Генеральному прокурору РК
Б.Н.АСЫЛОВУ
Уполномоченному по правам человека в РК
ЛАСТАЕВУ А.Е.
ОТКРЫТОЕ ОБРАЩЕНИЕ
Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности (КМБПЧ)
В воскресенье, 17 августа, в день, когда планировался марафон в честь дня рождения осужденного оппозиционера и общественного деятеля, супермарафонца Марата Жыланбаева, из разных регионов Казахстана поступили сообщения о задержаниях активистов и правозащитников.
Так, в Восточном Казахстане при попытке пробежки был задержан бывший политический заключённый Серик Ыдырышев; в г.Уральске во время пробежки были задержаны гражданские активистки Роза Кариева и Маруа Ескендирова; в г. Шымкент — Ермек Коншбаев. Также в Алматы были задержаны активистки Нинагуль Жуманиязова и Кумис Кулманова. В г.Шортанды был задержан Амангельды Жахин. В г.Астана пробежка и спортивные упражнения попытались пресечь сотрудники полиции и органов власти.
Активисты совершали пробежки индивидуально или в паре, на бегу записывая короткие видеопоздравления М. Жыланбаеву. Некоторые даже не успели выйти на пробежку, поскольку были задержаны на пути следования. Все действия носили исключительно мирный характер, не нарушали общественного порядка и представляли собой форму выражения гражданской позиции в общественном месте. Единственной целью было морально поддержать осужденного.
Однако сотрудники полиции прервали инициативу и задержали активистов по формальным и необоснованным причинам. Несмотря на то, что впоследствии они были освобождены, такие действия являются незаконными и нарушающими права граждан.
Согласно подпункту 29) статьи 7 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан, «фактическое задержание» — это любое ограничение свободы, включая свободу передвижения, и принудительное доставление в органы дознания (в данном случае без законных оснований), с момента, когда указанное ограничение стало реальным, независимо от процессуального статуса или оформления документов.
Мы полагаем, что задержанные активисты были фактически временно лишены свободы без достаточных правовых оснований, что является прямым нарушением их конституционных прав, закреплённых в статье 16 Конституции РК («Каждый имеет право на личную свободу и неприкосновенность»), а также статей 9 (право на свободу и личную неприкосновенность) и 19 (право на свободу выражения) Международного пакта о гражданских и политических правах, участником которого является Казахстан.
Еще в 2017 году Комитет ООН правам человека, в котором в июне этого года Республика Казахстан отчитывалась о выполнении своих международных обязательств в области прав человека по ратифицированному Международному пакту о гражданских и политических правах, в решении по делу «Андрей Свиридов против Республики Казахстан» указал, что «действия одиночного гражданина, мирно выражающего в общественном месте свое мнение, не должно подвергаться тем же ограничениям, что действия в составе собрания нескольких граждан». Он также указал, что ограничения, связанные с необходимостью соблюдения формальных процедур уведомления и разрешения для одиночных мирных акций протеста, в том числе в виде одиночного пикета, не оправданы, как это требует международное право в области прав человека, законной целью, и не являются необходимыми или соразмерными такой цели и нарушают права человека, предусмотренные статьей 19 МПГПП.
Также Казахстан, как государство-участник Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), обязался уважать право на свободу выражения мнений (Копенгагенский документ ОБСЕ, 1990 г.). Превентивные задержания активистов в связи с их мирной деятельностью грубо нарушают эти обязательства и подрывают доверие к Казахстану на международной арене.
Наконец, в рамках Совета ООН по правам человека, где Казахстан занимает активную позицию, государство приняло на себя обязательства содействовать развитию гражданского общества и защите правозащитников. Фактические задержания и запугивание активистов прямо противоречат этим заявлениям и создают негативный прецедент, который может быть расценён как нарушение принципа добросовестного выполнения международных обязательств (ст.26 Венской конвенции о праве международных договоров).
Применение практики «превентивных задержаний» в преддверии мирных акций носит систематический характер и является свидетельством подавления гражданской активности. Эти действия не только противоречат национальному законодательству, но и грубо нарушают международные обязательства Казахстана перед ООН, ОБСЕ и другими международными институтами.
Мы призываем власти:
- Провести объективную прокурорскую проверку фактов незаконных задержаний активистов и правозащитников 17 августа и привлечь виновных к ответственности.
- Немедленно прекратить практику «превентивных задержаний» как противоречащую Конституции РК и международным обязательствам страны.
19 августа 2025 года, г. Алматы