Есергепов не отказался от борьбы

29.09.2011

 


По оказии нам на днях удалось встретиться на короткое время с Рамазаном Есергеповым – журналистом, осужденным на три года лишения свободы за «разглашение» госсекретов. Это дело вызвало широкий резонанс в Казахстане и за рубежом. Буквально перед отбытием поезда обратно в Тараз, где отбывает срок несгибаемый редактор, мы поговорили с ним о делах наших скорбных.


 


– Рамазан, прежде всего хочу спросить о здоровье вашей мамы, к которой из колонии, презрев все нормы общечеловеческой морали, вас долго не отпускали навестить ее.


– Здоровье мамы, можно сказать, стабильно тяжелое. Инсульт вызвал паралич левой стороны тела, затруднена речь, но сознание ясное. Я был в шоке при виде ее – так сильно она изменилась. Ведь я ее запомнил жизнелюбивым, веселым человеком с крепким здоровьем. Все пять «вольных» дней я был возле нее и постарался внушить, что я свободен и оправдан, а те, кто сфабриковал против меня дело и лишил свободы, получили по заслугам. Надеюсь, рано или поздно так и случится. Прощаясь с матерью, сказал, что уезжаю в командировку.


 


– Но ведь ваше требование проведать мать, тем более в такой ситуации, было законным?


– Мое требование о краткосрочном отпуске было вполне законным, в рамках статьи 93 УИК РК. Более того, в этой статье предусмотрен даже выезд осужденных по месту жительства для решения вопросов трудоустройства, но, как правило, эта статья закона не работает. Неудивительно, что руководство учреждения заявляет, что подобные выезды в колонии не практикуются. И полная ерунда, когда говорят, что для этого осужденный должен находиться в колонии-поселении: в законе прямо говорится, что краткосрочный выезд по причине тяжелой болезни или смерти родственника невозможен только для определенной категории осужденных (наркоманы, алкоголики, психически больные и т.д.), к которым я никак не отношусь.


Поэтому отказ начальника колонии (по указанию из Астаны) был незаконным. Формально вопрос был решен по указанию Генеральной прокуратуры, куда сразу обратились я и моя супруга. Но я считаю, что значительную роль в положительном решении вопроса сыграли обращения моей супруги Есергеповой Раушан в международные организации: Хьюман Райтс Вотч, Комитет защиты журналистов, «Репортеры без границ», Фридом Хаус, Фридом нау, Казахстанское международное бюро по правам человека, фонд «Журналисты в беде», к председателю ОБСЕ         А. Ажубалису и другим. Связываю это событие и с визитом президента во Францию и Нью-Йорк, а также началом совещания ОБСЕ по человеческому измерению, на котором неоднократно моя супруга, а также делегации США и Евросоюза, поднимали вопрос о моем аресте и осуждении за профессиональную деятельность. Как бы то ни было, мой выезд из колонии общего режима на свидание с больной матерью – это положительный прецедент в истории УИС Казахстана. Заметьте, отпустили меня, «не вставшего на путь исправления» (как пишут в протоколе об отказе в УДО), без сопровождения, без конвоя, в общественном транспорте. Назад я, даст Аллах, вернусь сегодня на поезде. Значит, статью 93 УИК можно вводить в практику повсеместно. Это и будет гуманизация в действии, а не на словах и на бумаге.


 


– Как я понял, условно-досрочное освобождение (УДО) вам не «грозит» и вы, к сожалению, оправдаете присказку: отсидел «от звонка до звонка». Чем это объяснить?


– Мне четыре раза отказали в УДО, не перевели в колонию-поселение, не сделали ни малейшего облегчения режима содержания – и все под предлогом «не встал на путь исправления». Эта фраза означает: Есергепов не отказался от борьбы с коррупционными силами именно в эшелонах высшей власти, которую проводил будучи главным редактором газет «Начнем с понедельника» и «Алма-Ата инфо». Это напрягает высокопоставленных чиновников, которые должны быть привлечены к ответственности за фабрикацию дела против меня, за все нарушения в закрытом суде, они страшатся публичного оглашения их имен.


