустят: согласно УПК (ст.109) все жалобы на действия следователей судья должен рассматривать в «тиши кабинета».


 


Но вспомним, что же натворили комитетчики? 19 декабря прошлого года сотрудники ДКНБ по городу Алматы под руководством следователя Руслана Баймакова разгромили офис общественного фонда и изъяли офисную технику и часть документов. Фонд, что называется, попал под раздачу «благодаря» тому обстоятельству, что арендовал несколько комнат в доме, принадлежащем Муратбеку Кетебаеву. Последнего обвиняют по популярным ныне статьям: разжигание соцрозни, призывы к свержению конституционного строя — и все это в составе ОПГ.


 


Беспределом КНБ были возмущены многие казахстанцы. Именно поэтому в понедельник в суд пришла «группа поддержки» фонда «Амансаулык» —  журналисты и просто неравнодушные граждане. Публика в течение полутора часов томилась в коридоре: все ждали, когда выйдут участники процесса. Когда, наконец, они появились, на них накинулись с просьбой рассказать, что происходило за закрытыми дверями.


 


– Сегодня мы выяснили в судебном заседании, что сотрудники ДКНБ по г. Алматы выполняли поручение своих коллег из Мангистауской области, — рассказала  адвокат фонда «Амансаулык» Елена Савинова. — Поручение заключалось в следующем: провести оперативно-розыскные мероприятия в рамках уголовного дела против Муратбека Кетебаева и арестовать все имущество, ему принадлежащее.


 


По словам адвоката, сотрудники ДКНБ Алматы, выполнявшие поручение, не выяснили, что в здании несколько комнат арендует общественный фонд «Амансаулык», не имеющий никакого отношения к г-ну Кетебаеву. Кстати, во время обыска Георгий Архангельский, присутствовавший на месте событий, пытался донести эти сведения до сотрудников КНБ. Увы, бесполезно. Звонила в тот день комитетчикам и глава фонда «Амансаулык» Бахыт Туменова, находившаяся в момент обыска в командировке. Бахыт Ниязбековна просила дождаться ее, говорила, что все интересующие предметы готова выдать. Но ее просьба была также проигнорирована.


 


В итоге имущество фонда было частично уничтожено, частично изъято. Были взломаны сейфы, раскурочена мебель. Забрали компьютеры, множительную технику, приобретенную на средства спонсоров, и часть документов. Фонд остался без возможности дальше работать: оказывать консультативную помощь по медицинским вопросам малоимущим гражданам.


 


– После первого судебного заседания вопрос о возврате фонду изъятого имущества остается открытым. Судья свяжется с ДКНБ по Мангистауской области, чтобы выяснить, могут ли они уже сейчас вернуть нам арестованное имущество, — продолжила адвокат. — Дело в том, что арестованное имущество было передано под сохранную расписку сотрудникам ДКНБ по Мангистауской области.


 


По информации истцов, пока никаких предложений от КНБ урегулировать спор мирным способом не поступало. По словам г-на Архангельского, судья попросила истцов предоставить ей номера телефонов мангистауского следователя, так как следователь Руслан Баймаков заявил, что не знает номера телефона своего коллеги.


 


– Мы также требуем признать факт превышения должностных полномочий, — дополнил г-жу Савинову сотрудник фонда, представляющий по доверенности его интересы в суде, Георгий Архангельский. — Выполняя поручение коллег из Мангистау, следователь алматинского ДКНБ Баймаков нарушил закон. Правозащитник Евгений Жовтис посчитал: из 14-ти пунктов 232-й статьи УПК (статья, регламентирующая порядок производства обыска — авт.) было нарушено десять.


 


Вот только несколько из нарушенных пунктов. Как указывал правозащитник, искать должны не что-то абстрактное, а указанные в постановлении на обыск предметы. Обязательно должны были предложить выдать искомые предметы добровольно. Если обыск проводится у сторонних лиц, как в случае с «Амансаулыком», нужно четко указывать, какие  именно предметы ищут. Обязательно присутствие представителя организации, где проводится обыск. Обязательно присутствие понятых, чего тоже фактически не было.


 


Теперь интересно будет узнать, как чекисты станут оправдывать свое вероломство. Вполне возможно, что-то внятное они скажут уже на следующем судебном заседании –  завтра, 30 января. Начало судебного заседания назначено на 10 утра.


 


ИСТОЧНИК:


Интернет-портал «Республика»


http://respublika-kz.info/news/politics/28254/


 


Добавить комментарий

Смотрите также