Задолженность сначала искусственно нарастили, затем потеряли часть двух банковских договоров; арест на квартиру сперва наложили, потом сняли и продали«добропорядочному приобретателю». Возбужденное по заявлению бывшей владелицы недвижимости уголовное дело с 2022 года волокитится в полиции без должного движения.
Жительница Алматы Е.А. жалуется на нарушение частным судебным исполнителем очередности реализации принадлежавшего ей имущества. Так, первым продано жилище, хотя не был реализован земельный участок (противоречит п. 1 ст. 72 Закона РК об исполнительном производстве). В последующем последовало незаконное выселение и не приостановление исполнительного производства (ч.1 ст. 42 и ч.1 ст. 44 Закона об исполнительном производстве) после изъятия производственного дела прокуратурой. Пострадавшая также указывает также на отсутствие постановлений о приостановлении и возобновлении производства и нарушение правил делопроизводства (приказы Минюста № 171 и № 148).
Выселение прошло с нарушениями и с незаконным захватом, а в последующем и уничтожение части имущества, без оформления ЧСИ сохранной расписки и законных оснований на уничтожение ее имущества без ее присутствия. Другую часть имущества ЧСИ передал новым владельцам. И как последней акт – осуществлено незаконное снятие ареста с этого имущества, каковое позволило перепродать её квартиру «добросовестному приобретателю». При выселении Е.А. ее из этой квартиры в качестве представителей этого «тайного скупщика», который ни разу не появился в многочисленных судах, и помощником ЧСИ присутствовали ранее осужденные лица. Все это вкупе наталкивает Е.А. на мысли о том, что вокруг нее работает именно организованная группа.
Давайте разберемся подробнее в этой многоэпизодной истории.
Она берёт своё начало в 2011 году, когда Е.А., будучи предпринимателем, взяла два кредита в Сбербанке, позже переименованным в «Береке», а затем не справилась с выплатами по нему по объективным причинам – вся отрасль ушла в стагнацию, а профильное министерство не обеспечило стабильности для инвестора и преодоления бюрократических барьеров.
По истечению нескольких лет вскрылись обстоятельства дела о подделке банковских документов и незаконной задолженности. При этом банк уклонялся от передачи оригиналов документов Е.А., а в последующем и следствию. Но вот незадача: банк заявил об отсутствии оригиналов оспариваемых дополнительных соглашений от 01.02.2015 к договорам займа. Лишь в 14.01.2024 банк письменно подтвердил, что документы отсутствуют (еще одна утеря важных документов). Оригиналов же у самой заемщицы нет, поскольку долгие годы она не знала о существование этих дополнительных соглашений и их никогда их не подписывала.
Пострадавшая отмечает, что начисление задолженности банком осуществлялось с капитализацией процентов, штрафов и пеней, что противоречит ст. 718 ГК РК (запрет на начисление процентов на проценты). Заказанная независимая экспертиза №97 от 03.11.2021, подтверждает увеличение задолженности почти на 100 млн тенге, но игнорируется банком и надзорными органами.
При таких обстоятельствах и при оспариваемых основаниях на принадлежащую ей квартиру в элитном микрорайоне «Ботанический сад» наложили арест и затем выставили на торги. На тот момент в банке на ее имя уже был оформлен безотзывный покрытый аккредитив на сумму, превышающую в несколько раз сумму задолженности перед банком!
Жилье, которое на рынке оценивалось в 200 млн тенге, продали, как она считает подставному лицу, всего лишь за 55 млн тенге, а после выставили на продажу уже за реальные 196 млн тенге. По мнению Е.А., новым хозяином квартиры стало лицо, которое ведет систематическую предпринимательскую деятельность по скупке жилого и производственного имущества без уплаты налогов в казну от такой деятельности. Сомнения вызывают и источники финансов на такую успешную предпринимательскую деятельность.
В то же время женщина до сих пор пытается в судах добиться признания незаконными действий получившего широкую известность частного судебного исполнителя Алмасбека Елтокова, который проводил ее выселение её из той самой квартиры незаконными способами – с привлечением неофициальных помощников из числа бывших осужденных. А чуть ранее один из таких неофициальных помощников участвовал при попытке выселения из этой же квартиры с «профессиональными» свидетелями с позволения ЧСИ Бакирова Дидара. Однако, чтобы доказать незаконность этих действий, нужны бумажные свидетельства, которые госорганы предпочитают терять, – утверждает пострадавшая.
Первые заявления в Департамент юстиции Алматы о проведении внеплановой проверки Е.А. отправляла еще в далеком 2018 году – до и после торгов, позже – до и сразу после выселения, однако теперь в Департаменте утверждают, что эти документы (какая незадача!) утеряны. Выяснилось это, когда Е.А. решила запросить у них весь архив своей переписки. В итоге получила ответ, что документы канули в лету. По этому поводу она обратилась в департамент Агентства по делам госслужбы по городу Алматы, сотрудники которого провели внеплановую проверку Департамента юстиции, в ходе чего установили, что да, утеряны в результате переезда департамента из одного здания в другое. Максимум чего добилась пострадавшая, того, что проверяющие зафиксировали факт нарушения сотрудниками департамента правил документирования и направили представление о привлечении их к дисциплинарной ответственности. Также было предписано выдать Е.А. копии утерянных нерадивыми чиновниками документов.
Но и тут ничего не вышло. Когда же Е.А. обратилась в Министерство юстиции, ей ответили, что копии её давно высланы (кому? куда?), а наказать виновных в утере оригиналов невозможно, так как эти сотрудники давно уволились из департамента. А про ответственность руководства, видимо, и не слышали.
В то же время идут нарушения процессуальных и имущественных прав в рамках уголовного дела, расследовавшегося Управлением полиции Бостандыкского района.
Постановлением судьи Межрайонного следственного суда Алматы от 2 февраля 2024 года был наложен арест на принадлежащее Е.А. имущество в виде квартиры и двух земельных участков. Однако в апреле того же года начальник управления полиции Бостандыкского района полковник полиции Аханов в одностороннем порядке инициировал снятие ареста с имущества, направив соответствующее письмо в адрес некоммерческого АО «Правительство для граждан», сделав это без получения постановления следственного судьи, без согласия прокурора и без вынесения мотивированного процессуального решения, что прямо противоречит закону, – заявляет Е.А.
Она полагает, что данные действия нарушают её гарантированные законом права на защиту собственности, противоречат принципу независимости суда и судебному контролю, а также создают опасный прецедент самоуправства и фактически подрывают механизм обеспечения законности в том числе в уголовном процессе.
Потерпевшая подала в общей сложности 38 обращений во все инстанции с жалобами на утерю или возможно удержание либо уничтожение документов в госоргане. Женщина не теряет надежды на то, что ей удастся добиться кардинального сдвига в этой многолетней эпопее.