• Главная
  • >
  • Бояться надо не веры, а безверия

Бояться надо не веры, а безверия

21.06.2011

На днях в «АйтPark’e» в гостях был Анатолий Косиченко, ученый-философ, религиовед, сотрудник Института философии и политологии. Хотя тема была актуальной – ситуация с исламом в Казахстане, разговор из общественно-политической сферы все время перетекал в сферу духовно-философскую. Поначалу привыкший обострять разговор Нурлан Еримбетов откровенно скучал. Но потом стало очевидным, что научный взгляд на проблему имеет свои преимущества.


 


Разговор начался с вопроса о противостоянии религий в мире.


 


– Определенное противостояние есть, но оно вырастает не изнутри религий. Религии просто подхватывают общие тенденции, идущие или из политики, или каких-то культур, или предзаданные, или если мы обратимся к конспирологии, то в целях конструирования новой реальности, — объяснил Анатолий Косиченко. — Религия является формой, в которой выражаются противоречия. А на поверхности выглядит так, что христианство вступает в столкновения с исламом, хотя, если исходить из внутренней сущности и содержания религий, им фактически нечего делить.


 


– Можем ли говорить, что религии скоро вообще уйдут из нашей жизни? — зашел с другой стороны Нурлан Еримбетов. — Что все эти войны — это агония всех религий, потому что человечество живет в другом мире, другими проблемами? Что через сто лет не будет ни мечетей, ни церквей, ни синагог?


 


– Такие тенденции есть, — согласился ученый. — Почему, скажем, Европа боится ислама? Не потому, что усматривает в нем реальную агрессию, а потому, что она потеряла свои христианские корни. Приходит мощная, сплоченная религия, которая представляет собой нечто новое для потерявшей веру некогда христианской цивилизации. Более 20000 христианских храмов в Европе перепрофилированы, проданы, в том числе под увеселительные заведения. Религия вытесняется в сферу частной жизни человека. Мы видим падение религиозности в мире.


 


Современные нравственные ценности плохо совместимы с религиозными, признал гость клуба.


 


– Все-таки религия — это дисциплина духа. Это подчинение себя Богу, а кто сегодня готов искренне, в полном масштабе подчиняться? — задал он риторический вопрос.


 


Однако падение религиозности не означает угрозы ее исчезновения. По предположению г-на Косиченко, сейчас мы находимся на пике минимальной религиозности человечества.


 


– Технология, наука ответили на многие вопросы, на которые отвечала религия, но смысла жизни они не могут дать. Через 20—30 лет такое падение религиозности сменится ренессансом, — уверен он.


 


Дело в том, что, когда говорят о религии, в основном концентрируются вокруг социально-политических аспектов и никого не интересует, что такое религия по существу.


 


– А религия — это есть средство спасения души человека для вечной жизни, для рая, — попытался уйти в богословские дебри профессор, но был спущен «с небес на землю» модератором.


 


У нас Египта не будет


 


– Давайте вернемся к нашей жизни, — призвал Еримбетов. — Можно ли говорить о том, что казахстанские носители ислама уже начинают подразделяться по разным течениям внутри самого ислама?


 


– Такой факт есть, — опять согласился Косиченко и снова дал свое объяснение: — Если в начале 90-х годов было разделение единого ислама Казахстана, как говорят, по этническим квартирам (уйгурские мечети, татарские…), то потом эту проблему решили. Сейчас, когда растет религиозная грамотность, люди начинают узнавать разное об исламе. А пророк говорил, что будет 73 течения в исламе и какое истинное, вы узнаете только в судный день.


 


По мнению ученого, опасность заключается не в разделении на течения, а в «совпадении этнической и конфессиональной идентичности».


 


– Например, все тюркские или азиатские этносы записываются в мусульмане. И я считаю, что это угроза государственной безопасности, потому что отождествление этих двух идентичностей, которые не совпадают, в случае нарастания протеста на каком-то из двух полюсов — религиозном или этническом — объединяет, усиливает, обогащает протест.


 


Заслышав о протесте, хозяин клуба перевел тему на власть имущих, спросив, кто и как влияет на нашу элиту в религиозном отношении. Косиченко в ответ напомнил о громкой истории с коранитами (лидер казахстанских приверженцев течения — Аслбек Мусин, сын главы Администрации президента) двухлетней давности.


 


Вся эта сфера латентна — кто же из правящей элиты признается в патронировании какого-то направления? — оговорился спикер. — В Казахстане православие и ислам патронирует государство, но вам никто об этом впрямую не скажет.


 


– Я считаю, патронирование должно быть открытым, — возразил Нурлан Еримбетов. — А то можно быть генералом КНБ, а у себя втихаря давать указания… Это заговорщичество, угроза национальной безопасности.


 


Переходя от казахстанских реалий к международным, в первую очередь «пошли в Египет».


 


– Последние события в арабском мире — это возрождение ислама или его агония? — поинтересовался Еримбетов.


