На митинге в Актау лозунги против операции властей в Жанаозене обрели политический окрас

19.12.2011

 


В понедельник 19 декабря в Актау – административном центре Мангистауской области около двух тысяч людей целый день провели на центральной площади в знак протеста против действий властей в Жанаозене. Акция протеста прошла мирно. В самом же городе Жанаозене безлюдно. Редкие прохожие мужчины подвергаются обыску со стороны вооруженных полицейских.



Поврежденный во время столкновений билборд с портретаом Нурсултана Назарбаева.
Город Жанаозен, 18 декабря 2011 г. 



АВТОМАТЫ И ДРОБОВИКИ В РУКАХ ПОЛИЦЕЙСКИХ

Участники акции протеста в Актау требуют отменить комендантский час в Жанаозене, вывести спецподразделения и военную технику из города. По их словам, власти не должны были применять оружие против бастующих в Жанаозене.

Почему власти не применили против участников беспорядков в Жанаозене водометы или пожарные машины? Вода в такой холод вмиг бы остудила возмущенных, и они разошлись бы по домам. Нет же, вместо того, чтобы предпринять эти и другие нетравматические методы разгона толпы, власти приказали тут же стрелять в народ, – говорит один из протестующих, демонстрируя при этом требования присутствующих в отпечатанном виде.

Протесты жителей Актау постепенно приобретают политический характер. О подобном свидетельствуют лозунги, размещенные на перекладине над центральной улицей, примыкающей к площади Ынтымак. Один из таких лозунгов, написанный на казахском языке, переводится как «Проснись, мой казах!».

Среди тех, кто пришел на акцию протеста в Актау, в основном бывшие нефтяники. Две сестры, жители Актау и, по их словам, жены и сестры бастующих рабочих, говорят, что власти совершили преступление, отдав приказ на открытие огня по своему же народу.
– Какой он лидер нации, если, когда нация в опасности, он ничего не предпринимает для ее спасения. Он просто обязан прибыть сюда и навести порядок – и прежде всего среди местных чиновников, которые вместо того, чтобы помогать народу преодолевать проблемы, отдают приказ стрелять по нему, – сказала одна из женщин, имея в виду президента Казахстана Нурсултана Назарбаева.

Как говорят сестры, они солидарны с протестующими на площади Актау и собираются здесь быть вместе со своими родными, поскольку, по их словам, они боятся, что находящиеся на площади полицейские могут открыть огонь по их родным.

Центральная площадь Ынтымак города Актау занята вооруженной полицией, а протестующие жители Актау отделены от площади и полиции железной переносной оградой. Полицейские из ближайших к протестующим шеренг вооружены дубинками и экипированы бронежилетами и шлемами (кое-кто из них – касками). Некоторые из них вооружены автоматами Калашникова. Есть также полицейские, вооруженные гладкоствольными винтовками, в просторечье называемые дробовиками.


 


18 декабря во время встречи с журналистами в здании управления внутренних дел города Жанаозен министр внутренних дел РК Калмуханбет Касымов заявил, что автоматы и пистолеты являются табельным оружием полицейских, которые они обязаны получить без дополнительного разрешения при введении в действие условного сигнала «Гонг».


 


При этом глава МВД ничего не сказал о дробовиках как о табельном оружии полицейских. По его словам, один из погибших во время беспорядков 16 декабря в Жанаозене имел ранения, которые характерны для выстрела из дробовика. В связи с этим министр отмел версию о том, что из дробовика в данного человека мог стрелять полицейский. Наоборот, из слов Касымова следовало, что мог стрелять один из участников беспорядков.


 


А вот корреспондент нашего радио «Азаттык», фотографируя специальный отряд быстрого реагирования в центре Актау, заметил, что один из бойцов держит в руках как раз гладкоствольную винтовку. Несколькими часами ранее в этот же день в Жанаозене одна из жительниц украдкой от представителей полиции, сопровождавших журналистов, показала корреспонденту нашего радио стреляную гильзу как раз от такой гладкоствольной винтовки.

«В МАГАЗИНАХ НЕТ ПРОДУКТОВ»


Очередной день противостояния жителей Актау закончился мирно. Они выходят на площадь, чтобы выразить солидарность с бастующими Жанаозена, где в пятницу 16 декабря в столкновениях с полицией погибло по меньшей мере 14 человек, а более 80 человек ранены.

На площади и на улицах в городе Жанаозен пустынно, редких прохожих мужчин останавливают вооруженные сотрудники полиции и обыскивают. Среди прохожих большую часть составляют женщины, которые также редко появляются на улицах Жанаозена.
– Женщин мы не останавливаем. Мы проверяем только мужчин. Особое внимание при этом обращаем на молодых парней, – говорит один из бойцов, вооруженный дубинкой и одетый в бронежилет.

Город Жанаозен выглядел бы и вовсе пустынным, если бы не вооруженные полицейские, которые стоят на каждом перекрестке. Иногда проходят колонной бойцы специального отряда быстрого реагирования. Несмотря на праздничный день, детей на улицах города и вовсе не видно.

Жители города в присутствии полицейских, как правило, отказываются комментировать произошедшие беспорядки. Однако две женщины вдруг 
​​
разорвали кладбищенскую тишину города своим плачем. Пожилая женщина навзрыд говорила, что ей надо кормить внуков, а в магазинах нет продуктов:
– Пусть будет проклята эта власть, которая стреляет в свой народ, – кричала она, не обращая внимания на присутствующих полицейских, но при этом отказалась  назвать свое имя.

Вторая женщина назвалась Сандугаш Аманжоловой. Не сдерживая слез, она поведала, что 16 декабря полиция задержала ее мужа Руслана Кибасова, который ранее работал охранником одной из фирм и не имел никакого отношения к забастовке нефтяников:
– После  ареста он так и не появился дома. В управлении полиции мне о нем ничего не говорят. Я очень боюсь за него, ведь те, кто побывал в полиции, говорят, что там избивают и почти убивают ради 
​​того, чтобы люди сознались в том, чего они не совершали,
– говорит Сандугаш Аманжолова.

По ее словам, в настоящее время она с тремя маленькими детьми сидит одна и не может выйти даже за продуктами. Но когда появляется такая возможность, то не может купить продукты – в магазинах их просто нет. Сандугаш Аманжолова также прокляла «эту власть», которая, по ее словам, поставила ее и детишек в такое отчаянное положение.



Журналистам разрешили побывать на центральной площади города Жанаозена, где произошли беспорядки 16 декабря. Теперь там можно было обнаружить, так сказать, последствия тех событий – кирпичи, пластиковые бутылки и прочий мусор. Но здесь уже нет ни одной живой души – даже из числа простых жителей, не говоря уже о бывших забастовщиках. Теперь на площади разместились несколько автобусов для бойцов СОБРа, а другой автобус, сгоревший в тот день, так и стоит недалеко от площади.

Напомним, в Жанаозене в результате массовых беспорядков 16 декабря, по официальным данным, погибли 14 человек, 86 ранены, 70 человек арестованы. В городе до 5 января 2012 года действует чрезвычайное положение.


 


Казис ТОГУЗБАЕВ, радио «Азаттык» (публикация от 19.12.2011 на интернет-сайте <http://rus.azattyq.org/content/oil_town_zhanaozen_after_unrest/24427233.html>)


Добавить комментарий

Смотрите также