• Главная
  • >
  • Политзэки за решёткой, их защитники — под статьей

Политзэки за решёткой, их защитники — под статьей

29.07.2025

В минувшую пятницу правозащитница Бахытжан Торегожина провела пресс-конференцию о положении казахстанских политзэков в местах лишения свободы, а в понедельник нашу коллегу вызвали в полицию и объявили о возбуждении против неё административного дела о распространении ложной информации о состоянии политзаключённого Марата Жыланбаева. И сегодня состоится суд над адвокатом Жыланбаева и тоже по тем же основаниям.

25 июля состоялась пресс-конференция, посвящённая положению политических заключённых в казахстанских тюрьмах. Правозащитница Бахытжан Торегожина, гражданский активист и бывший политзэк Асет Абишев, а также супруга одного из сегодняшних политзэков Айгуль Токпаева рассказали об условиях содержания в исправительных учреждениях, администрация которых оказывает давление на своих узников, ограничивает доступ к ним адвокатов и правозащитников. Спикеры также о необходимости законодательных изменений, направленных на защиту достоинства политзаключённых и восстановления справедливости по отношению к ним.

– Ситуация с политзэками в местах заключения просто аховая. Сотрудники колоний, призванные исполнять закон в отношении тех, кто его нарушил и за это несут назначенное им наказание, сами постоянно нарушают закон и никакой ответственности за это не несут. Был лишь один редчайший случай, когда в Акмолинской области привлекли к суду 12 сотрудников исправительной колонии за пытки осужденных, но по итогам судебного разбирательства им был вынесен оправдательный вердикт. Для сравнения: ни один суд по политическим обвинениям гражданских активистов не заканчивался оправданием подсудимого, – говорит Бахытжан Торегожина.

Правозащитница отметила особо тревожную ситуацию в колонии города Степногорска всё той же Акмолинской области, где содержится осужденный в 2023 году лидер инициативного комитета по созданию оппозиционной партии «Алга Казакстан», супермарафонец с мировым именем Марата Жыланбаев. Все жалобы на нарушения его прав остаются без ответа, а попытки правозащитников привлечь к ответственности начальника колонии и его замов остаются безуспешными.

– Вышестоящие органы уголовно-исполнительной системы – областной департамент (ДУИС) и республиканский комитет (КУИС) в составе МВД РК – отвечают на обращения правозащитников в по поводу осужденного Жыынбаева стандартной формулой: нарушений не выявлено. Обращения же в наши в спецпрокуратуру или попытки подачи исков в административный суд вообще не принимают к рассмотрению под тем предлогом, что мы не являемся сторонами по делу Жыланбаева, а подавать жалобы и иски должен сам Жыланбаев. При этом он регулярно пишет такие жалобы, но они не выходят за стены учреждения, оседая в недрах тамошней канцелярии – такой вот замкнутый круг создан вокруг самого известного из казахстанских политзаключённых! – негодует правозащитница.

Супруга осуждённого в прошлом году активиста Айдара Сыздыкова подключилась к пресс-конференции по скайпу. Айгуль Токпаева констатировала постоянное увеличение числа политзаключённых в стране, каковое явление свидетельствует о деградации политической системы Казахстана.

– Мой муж Айдар Сыздыков с ноября 2024 года содержится в колонии посёлка Гранитный Акмолинской области. По закону он имеет шанс выйти на свободу в связи с сокращением его срока на одну треть в случае применения к нему амнистии в честь 30-летия принятия Конституции РК, однако администрация колонии присвоила ему минус первую степень поведения, чтобы максимально затруднить применение амнистии. На запрос адвоката о том, на основании каких взысканий это сделано, администрация колонии ответила указанием на количество взысканий, не указав причин наложения таковых. Такой ответ мы считаем элементарной отпиской,
– говорит Токпаева.

Она также рассказала о том, что сотрудники администрации колонии сообщили её о том, что её муж якобы подал заявление о замене краткосрочных свиданий с супругой на телефонные звонки. Удивлённая таким изворотом Айгуль спросили у Айдара на последнем из таких свиданий, прошедшем 9 июля, на что Айдар ответил, что такого заявления не подавал. Ссылкой не несуществующее заявление от осужденного администрация колонии пытается ввести его супругу в заблуждение, а цель этой комбинации совершенно очевидна: замена свиданий на звонками явно призвана затруднить осужденному передачу на волю информации о своём положении в колонии.

Гражданский активист и правозащитник Асет Абишев, сам отсидевший по политическому обвинению в 2018-21 годах, прокомментировал рассказанный Айгуль Токпаевой эпизод с заменой свиданий на звонки сообщением о том, что это общая практика во всех колониях, где сидят политзэки только не везде додумались ссылаться на мифическую просьбу самого осужденного.

– Действующее в Казахстане уголовно-исполнительное законодательство не ограничивает круг лиц, с которыми осужденному может быть предоставлено краткосрочное свидание, одними только близкими родственниками. Однако в случае с политзаключёнными им более-менее исправно предоставляют свидания с жёнами или родителями, но под любым предлогом стараются отказать в посещении исправительного учреждения с правозащитниками,
– говорит Асет Абишев.

В завершение данной пресс-конференции правозащитница Бахытжан Торегожина подчеркнула, что вопрос о нарушениях прав осужденных политзэков в местах отбывания ими наказания является частью сразу двух больших вопросов, а именно (1) о реальном состоянии казахстанской уголовно-исполнительной системы и (2) о политических преследованиях казахстанских инакомыслящих.

– Права осужденных должны соблюдаться администрацией исправительных учреждений независимо от того, за что осуждены и кем были на свободе содержащиеся в них люди. Что же таких людей, как Марат Жыланбаев или Айнур Сыздыков, Тимур Даненбаев или Думан Мухаммедкарим, которые не совершали никаких уголовных преступлений, а осуждены за высказывание и реализацию своих политических убеждений, то они вообще не должны были попасть в исправительные учреждения – их не отчего исправлять, им не отчего исправляться. Все политически мотивированные приговоры должны быть пересмотрены, все политзаключённые должны быть освобождены и реабилитированы,
– подчеркнула правозащитница.

Напомним, что эта пресс-конференция проходила в 25 июля, а уже 28 июля Бахытжан Торегожину взвали в управление полиции Алмалинского района Алматы и объявили о возбуждении против неё административного дела о распространении ложной информации о положении о политзаключённого Марата Жыланбаева, допущенное нашей коллегой в одном из ФБ-постов конца прошлой недели. И сегодня же в административном суде Астаны будут судить адвоката Мейржана Доскараева. Ему также вменяют «распространение» за рассказанную им правду о состоянии политического заключенного Марата Жыланбаева.

В то же время «официальный правозащитник» Уполномоченный по правам человека Артур Ластаев считает, что у узника совести все ОК. Правда, свой вывод он сделал по представленным администрацией учреждения видеоматериалам.

«Лично просмотрел видеоматериал и убедился, что он, как и ранее, отбывает наказание, ходит на прогулки, встречается с родными и адвокатами, занимается спортом, читает книги. Находится под постоянным наблюдением медработников. В целом, условия его содержания соответствуют нормам. Как известно, по установленным законом причинам, публиковать видеоряд не имею права».