 


– Известный российский исламовед Игнатенко написал несколько статей с названиями вроде «Последний вздох ислама», — не изменил своей тактике «сначала соглашаться — потом объяснять» гость. — Он считает, что в Египте у братьев-мусульман нет электората. Я не согласен. Я бы рассмотрел ситуацию в Северной Африке и на Ближнем Востоке в духовном контексте. Согласно духовной традиции, к окончанию веков будет усиливаться духовная брань — добра и зла. Думается мне, что роль ислама в этих событиях недооценена. Мне кажется, после активных событий и когда начнутся выборы, мы увидим братьев-мусульман, занявших заметное место в политике этих стран.


 


– А у нас в Казахстане возможно на религиозной волне сменить власть? — на всякий случай спросил модератор.


 


– Нет, у нас невозможно, — «успокоил» его Косиченко. — Религиозность в Казахстане сильно преувеличена. Это касается не только ислама, но и других конфессий. У нас гораздо больше число атеистов и сомневающихся, нежели об этом говорят лидеры конфессий. Почему не приветствуется политизация ислама? Если ислам становится одной из идейных основ, глубоко проникая в политику, тогда, дергая за эту нитку, можно производить заметные изменения. У нас такого не происходит.


 


Верующих очень мало


 


Хотя в начале разговора Анатолий Косиченко упоминал, что православный мир обеспокоен ростом христианофобии (70% всех жестких актов направлены именно против христианства, по его данным), Нурлан Еримбетов спрашивал об исламофобии и ее истоках.


 


– Все религии искренни, но ислам — наивно искренен. Как второклассник. Он требует справедливости в настоящий момент, — попытался начать с самого начала ученый. — Католики говорят: мы не торопимся, у нас впереди вечность. Они рассуждают в категориях не то что столетий, а тысячелетий. Например, задача на III тысячелетие — расширять католичество в Азии. И зачем им взрывать метро?


 


Православие тоже внутри имеет много противоречий. В мире есть 15 православных церквей, и на молитвах они поминаются в порядке их значимости в современном мире и в истории. И сейчас православный мир озабочен спорами — у какой церкви какое место?


 


А зрителям не интересны догматические противоречия, подошел к сути спикер. Раз не взрывают — это не сюжет СМИ.


 


– Ислам требует справедливости актуальным образом, а христианство может подождать, — расставил он все по местам.


 


Но разве нет зависимости роста религиозности от уровня жизни, подключились к разговору журналисты.


 


– Большую активность в социально-политической сфере ислам демонстрирует по всему миру. Но эта корреляция — чем выше уровень жизни, тем меньше религиозность?.. — засомневался отвечающий. — Это отмечает социология, но она не схватывает все процессы, идущие в религии. Религия — слишком высокая и тонкая вещь, и это выходит за пределы возможностей социологии.


 


В качестве доказательства своей мысли Косиченко привел такой факт: сотни тысяч европейцев приняли ислам — независимо от своего уровня жизни. Они приняли ислам как истинную религию в современном мире.


 


У нас же, по мнению профессора, максимально 65% населения — это верующие абсолютно всех конфессий. Расклад по конфессиям: на первом месте ислам, но не 70% населения, 40—45%.


 


– Это субъективные оценки, такие замеры трудно делать, — признал он. — В России 80% позиционируют себя как православные христиане, в храм регулярно ходят 10—15%, а причащаются — причастие в христианстве это самое главное таинство, настоящими христианами считаются те, кто причащается, — всего 5%.


 


Причина потери веры, считает Косиченко, — распространение либеральной идеологии.


 


– Либеральные ценности концептуально противоположны религиозным. И если доминируют либеральные ценности, а они сейчас безусловно доминируют, то религиозные ценности выдавливаются на периферию, — говорит он. — На Западе религия вообще считается сферой, институтом гражданского общества.


 


А у нас Агентство по делам религий создается, напомнили гостю клуба собравшиеся. Хозяин же площадки уверен, что создание агентства — это слабость государства.


 


– То есть государство не создало такую систему, когда оно должно просто наблюдать за этим и особо не вмешиваться, — заключил он и предложил гостю финальные вопросы: что тревожит в этой ситуации и что обнадеживает?


 


– Меня тревожат большие объемы ложной религиозности населения Казахстана. Люди, обманывая себя и заполняя неверно трансформированной духовностью свой внутренний мир, выходят с этими неадекватными идеалами, — не изменил своей манере гость. — А поддерживает меня, вселяет оптимизм то, что человек — духовное существо. Это я могу сказать как философ. Есть неизбывная тяга к истине. Религиозное образование и просвещение должно базироваться на этой тяге. И я думаю, что она пробьется. Я думаю, тенденция будет такая: объемы религиозности уменьшатся, а она будет более осознанной. И мы получим в обществе верующих людей, которые будут источниками духовности, нравственности.


 


ИСТОЧНИК:


Интернет-портал «Республика»


www.respublika-kaz.info/news/society/15622/


Дата публикации: 21 июня 2011 г.


 


 


Добавить комментарий