В июне 2025 года Комитет по правам человека ООН рассмотрел третий периодический доклад Казахстана. Публичное обсуждение состоялось 24 и 25 июля 2025 года в Женеве. В течение двух дней проходил развернутый диалог о соблюдении Республикой Казахстан Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП). Делегацию возглавила вице-министр юстиции Ботагоз Жакселекова, которая представила широкий пакет конституционных и законодательных реформ, направленных на укрепление демократии, верховенства права и прав человека.
Казахстан сообщил о значительных институциональных преобразованиях, включая расширение мандата Омбудсмана (Уполномоченного по правам человека), восстановление Конституционного суда и переход к более сбалансированной президентско-парламентской системе. Хотя Комитет положительно оценил эти шаги как признаки прогресса, его члены подчеркнули, что настоящий вызов — это практическая реализация реформ, особенно в тех сферах, где права и свободы по-прежнему ограничиваются или нарушаются.
Безнаказанность за подавление протестов в январе 2022 года и ограничения мирных собраний
Особую обеспокоенность Комитета вызвал ответ Казахстана на протесты, в частности события января 2022 года, а также правовая и институциональная база, регулирующая мирные собрания и применение силы. Протесты начались с резкого роста цен на топливо, но быстро переросли в общенациональные выступления против экономических трудностей, коррупции и авторитарного правления.
Члены Комитета подняли вопрос о применении смертоносной силы, включая сообщения о приказе «стрелять на поражение», что привело к гибели 238 человек. Комитет поинтересовался, были ли проведены независимые расследования, и выразил тревогу, что амнистия, объявленная в конце 2022 года, могла помешать привлечению к ответственности сотрудников силовых структур.
Делегация Казахстана заявила, что события января 2022 года не являлись мирными протестами, а представляли собой вооружённое восстание с нападениями на государственные учреждения и силовиков. По утверждению властей, действия полиции соответствовали национальному законодательству и задачам обеспечения общественной безопасности. Были упомянуты существующие нормы по применению силы и внутренние расследования, приведшие к дисциплинарным мерам, однако конкретные цифры не были приведены.
Комитет также подверг критике правовые нормы, регулирующие право на мирные собрания. Член Комитета госпожа Дондерс отметила крайне низкий процент согласования уведомлений о протестах — лишь 13% в рассматриваемый период, а также запрет на участие иностранцев и лиц без гражданства. Она выразила обеспокоенность тем, что требование предварительного уведомления, вкупе с наблюдением и превентивными задержаниями, на практике препятствует реализации права на протест.
Казахстанская делегация отметила, что законодательство перешло от разрешительной к уведомительной модели и что ограничения применяются лишь для обеспечения порядка и безопасности. Однако члены Комитета не получили детальных ответов на вопросы об произвольных задержаниях, запрете спонтанных собраний и дискриминации по гражданству.
Независимость судебной системы и доступ к правосудию
Комитет выразил обеспокоенность доминирующей ролью Президента в назначении судей, в частности в Верховный суд и Высший судебный совет. Также поднимались проблемы ограниченного доступа к юридической помощи в сельской местности и низкого качества правовой помощи.
Отмечались и другие проблемы: отсутствие прозрачности в судебных процессах, ограниченный доступ к материалам дел, прослушивание переговоров между адвокатом и клиентом. Комитет также спросил, есть ли гарантии, что онлайн-судебные процессы, введённые во время пандемии COVID-19, не нарушают право на справедливое разбирательство.
В ответ казахстанская делегация сослалась на недавнее законодательство, усиливающее дисциплинарный надзор за судьями, и расширение системы государственной правовой помощи. Представители признали существующие трудности, но заверили в приверженности реформам. Тем не менее, конкретные меры по обеспечению независимости адвокатов и устранению выявленных недостатков описаны не были.
Независимость и роль Уполномоченного по правам человека
Отдельной темой обсуждения стала роль и независимость Омбудсмана. Комитет поинтересовался, почему Уполномоченный ни разу не воспользовался своим правом обращения в Конституционный суд и выразил обеспокоенность его сохраняющимся статусом “B”, что указывает на неполное соответствие международным стандартам для национальных правозащитных институтов.
Казахстанская сторона указала на принятие в 2022 году нового конституционного закона, расширяющего мандат Омбудсмана и включающего рекомендации Венецианской комиссии. Представители пояснили, что отсутствие обращений в Конституционный суд связано с выверенной и стратегической позицией, предполагающей использование полномочий только по системным вопросам. Также было отмечено, что Национальный превентивный механизм (НПМ), координируемый офисом Омбудсмана, осуществляет внезапные визиты в закрытые учреждения и сотрудничает с гражданским обществом.
Тем не менее, вопросы о реальной независимости Омбудсмана от исполнительной власти были рассмотрены лишь частично.
Заключительные рекомендации Комитета ООН по правам человека
18 июля 2025 года Комитет опубликовал заключительные замечания по третьему периодическому докладу Казахстана. Государству предложено представить до 18 июля 2028 года информацию о выполнении следующих рекомендаций:
1. Антидискриминационное законодательство
– Государству следует в кратчайшие сроки принять комплексный закон о недопущении дискриминации, соответствующий международным стандартам, охватывающий как прямую, так и косвенную дискриминацию в государственных и частных сферах, включая признаки инвалидности, этнической принадлежности, возраста, пола, сексуальной ориентации, гендерной идентичности и другие. Необходимо также обеспечить эффективные судебные и административные средства правовой защиты.
2. Запрет пыток и жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения
Комитет настоятельно рекомендует:
(а) Привести определение пытки в соответствие со статьей 7 Пакта и международными стандартами;
(б) Проводить оперативные, тщательные, беспристрастные и прозрачные расследования всех обвинений, включая события января 2022 года, в соответствии со Стамбульским протоколом;
(в) Обеспечить полное возмещение ущерба жертвам, включая реабилитацию, компенсации и гражданско-правовые средства, вне зависимости от уголовного преследования;
(г) Предотвращать пытки через обучение судей, прокуроров, правоохранителей и медперсонала, основываясь на международных стандартах, таких как Принципы Мендеса.
3. Мирные собрания
В соответствии со статьей 21 Пакта и Общим комментарием №37, государству необходимо:
– Гарантировать право на мирные собрания и следить, чтобы любые ограничения соответствовали принципам необходимости и соразмерности;
– Предотвращать злоупотребление процедурами уведомления для подавления мирных и спонтанных собраний;
– Обеспечить возможность обжалования запретов и недопущение дискриминации как в законе, так и на практике, чтобы все граждане и организации гражданского общества могли свободно организовывать и участвовать в собраниях.
– Полный текст рекомендаций можно найти в Заключительных замечаниях Комитета.
Следующий доклад о выполнении рекомендаций Казахстан должен представить в 2028 году. Следующий список вопросов будет принят в 2031 году, а очередной периодический доклад — в 2032 году.
ИСТОЧНИК:
CCPR Centre