Посторонним приход запрещён, нарушителям приписаны «провокационные цели»
  • Главная
  • >
  • Посторонним приход запрещён, нарушителям приписаны «провокационные цели»

Посторонним приход запрещён, нарушителям приписаны «провокационные цели»

12.11.2025

Солдатских матерей, обратившихся к главе государства с призывом реформировать армию, полицейские задержали, но потом отпустили, а пришедших поддержать митингующих приписали загадочные «провокационные цели» и привлекли к административной ответственности.

10 ноября в Астане возле 16-го подъезда Дома министерств, где принимают обращения граждан в администрацию президента страны, прошла акция протеста, которую провели матери солдат-призывников, погибших во время службы в ни с кем не воюющей казахстанской армии. Женщины требовали проведения справедливого расследования гибели своих сыновей и коренного реформирования армейской системы.

Участницы протестной акции простояли на морозе и ветру почти семь часов, некоторые теряли сознание. А потом к месту событий прибыли омоновцы, пошвыряли протестующих в автозак и отвезли в полицию, откуда выпустили в половине девятого вечера, выписав каждой предупреждение о недопустимости нарушения существующего порядка проведения мирных собраний. О судьбе других задержанных из присутствовавшей на акции группы поддержки стало известно лишь на следующий день из ответа департамента полиции Астаны на запрос ИА КазТАГ.

Силовое задержание участников акции описаны в пресс-релизе следующим образом: «Участники не отреагировали на данные предупреждения, в связи с чем были приняты предусмотренные законом меры реагирования». После этого сообщается о том, что с матерями погибших военнослужащих «была проведена профилактическая беседа», после которой их распустили по домам, а далее идёт следующий пассаж: «Ряд граждан, не имеющих отношения к семьям погибших и пострадавших военнослужащих и прибывших с провокационными целями, были привлечены к административной ответственности».

Сколько именно граждан были привлечены к административной ответственности, какой именно суд и когда именно рассмотрел их дела, по каким статьям КоАП какие наказания им были назначены – ничего такого в полицейском пресс-релизе не говорилось (по крайней мере мне такой информации в имеющихся на сегодня публикациях найти не удалось). Однако хотелось бы отдельно прокомментировать полицейские сентенции о том, что эти самые граждане не имели отношения к семьям погибших и прибыли к месту событий с провокационными целями.

С какими именно провокационными целями эти люди пришли на акцию солдатских матерей, а главное – в чём заключались их провокационные действия, авторы пресс-релиза пояснить не удосужились. По логике же сказанного ими получается, что никаких действий эти люди вообще не совершали (просто стояли рядом – и все дела), а провокационные цели их присутствия на акции усмотрены полицией в самом факте такового присутствия. Это более чем странное умозаключение подкреплено одним-единственным указанием на то, что данные граждане не имеют отношения к матерям погибших военнослужащих.

О том, что люди могут требовать справедливости по отношению к не только к себе лично, но и к другим людям, проявляя тем самым гражданскую солидарность, наши полицейские по-видимому даже не подозревают. Точнее будет предположить, что знать об этом они вполне себе знают, но принципиально отказывают обычным гражданам в праве на легальное выражение такой солидарности. По этой логике государство худо-бедно готово признать за матерями солдат право на публичное обращение к высшим властям (да и то лишь частично: в автозак пошвыряли и в участок доставили, но наказывать не стали), а вот за людьми формально посторонними, у которых никакой сын-брат-внук в армии не погиб, не признаётся даже права присутствовать на акции, коль скоро сама цель такого присутствия на голубом глазу объявляется провокационной. То есть любой, кто пришёл морально поддержать сограждан, обратившихся к властям по касающемуся лично их поводу, может быть объявлен провокатором и на этом основании получит штраф или административный арест.

Кстати об арестах: обычно у нас по митинговым делам отвешивают 10 или 15 суток, каковые сроки для осуждённых адмсудом 11 ноября истекут соответственно 21 или 26 ноября (вариант с «карусельными» арестами. Когда на выходе из спецприёмника отсидевшему преподносят новый срок за то же самое, но с чуть-чуть другой формулировкой, мы в данный момент не рассматриваем). С вышеуказанными датами почти совпадает окончание другого срока, который сразу после астанинского инцидента 10.11 глава государства дал генеральному прокурору для того, чтобы тот разобрался с обращением солдатских матерей.

«Президент РК Касым-Жомарт Токаев поручил генеральному прокурору Берику Асылову в двенадцатидневный срок рассмотреть обращения матерей погибших военнослужащих, оценить соблюдение законности при расследовании и рассмотрении дел. Об этом в понедельник сообщил пресс-секретарь главы государства Руслан Желдибай», – это я цитирую сообщение, прошедшее вчера на всех интернет-ресурсах.

Нам же остаётся лишь сопоставить заявления двух пресс-служб – президентской и полицейской, а также продекларировать правозащитный взгляд на факт  привлечения граждан к ответственности за то, что они пришли куда-либо «с провокационными целями», если только таковые цели не проявились в реальных противоправных действиях. Презумпция невиновности должна распространяться не только на подсудимых в уголовном процессе, но и на задержанных на мирной акции протеста, даже если они не имели личного отношения к предмету данного протеста. Это не говоря уже о том, что на мирных акциях протеста, не сопровождавшихся реальными беспорядками и насильственными действиями, задержаний производиться вообще не должно.

ФОТО: Ulysmedia.kz