Накануне каракалпакский правозащитник Акылбек Муратов сообщил о том, что Верховный суд оставил в силе решение об отказе ему в предоставлении политического убежища.
«Суд в Астане ожидаемо оставил в силе решения предыдущих инстанций – мне окончательно отказано в убежище в Казахстане. К сожалению, других подробностей пока не могу сообщить. Благодарю всех, кто пришел поддержать меня на заседании и продолжает оказывать помощь», – написал он на своей странице в соцсети X.
После протестов в Каракалпакстане летом 2022 года Муратов регулярно освещал ситуацию с преследованием каракалпаков в социальной сети X. В октябре прошлого года сообщалось, что спецслужбы начали угрожать одному из родственников правозащитника в Навои, требуя, чтобы Муратов прекратил освещать события в Каракалпакстане. Через неделю правозащитник сообщил, что советник генерального консула Узбекистана в Алматы также просил его «смягчить тон» публичных выступлений по каракалпакской проблеме, выразив обеспокоенность тем, что некоторые его высказывания в интернете и в интервью прессе могут быть «раздуты» средствами массовой информации.
Муратов был задержан в Алматы 15 февраля 2024 года, а 17 февраля суд арестовал его на 40 суток. Узбекистан вменил ему публичные призывы к массовым беспорядкам и насилию, а также «изготовление или демонстрацию материалов, содержащих угрозу общественной безопасности».
Обвинение по «публичным призывам к массовым беспорядкам и насилию» было предъявлено за акцию памяти в честь 500 дней с событий, произошедших в июле 2022 года в столице Каракалпакстана – Нукусе, а обвинение по «изготовлению или демонстрации материалов, содержащих угрозу общественной безопасности» – за публикацию видео с выступления другого каракалпакского активиста Кошкарбая Торемуратова на конференции ОБСЕ в октябре 2023 года.
23 февраля 2024 года он получил свидетельство лица, ищущего убежище в Казахстане. Через два дня международная правозащитная организация Human Rights Watch заявила, что Казахстан обязан не экстрадировать каракалпакского активиста Акылбека Муратова в Узбекистан, где ему грозит политически мотивированное преследование.
Спустя год Муратов вышел на свободу из под экстрадиционного ареста, однако комиссия отказала ему в предоставлении убежища, заявив, что «опасения Муратова о преследовании при возвращении на родину безосновательны и ничем не подкреплены».
Узбекистан требовал экстрадиции и других каракалпакских активистов в Казахстане, обвиняя в различных преступлениях: от «призывов к массовым беспорядкам» до «посягательства на конституционный строй». Им также отказали в убежище — часть из них эмигрировала в другие страны.
ИСТОЧНИК:
Интернет-издание «Власть»