Роботы в судейских мантиях

24.11.2011

 


Современная казахстанская судебная система мертва. Последнее десятилетие власти занимаются реанимацией этого трупа, который отравляет жизнь рядовым гражданам страны. Люди в судейских мантиях откровенно плюют на закон, тем самым провоцируя рост социального напряжения и религиозного экстремизма.


 


Своих не сдают и стоят насмерть


 


– Максим Викторович, что привело вас к таким неутешительным выводам? Неужели простым гражданам не найти справедливости в родном государстве? И так ли «некомпетентен» лик казахстанского правосудия?


– Когда испытаешь все прелести казахстанской судебной системы на своей шкуре, все начинает видеться в мрачных тонах. Казахстанские судьи – это роботы в мантиях, которые перезагружаются только тогда, когда идут на ковер к председателю суда. И государство не встает на защиту интересов своих граждан, поверьте, я знаю, о чем говорю. Любой человек может попасть в жернова казахстанского судебного беспредела и, как правило, людей от такого соприкосновения корежит. Многие попросту ломаются – психологически, физически и морально.


Примеров некомпетентности наших судей сотни. Вот только один случай из моей практики – женщина подала иск о лишении отца родительских прав. Такое простое, на первый взгляд, дело поставило судью Медеуского района Бисенову в тупик. Она с упорством, достойным другого применения, отказывает в рассмотрении иска и отправляет его в специализированный межрайонный экономический суд. И так


несколько раз подряд. Сложилось впечатление, что о существовании специализированного ювенального суда она попросту не знает. Истец в истерике – гражданка не понимает, что происходит! Я подумал, возможно, произошли какие-то юридические изменения, но в канцелярии экономического суда подтвердили, что решают корпоративные споры и не занимаются соблюдением родительских интересов.


 


Представляете, какая ситуация – именем Республики Казахстан дважды выносится


«безграмотное» определение. Только после того как я поставил вопрос ребром –


такой судья не имеет право осуществлять свою деятельность – председатель суда


обещал лично связаться с ювенальным судом и проследить за ходом работы.


Это форменное безобразие, тем более что от таких «вмешательств» ничего не меняется. Казахстанское правосудие – непоколебимый железобетонный столб. Жалуются на судей, которых лучше назвать чернорабочими судебной системы, а им как с гуся вода. Вызвали к начальнику, накачали по самое «не хочу» и разошлись по своим рабочим местам.


А что происходит в судебных недрах с документами! Принимаются к рассмотрению заведомо ложные «бумаги», подлинники теряются, номера исковых заявлений
дублируются и не регистрируются и т.д. и т.п. Я столкнулся с такой ситуацией: даже
имея на руках заверенные копии, человек не может что-либо доказать. И судебные
власти никогда не признают своей ошибки, они убедят вас и себя, что абсолютно
правы. По одному из моих дел мне пришлось вести переписку весь 2010 год. В
итоге выяснилось – мое заявление не поступало, точнее, ошибочно зарегистрировано. Однако Комиссия по судейской этике при филиале союза судей Верховного суда в действиях алматинских коллег ничего криминального не узрела. И это Верховный суд! То есть получается, документ «умер», правового развития дело не получило, нарушены мои права о доступе к правосудию. Вот наглядный пример простой круговой поруки – своих не сдают и стоят насмерть.


 


Круговая порука или шиворот навыворот


 


– В редакцию газеты ежедневно поступают сотни жалоб на неправомочные действия тех или иных чиновников. Судейские чины занимают в этом потоке не последнее место…


– Судья выносит решение на основании трех компонентов: документов, судебного следствия и личного мнения. Причем личное мнение – только третий в очереди элемент, но у нас все шиворот навыворот. Человек в мантии уже с начала процесса
имеет свое видение дела, и только потом он смотрит документы и опрашивает свидетелей. Но это неправильно!


Однако у нас в стране предпочитают об этом молчать. Безмолвствуют участники процесса, прокуроры, адвокаты. Говорит только судья – комментирует свидетельские показания, предлагает несколько вариантов ответов в пользу одной из сторон, «затыкает» представителей обвинения и защиты, лезет в ход разбирательства. На все обвинения в свой адрес «личности» из судейского корпуса отвечают одной фразой: «Я ем бешбармак из одного казана с начальством, поэтому мне всё равно».


Понятно, что судебная система Казахстана не работает. Работают конкретные личности в мантиях. Парадокс в том, что эти люди творят правосудие именем Республики Казахстан. И самое печальное – общество включилось в этот фарс.


 


– Возникает вопрос, а что делать?


– Да просто призывать к закону и ответственности наших судей. Есть такой орган – Союз судей РК. Нужно сообщать туда о любом факте нарушения. Конечно, два-три сигнала мало, но десять на одного человека – уже достаточно. Наши люди, к сожалению, занимают, еще на уровне судов первой инстанции, такую позицию, мол, ничего не докажешь, всё куплено. Мы сами моделируем свое будущее, и никто не пытается сломать порочную практику и внести небольшую лепту в отдельно взятом
процессе. Между рядовыми гражданами и судебной системой выстроена воздушная
подушка, но это неправильно. Народ назначает судей, значит, должен требовать
от них отчета. У нас же население априори уверено в проигрыше, поэтому и не любят
ходить в суд за правдой. Обиженный лучше возьмет ружье и застрелит обидчика.


