День Манделы и тень Манделы

18.07.2025

Сегодня – Международный день Нельсона Манделы, в четь которого названы стандарты обращения с заключенными. За день до этого казахстанские правозащитники выдвинули номинантов на звание «казахстанского Манделы».

18 июля отмечается Международный день Нельсона Манделы — день памяти южноафриканского борца с апартеидом, лауреата Нобелевской премии мира, человека, который провёл 27 лет в заключении, но не озлобился, а вышел из тюрьмы с призывом к прощению и справедливости.

Этот день учреждён Генеральной Ассамблеей ООН в 2009 году в знак признания вклада Манделы в дело мира, свободы, равенства и защиты прав человека. Однако с 2015 года 18 июля получило ещё одно важное измерение: в этот день Генассамблея ООН приняла Правила ООН минимального стандарта обращения с заключёнными, которые теперь носят имя Нельсона Манделы.

После освобождения в 1990 году Нельсон Мандела не стал мстить. Вместо этого он возглавил мирный переход страны от режима апартеида к демократическому обществу. В 1994 году Мандела стал первым чёрным президентом Южной Африки.

Напоминание о человечности даже за решёткой

Так называемые Правила Мандела — это обновлённые и переработанные минимальные стандарты обращения с заключёнными, которые впервые были приняты ещё в 1955 году. Эти правила не являются юридически обязательными, но представляют собой международный ориентир в области прав человека и пенитенциарной политики. Главный посыл Мандела Рулз — даже в условиях заключения человек не теряет своего достоинства и прав. Тюремное наказание — это ограничение свободы, но не бесчеловечное обращение, унижение или пытки.

Ключевые принципы включают:

– запрет на пытки и жестокое обращение;

– обязательность медицинской помощи заключённым;

– право на связь с внешним миром (через письма, свидания и др.);

– уважение к религии, культуре и личности заключённых;

– право на юридическую помощь и доступ к информации о своих правах;

– прозрачность и подотчётность тюремных учреждений.

Мандела говорил: «Нельзя судить о нации по тому, как она обращается с самыми высокопоставленными гражданами. Её нужно судить по тому, как она обращается с самыми низшими — с заключёнными».

Насколько соблюдаются Правила Манделы в Казахстане – вопрос более, чем открытый. Насколько достоин уважения казахстанскими властями всемирно признанный политический деятель, который полжизни положил на борьбу с режимом (причем, и вооруженным путем) – еще больший вопрос, поскольку тень Манделы всегда незримо витает над любыми недемократическими формами правления.

Поскольку Казахстан присоединился к Всеобщей декларации прав человека, то напомним, что в преамбуле идет четкое указание:

«… необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения». Так что сопротивление – зачастую оборотная сторона угнетения и беззакония, и тут уже ответственность полностью лежит на государстве.

От Нельсона Манделы – к «Манделам казахстанским»

Как в свое время Нельсона Манделу режим апартеида заклеймил террористом и экстремистом, так по образу и подобию действует и ряд других проблемных стран.

В этом контексте вчера PANA – казахстанская Коалиция по вопросам безопасности и защиты правозащитников провела встречу по выдвижению кандидатов на символическое звание «казахстанского Манделы».

Среду прозвучавших имен – те, кого уже нет в живых, и те, кто находятся сейчас за решеткой по политическим мотивам.

Чаще других говорили об Ароне Атабеке (провел 14 лет в заключении, умер в 2021 практически сразу после освобождения), Жасарале Куанышалине (умер в 2023). Из числа нынешних политических узников – Марат Жыланбаев, Айгерим Тлеужан, Думан Мухаммедкарим, из освободившихся – Макс Бокаев, Евгений Жовтис. Помимо них прозвучало еще более десятка имен – уже ушедших из жизни, находящихся в заключении, освободившихся, подвергающихся преследованиям.

Так что с одной стороны – гордость за плеяду тех, кто готов отстаивать свои гуманистические убеждения и сопротивляться несправедливости, с другой… Не будь у нас такого государства, тогда бы и не было «казахстанских Мандел».