Комитету уголовно-исполнительной системы придется как-то возвращать домой осужденную, которую «заранее» этапировали в другую область.
1 августа 2025 года Мадина (имя изменено), жительница южной столицы, была осуждена на 6,8 лет лишения свободы по обвинению в мошенничестве с сокращением срока вдвое в связи с амнистией.
Однако вопрос в другом. Мадина, имевшая на тот момент четверых несовершеннолетних детей, находящихся на ее иждивении, и будучи беременной пятым, была этапирована из следственного изолятора Алматы, во-первых, почему-то в Тараз, во-вторых, еще до того, как приговор вступил в законную силу.
Оба момента идут вразрез и с законодательством, и с принципами справедливости, на что обратили внимание в Бюро по правам человека, направив запросы в Комитет уголовно-исполнительной системы и в Генеральную прокуратуру с требованием вернуть осужденную в Алматы.
Как считают в Бюро, до вступления приговора в законную силу Мадина де-юре считается все еще невиновной, таким образом нарушена презумпция невиновности. Также женщина намеревалась обжаловать судебное решение, и в этом случае она будет лишена возможности выстраивания линии защиты со своим адвокатом и участвовать в апелляционном рассмотрении жалобы в Алматы.
Международный пакт о гражданских и политических правах, ратифицированный РК и являющийся законом прямого действия, в статье 14 гласит, что закреплено право каждого человека на гарантии на основе полного равенства при рассмотрении любого предъявляемого ему уголовного обвинения.
Опять же, напомним, что распределение осужденных должно происходить в максимально приближенные к месту проживания места отбывания наказания с целью сохранения социальных связей. А в данном случае речь о четырех детях.
В Комитете уголовно-исполнительной системы все же нашли оправдание по первому пункту: отсутствие свободных мест в Алматинской области. По второму не нашлось что ответить.
В случае Мадины прокуратура среагировала оперативно, и более того, приговор был заменен на ограничение свободы.
Так что КУИС явно поспешил, и теперь придется как-то решать вопрос, как женщине добираться домой.
Вообще, как сообщают в Бюро по правам человека, перемещение заключенных из Алматы по другим областям становится повседневной практикой. Не всем только так везет, как Мадине.