 


Средневековый сюзерен


 


– Получается, судебная система своей работой, точнее, ее отсутствием провоцирует в стране социальное напряжение?


– Каждое судебное решение имеет гражданско-правовое последствие. Это не просто бумага, которую вывешивают на стену. Если решение неправосудно или еще хуже – пронизано коррупционным мышлением судьи, оно вызовет у человека отрицательные эмоции. В каждом из нас от природы заложено определенное чувство справедливости, грубо говоря, понятие добра и зла. И если это равновесие нарушить, то получится бог весть что.


Допустим, гражданина обидели несправедливым вердиктом суда. Что он делает?
Теряет доверие к судебной системе, а ведь это отдельная ветвь власти. По сути, он теряет уважение ко всей власти в целом, к ее законам и нормам. Последний случай в
Талдыкоргане яркое тому подтверждение: человек застрелил судью, а потом себя.
Вспышки религиозного экстремизма по всей стране имеют под собой более глубокие корни, нежели нам пытаются подать несправедливость превысила критическую массу.


 


В Европе, где институт судебной власти практически совершенен, прекрасно
понимают, что любое нарушение прав человека связывают именно с судами. Если
на голову «какнула» птичка, то европеец смело подает иск на муниципалитет. Он уверен – дело выиграно, и городские власти знают, что проиграют. Поэтому там
идут на упреждение нарушений прав своих граждан. Очень простая система – государство служит народу, соблюдая его чаяния!


 


– Насколько казахстанские судьи независимы в своих решениях и действиях?


– Наши суды самые независимые – от них ничего не зависит! Обычный районный исполнитель волен в своих суждениях только в рамках, установленных ему непосредственным начальством. Хотя формально судья обладает массой правовых
возможностей. Такое лицемерие системы коробит любого здравомыслящего человека.


Потеря контроля над «третьей ветвью» произошла не сегодня. Всё началось с того,
что в лихие девяностые судьи получили очень большую власть на местах. Власть,


которая ничем не регламентировалась. И вместо того, чтобы заняться создани­ем цивилизованных форм существова­ния, власти принялись облагораживать «фасад». Десятилетиями мы украшали судей и суды новыми мантиями, значка­ми, системой видеоконтроля и прочими «финтифлюшками». Никто пальцем не по­шевелил для воспитания судейского кор­пуса. Обратите внимание на бэкграунд современных судей. Где они работали, что заканчивали? И сравните эти показа­тели с их нынешним карьерным ростом. Многое встанет на свои места – один та­щит другого на основании всеобщей повязаности. Вот это и есть латентная кор­рупция казахстанской судебной власти.


Я уверен, судья исполняет роль сред­невекового сюзерена – как сказал, так и будет. Жаловаться бесполезно – он не­зависим… от мнения рядовых граждан своей страны.


 


– Получается какой-то беспросветный тупик. Апеллировать к закону – бессмысленно, бороться с коррупцией – нереаль­но. Есть ли, по вашему мнению, реальный выход из ситуации? Грубо говоря, сможем ли мы увидеть «свет в конце туннеля»?


– Я вижу по судьям, что плевать они хотели на реформаторскую «мышиную возню» вокруг их персон. Их это совер­шенно не задевает.


Нужно мониторить деятельность от­дельных судей, а не судов. Следить за каждым. Трудно, затратно, но действен­но! В противном случае «абстрактные цифры» борьбы за справедливость не заденут ни сам «объект», ни интересы «субъекта», то есть народа. Нужна кон­кретика – судебное решение, независи­мый комментарий к нему. Тогда можно будет отделить мух от котлет, понять, где работал бездарь и непрофессионал, а где соблюдена буква закона.


Нужно нейтрализовать коррупцию в среде судейского корпуса. Делать это нужно жестко и кардинально. Если будет на то государственная воля, то сделать это можно буквально за несколько меся­цев.


Судьи – это лица, уполномоченные государством на исполнение функций правосудия. Они находятся на полном государственном обеспечении: жилье, должностной оклад, транспорт. Нужно поменять север на восток, юг на запад. Переместить всех в полном составе – всех алматинских судей – в Астану, атырауских – в Павлодар и т.д. При этом придется опла­чивать только транспортные расходы. Никто ничего не теряет – судьи сохраня­ют положенное им по штату. Лишаются они только одного – корней. Именно эти пресловутые «корни» определяют в жиз­ни служителей Фемиды очень многое. Они обрастают знакомствами, связями, работают с оглядкой на местный истеб­лишмент. Именно поэтому они смело бе­рут «на лапу» и плюют на закон. Выбей у них эту почву из-под ног, глядишь, станут «добрей».


Проводить такую ротацию каждые два года и так в течение десяти лет. Но не бывает кнута без пряника. В качестве такового может выступить пожизненное присвоение звания судьи. Но это только в случае положительных характеристик и показателей. Через пятнадцать лет у нас будет готовый корпус пожизненных профессиональных судей, которые сами изменят судебную систему в лучшую сто­рону. Они попросту будут следить за тем, чтобы в их «элитарный клуб» не попадали отбросы и негодяи.


 


Беседовал Аскар КУБАЙЖАНОВ (газета «Свобода слова» за 24.11.2011)


 


Добавить комментарий

Смотрите также