Есть указания Генпрокуратуры от 15, 18 и 25 мая 2009 года разобраться по существу в жалобах Есергепова на неправомерные действия КНБ РК, ДКНБ по Жамбылской области, работников прокуратуры Жамбылской области и горсуда Тараза. Они еще не исполнены, но я буду добиваться справедливого рассмотрения моего дела. Конечно, заинтересованные в моем осуждении лица, обозначенные в моей статье «Кто управляет нашей страной – президент или КНБ?», заинтересованы и в дальнейшей моей изоляции. Поэтому и «до звонка» еще надо досидеть. Вы же понимаете, где я нахожусь. Это ежедневный риск провокаций, это опасность заражения туберкулезом, СПИДом и другими болезнями. А с моим «букетом» болезней риск не дождаться звонка еще более возрастает. Я благодарен в первую очередь журналистам, правозащитным организациям за поддержку. Но считаю ее недостаточной со стороны политических сил Казахстана – они не должны успокаиваться, пока в стране есть политические заключенные. А их не так уж и много, чтобы не вести целенаправленную борьбу за их освобождение: Е.Жовтис, А.Атабек, А.Садыков, Е.Нарымбаев,   Н.Соколова, а также Т.Кучуков.


 


– В связи с этим, каково живется в колонии? По телевизору сотрудники КУИС говорят, что заключенные там катаются чуть ли не как сыр в масле. Но в последние годы исправительные учреждения захлестнула волна неповиновения: это и бунты, и самоподрывы, и массовые побеги…


– Все так называемые бунты спровоцированы сотрудниками колоний, а также вызваны постоянными унижениями, побоями, несправедливостью наказания, отсутствием будущего, перспективой нищенского существования в богатой стране. Колония, где я отбываю срок, в общем-то, спокойная. И никакого бунта 27 августа, как сообщила пресс-служба КУИС, не было.


Наоборот, была экзекуция, которую устроили сотрудники КУИС при обысковых мероприятиях, она-то и вызвала протест среди некоторых заключенных, которые вспороли себе животы, вскрыли вены. Меня тоже в тот день вывели из санчасти, где я проходил лечение, и вместе с другими заключенными продержали под палящим солнцем 6–7 часов на корточках без воды и еды.


Тех, кто не выдерживал и падал или менял положение, жестоко избивали палками и пинали. Как объяснить такую жестокость – провозглашенной гуманизацией уголовно-исполнительной системы, переводом КУИС в ведомство МВД? Меня не били, но мне, сердечнику, хватило и этих 7 часов на солнцепеке. Вчера, накануне отъезда в колонию, у меня случился приступ сердечной боли. Пришлось вызвать «скорую», врач, сделав ЭКГ, принял решение срочно госпитализировать меня в городской кардиологический центр.


От госпитализации я отказался и после интенсивной терапии стал собираться в колонию, где меня очень ждут: во-первых, руководство, которое я не должен подвести, во-вторых, осужденные, которым я помогаю в правовых вопросах. Да и не хочется доставлять радость своим «доброжелателям», которые не преминут использовать возможность по-черному «пропиарить» Есергепова. А у меня хватит духа пройти испытание до конца, лишь бы здоровье не подвело.


 


– Некоторые международные правозащитные организации признали вас политическим заключенным. Не собираетесь ли вы по выходе из мест заключения требовать компенсации или чего-то в этом роде от, допустим, экс-председателя КНБ Амангельды Шабдарбаева и его бывших подчиненных за ваше, как вы считаете, незаконное лишение свободы?


– Даже находясь в СИЗО, я подал в суды Тараза, Алматы, Астаны иски за клевету в порядке частного обвинения на А. Шабдарбаева, в то время главу КНБ, К.Нурбекова – бывшего начальника ДКНБ по Жамбылской области, К. Абдрахманова – представителя РК в ОБСЕ, Е.Ертысбаева – экс-министра и других, но суды не рассматривают мои заявления из-за недостаточности материалов, доказывающих их вину.


Кроме того, при содействии КМБПЧиСЗ я направил жалобу в Комитет ООН по правам человека, в которой привел факты нарушения нескольких статей Международного пакта о гражданских и политических правах, допущенных в моем деле. Мою жалобу дополнил своим меморандумом американский адвокат Патрик Гриффит, действующий от имени правозащитной организации Фридом наус. И я не отступлюсь от своих заявлений, так как считаю, что за торжество Закона, уважение Конституции, за права и свободы граждан Казахстана необходимо бороться, вместе и своевременно.


 


– Что ж, здоровья вам и мужества!


– Спасибо.


 


Беседовал Алмат АЗАДИ (газета «DAT» за 28.09.2011)


 


Добавить комментарий

Смотрите также